Найти тему

Речевые конструкторы - формируем фразу из 3х слов

Самую простую фразу мы формировали по рисованным карточкам с картинкой, глаголом в повелительном наклонении и фразой "Я любой_глагол".

А вот как дальше..

Я скупила почти всё, что нашла, и хочу тут сделать некий обзор и обозначить выводы, к которым я пришла.

Виды речевых конструкторов.

1. Россыпь карточек. Полезны, если есть желание к творчеству. Для начинающих не подойдёт.

2. Россыпь карточек и ламинированный листок с полем, куда эти карточки выкладывать. Например, один кружок для подлежащего, один для сказуемого, и 1-3 кружка для дополнения.

конструктор фирмы Kraav
конструктор фирмы Kraav

Причем в этом дополнении может быть скрыт и предлог, что является вообще отдельной темой разговора. У нашего логопеда как раз такой набор. Для не специалиста, как я, не самый лучший вариант. Как пример, конструктор речи фирмы "Kraav". Очень бюджетный, сделан хорошо, но требует обработки. Если б они добавили карточки с ситуацией, был бы супер.

-3

3. Россыпь карточек, поле для выкладывания и картинка, где куча персонажей что-то делают одновременно. На начальном этапе полная ерунда, ребенок теряется. Как пример, фразовый конструктор школа речи Леоновой. Сейчас он не выглядит чересчур дорогим и стоит около 1000р, но я его покупала пару лет назад за 1750, и вот за эти деньги клеить липучки было вообще обидно. Так и пылится у нас( Сейчас вроде доросли до него как раз, может попробуем.

4. Карточки на липучках в спец. альбоме, ребенок их все видит одновременно.

Галчонок Миша
Галчонок Миша

Карточки с ситуацией содержат один персонаж и одно действие. Например, девочка ест кашу.

Галчонок Миша
Галчонок Миша

Этот вариант мы использовали, пошел на ура. Пример, конструктор фирмы Галчонок Миша. В этой фирме подкупает то, что и папка есть, и странички все соединены. То есть люди думали об удобстве покупателя. Я у них скупила всё, но была неправа. Не всё одинаково прекрасно, например, в алфавите на "о" идет огурец. Работу с их другими продуктами буду обсуждать в других статьях, но в целом, этот речевой конструктор на фразу из трёх слов-лучшее, что я нашла

5. Идеал, который я не нашла( Он должен содержать следующее:

- 3 листа: кто? что делает? кого/что?На них карточки на липучках. ( На листе "кто?": девочка, мальчики т.д. На листе "что делает?": ест, пьет, держит, рисует.. На листе "кого/что?": вода, сок, макароны, муха..). Листы предлагаются ребенку по очереди с соответствующим вопросом, чтобы он выбрал нужное.

-карточки с изображением ровно одного персонажа с действием, как у Галчонка Миши

-поле для выкладывания с тремя кружочками

Здесь важно всё.

Ребенка с алалией не стоит перегружать информацией, ему всё это и так сложно. И начинать нужно с небольшого набора одних и тех же фраз. Обязательно должна быть карточка с образцом нужного предложения ( например, "Мальчик держит мяч"). Если таких карточек в Вашем наборе нет, стоит их нарисовать или вырезать откуда-то. Ребенку трудно вначале на слух всё это понять.

Когда на одной карточке мальчик едет на самокате, девочка на велосипеде, а бабушка на такси - ребенок теряется. Такая карточка полезна на втором этапе, когда конкретные предложения отработаны. На начальном только запутает.

По поводу полей с карточками на липучках. У нас подлежащее, сказуемое и дополнение не разделены по листам. Я беру карточку, допустим, "Девочка поливает цветок". Спрашиваю: Это кто? Ребенок берет карточку с девочкой, но иногда и с цветком..Поэтому и пишу, что лучше разделить поля. Вопросы ребенку вначале не понятны, ему нужно всё это вместить на конкретных примерах. На вопрос "что делает?" я также часто получаю цветок... Вообщем, если Вы только подходите к этой теме, лучше с самого начала озаботиться этим моментом. То есть купить один максимально близкий к идеалу конструктор и до занятий доделать под себя. Липучки продаются в больших интернет магазинах за смешную цену, я их даже в альбом обычный клеила. В принципе, держать будет, и для одного ребенка может вполне хватить. Листы лучше заламинировать, конечно, но не обязательно.

По поводу обстоятельств ( "идёт куда?"). Это отдельная тема. Если ребенок не понимает суть предлога, смысла вводить его в предложение нет. Проверить просто. Взять кучу карточек на три, допустим, предлога и попросить ребенка разложить. В одну кучу с предлогом НА, в другую ПОД, в третью с В. Естественно, задание вначале дается не только на слух, но и с образцами. Если ребенок не может разложить в три кучки по аналогии, смысла работать с предложениями, включающими предлог, нет. Надо вначале, чтобы ребенок понял конструкт, научился раскладывать карточки по предлогам.

Также обстоит дело с введением прилагательного. Ребенок научился говорить фразы вида "Девочку держит мяч". Далее идет речевой конструктор с формированием предложений вида "Девочка держит красный мяч". Может получится, а может и нет. Чтоб это сказать, ребенок для начала должен мочь сказать "красный мяч". И это тоже отдельная тема. Если не идет сразу, нужно начинать учить фразы вида свойство-предмет.