Найти в Дзене

Анри Руссо: история о том, как таможенник стал художником

Оглавление

Ещё одна история человека, который не побоялся изменить свою жизнь в зрелом возрасте и заняться любимым делом. На этом канале уже собралось немало таких историй. Ссылки на них вы найдёте в конце статьи.

А сегодня рассказ - об удивительном художнике-самоучке Анри Руссо, по прозвищу "Таможенник".

Признаюсь, я не люблю авангард. Долго честно старалась разобраться, в чём заключается гениальность "Чёрного квадрата" и не всё ли равно, где у него верх, а где низ. Меня не восхищали картины Натальи Гончаровой, они напоминали мне каракули умалишённой. Мои сомнения разрешил врач-психиатр. На практике в психиатрической больнице нам показали рисунки пациентов и мы увидели, как с прохождением лечения эти каракули, на которые похожи картины авангардистов, постепенно превращались в рисунки нормальных людей.

Но из каждого правила есть исключения. Вот и у меня: из всех авангардистов я нежно люблю троих - это Марк Шагал, Амедео Модильяни. И Таможенник Руссо.

О последнем этот рассказ.

Таможенник Руссо. Два автопортрета.
Таможенник Руссо. Два автопортрета.
- Ведь они правы, Анри, - сказал Винсент. - Мы и есть сумасшедшие!
- Так не пойти ли нам выпить по стаканчику? - предложил Руссо.
Ирвинг Стоун "Жажда жизни"

Анри Руссо не учился рисовать с детства. Он не окончил даже среднюю школу. Он родился в 1844 в маленьком французском городке Лаваль в бедной семье жестянщика и рано стал её единственным кормильцем. Недолго послужив в армии, вернулся домой, чтобы помогать овдовевшей матери - стал работать судебным приставом.

Был он честным, наивным и прямодушным человеком. Коллеги же считали его не просто странным, а придурковатым. А он страдал от необходимости накладывать арест на имущество и без того обездоленных людей.

В 1871 он устраивается в парижскую таможню налоговым инспектором, за что и получил прозвище "Таможенник". И проработал на таможне 15 лет.

Никто никогда не учил Анри Руссо рисовать

Он стал заниматься живописью самостоятельно уже в зрелом возрасте, когда ему было за 40. В свободное от работы время он ходит в Лувр и пишет копии картин старых мастеров - получил на это официальное разрешение.

Пишет он и свои картины тоже. Однако они не были оценены публикой и вызывали лишь насмешки. Рисовать Руссо никто не учил, поэтому он не заморачивался техникой рисования, законами перспективы, а интуитивно передавал её оттенками цвета.

-2

Он никогда не покидал пределов Франции, но в годы военной службы много общался с солдатами, участвовавшими во французской интервенции Мексики. Их рассказы об этой стране стали источником вдохновения для его красочных экзотических пейзажей.

В 1885 Руссо подал заявку на участие в независимом Художественном салоне на Елисейских полях. Жюри официального Салона никогда бы не приняло его работы, зато Независимый с радостью принял работы странного самоучки. Руссо представил две копии и две собственные картины.

С той поры его картины стали регулярно выставляться в Салонах.

В 1893 по выслуге лет Анри Руссо вышел на пенсию, ему уже 50 и он наконец-то мог полностью посвятить свою жизнь творчеству. Что он и сделал...

-3

Он дважды овдовел, жил на Монпарнасе (который был тогда небогатым округом Парижа) и вёл скромный образ жизни, давая на дому уроки рисования.

Коллеги-художники подсмеивались над пожилым Руссо, публика у его картин хохотала и потешались. Но вот Камиль Писсарро увидел картину "Карнавальный вечер" - и замер перед ней от восторга:

-4

Эта картина, как впрочем, и все последующие, - типичный образец наивного искусства. Каждая деталь в ней подчёркнуто прорисована, огромное внимание уделено подробностям костюмов персонажей, а ветви деревьев переплетены, как будто это тонкое тёмное кружево на фоне плотных светлых облаков... Картина очень поэтична, в ней тонко уловлены вечерний свет и настроение.

-5

Почти на всех картинах Руссо мы видим тщательную проработку деталей экзотических растений: каждый лист подробно, в деталях прорисован. Художник подолгу работал в Ботаническом саду Парижа, изучая растения, любуясь необычной формой их листьев. Среди густых ветвей и цветов на его полотнах - очень больших по размеру - порхают птицы с ярким оперением, а в центре обычно разворачивается какой-нибудь драматический сюжет (например, хищник поджидает жертву).

-6

Поль Синьяк, Одилон Редон, Камиль Писсаро, Поль Гоген высоко ценили искусство Руссо и одаривали дружбой этого милого, наивного и прямодушного человека. Они подшучивали над его доверчивостью. И любили его за душевную чистоту и талант. Картины его чисты и наивны. Так рисуют дети. И он сам был таким же, как и его картины. Был ребёнком, большим ребенком.

В 1908 Пабло Пикассо устраивает знаменитое "Чествование Руссо" в своей мастерской в Бато-Лавуар.

-7

Большому художнику место в России

В 1909 Руссо написал картину "Поэт и его муза" - двойной портрет французского поэта Гийома Аполлинера, своего друга и почитателя, и его возлюбленной, художницы Мари Лорансен. Они изображены в Люксембургском саду:

-8
Прежде всего он измерил мой нос, рот, мои уши, мой лоб, мои руки, все моё тело и очень точно перенёс все эти измерения на своё полотно, уменьшая его в соответствии с размером рамы. <…> Я не двигался, с восхищением наблюдая, как трепетно он относился к работе своего воображения, ничему и никому не позволяя вмешиваться в процесс творчества, чтобы не нарушить гармонию рисунка.
Воспоминания Гийома Аполлинера

И вот что интересно. Муза Аполлинера на самом деле была стройной красоткой. Её он измерил тоже. На картине она облачена в пеплос - одеяние древнегреческой музы. Но получилось - то, что получилось) Мари Лорансен расхохоталась, когда увидела картину, а Аполлинер сначала был сильно обижен. Руссо бъяснил: "большому поэту нужна большая муза".

Одна из особенностей наивной живописи - чётко обведённые контуры предметов и практически полное отсутствие светотени и цветовых градаций. В картине "Поэт и его муза" эта контурность распространяется не только на прорисовку центральных персонажей, но и на пейзажный фон:

-9

Художники-профессионалы обычно пишут листву как некую однородную среду, у Руссо же зелень буквально разъята на атомы: каждый лист обособлен и ограничен собственным контуром.

Руссо говорил, что он изобрёл новый жанр живописи: портрет-пейзаж. Ведь пейзаж на его картинах - не просто фон. Художник начинал картину с того, что очерчивал контуры фигур, а затем долго и кропотливо работал над пейзажем. К портретам он возвращался в последнюю очередь.

С помощью пейзажа Руссо раскрывал образы людей: например, левкои на переднем плане "Поэта и его музы" должны были символизировать пламя творческой души поэта.

Левкои? Или гвоздики?)
Левкои? Или гвоздики?)

На самом деле левкои были символом смерти, и, узнав об этом, Руссо создал вторую версию картины - с гвоздиками, правда, для этого ему пришлось долго ждать, пока гвоздики зацветут, чтобы написать их с натуры.

Аполлинер картину отверг, но её купил Сергей Иванович Щукин. Сейчас одна версия картины находится в Художественном музее Базеля, другая - в Пушкинском музее в Москве.

А закончилось всё печально

В 65 лет он снова влюблён, но объект его чувств, 59-летняя Леония, над ним лишь насмехается. Третий брак так и не состоялся. И вообще, всё закончилось очень печально.

В 1910, в возрасте 66 лет Анри Руссо умирает от гангрены в результате неудачной обработки раны. Его успех как художника не успел состояться при жизни, был перечёркнут случайностью.

Но время всё расставляет на свои места.

Картины Анри Руссо могут нравится нам, могут и не нравиться. Но как бы мы ни относились к его творчеству, бесспорно, этот человек был великим художником и его картины заслуженно украшают сегодня лучшие музеи мира.

____________________________

А вот и обещанные ссылки:

"Старость средней тяжести": Александр Ширвиндт о возрасте и об уходе с поста художественного руководителя Театра Сатиры
Возраст счастью не помеха!13 ноября 2021