Клеопатра VII (л. ок. 69-30 г. до н. э., годы правления 51-30 г. до н. э.) была последней правительницей Египта до того, как он был аннексирован как провинция Рима. Хотя, возможно, самая известная египетская царица, Клеопатра на самом деле была гречанкой и членом династии Птолемеев (323–30 гг. до н. э.), правившей Египтом после смерти Александра Македонского (ок. 356–323 гг. до н. э.).
Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории
Клеопатра, вероятно, наиболее известна своим романом с римским полководцем и государственным деятелем Марком Антонием (ок. 83–30 до н. э.), а также своим более ранним романом с Юлием Цезарем (ок. 100–44 до н. э.), но она была могущественной королевой и гораздо более сильным монархом, чем любой из более поздней династии Птолемеев.
Клеопатра свободно говорила на нескольких языках, по сообщениям, была чрезвычайно обаятельна, была эффективным дипломатом и администратором. Ее связь с Цезарем и Марком Антонием возникла после того, как она уже успешно управляла Египтом в трудный период. Ее роман с Антонием привел ее к прямому конфликту с Октавианом Цезарем (позже известным как Август Цезарь, годы правления 27 г. до н.э. - 14 г. н.э.), который был зятем Антония. Октавиан победит Клеопатру и Антония и битву при Акциуме в 31 г. до н.э., положив конец ее правлению. Затем в следующем году она и Антоний оба покончат жизнь самоубийством, а Октавиан основат Римскую империю и низведет Клеопатру до второстепенной главы в прошлом Рима. Ученый Стейси Шифф комментирует:
Практически сразу началось переписывание истории. Не только Марк Антоний исчез из [официальных] записей, но и Акция чудесным образом превратилась в крупное сражение, громкую победу, исторический поворотный момент. Он прошел от конца к началу. Август спас страну от большой опасности. (297)
Римские историки ухватились за концепцию обольстительной женщины с Востока, которая угрожала Риму и поплатилась за это. Этот образ Клеопатры, к сожалению, сохранился в прошедшие столетия, и только в последнее столетие ученые попытались изобразить ее в более реалистичном и лестном свете.
Юность и Преемственность
В июне 323 г. до н.э. Александр Македонский умер, и его обширная империя была разделена между его генералами. Одним из этих полководцев был Птолемей I Сотер (годы правления 323–282 до н. э.), македонец, основавший династию Птолемеев в Древнем Египте. Линия Птолемеев македонско-греческой национальности продолжала править Египтом до смерти Клеопатры VII в 30 г. до н.э., когда она была захвачена Римом. Птолемей I, Птолемей II (годы правления 285–246 до н. э.) и Птолемей III (годы правления 246–222 до н. э.) правили Египтом хорошо, но после них их преемники правили плохо, пока на престол не взошла Клеопатра. На самом деле трудности, которые ей пришлось преодолеть, были в первую очередь наследием ее предшественников.
Клеопатра VII Филопатор родилась в 69 г. до н. э. и правила вместе со своим отцом, Птолемеем XII Авлетом. Когда ей было 18 лет, умер ее отец, оставив трон ей. Поскольку египетская традиция считала, что женщине нужен супруг-мужчина, чтобы править, ее двенадцатилетний брат Птолемей XIII был церемониально женат на ней. Однако вскоре Клеопатра исключила его имя из всех официальных документов и правила одна.
Птолемеи, настаивая на македонско-греческом превосходстве, веками правили Египтом, так и не выучив египетского языка и не приняв обычаев. Клеопатра, однако, свободно говорила на египетском языке, красноречиво говорила на своем родном греческом, а также владела другими языками. Благодаря этому она могла легко общаться с дипломатами из других стран без переводчика и вскоре после вступления на престол, не утруждая себя выслушиванием советов своих советников по государственным вопросам. Шифф отмечает, что «Клеопатра обладала даром языков и легко скользила среди них» (160). Плутарх, из работ которого Шифф делает это наблюдение, пишет:
Было наслаждением только слышать звук ее голоса, которым она, подобно многострунному инструменту, могла переходить с одного языка на другой; так что было мало варварских народов, которым она ответила через переводчика. (Жития, Антоний и Клеопатра, гл. 8)
Ее привычка принимать решения и действовать в соответствии с ними без совета членов ее двора расстраивала некоторых высокопоставленных чиновников. Одним из примеров этого было то, что римские наемные лейтенанты, нанятые короной Птолемеев, убили сыновей римского правителя Сирии, чтобы они не обратились к ней за помощью. Она немедленно арестовала виновных лейтенантов и передала их обиженному отцу для наказания.
Несмотря на ее многочисленные достижения, двор не был доволен ее независимым отношением. В 48 г. до н. э. ее главный советник Потин вместе с другим, Феодотом Хиосским и генералом Ахиллой, свергли ее и посадили на трон Птолемея XIII, полагая, что им легче управлять, чем его сестрой. Клеопатра и ее сводная сестра Арсиноя в поисках безопасности бежали в Фиваиду.
Помпей, Цезарь и пришествие Рима
Примерно в это же время римский полководец и политик Помпей Великий потерпел поражение от Юлия Цезаря в битве при Фарсале. Помпей был назначен государством опекуном младших детей Птолемея и во время своих походов провел много времени в Египте. Полагая, что его примут друзья, Помпей бежал из Фарсала в Египет, но вместо того, чтобы найти убежище, был убит на глазах у Птолемея XIII, когда вышел на берег в Александрии.
Армия Цезаря численно уступала армии Помпея, и считалось, что ошеломляющая победа Цезаря означает, что боги благоволят ему, а не Помпею. Кроме того, советнику Птолемея XIII Потину казалось более разумным ориентировать молодого царя на будущее Рима, а не на прошлое.
Прибыв в Египет со своими легионами, преследуя Помпея, Цезарь якобы был возмущен тем, что Помпей был убит, объявил военное положение и устроился в царском дворце. Птолемей XIII бежал в Пелусий со своим двором. Цезарь, однако, не собирался позволять молодому правителю ускользнуть, чтобы спровоцировать беспорядки, и велел вернуть его в Александрию.
Клеопатра все еще была в изгнании и знала, что просто так войти во дворец она не сможет. Узнав в Цезаре свой шанс восстановить власть, она, как говорят, завернулась в ковер, якобы подарок римскому генералу, и пронеслась через линии врага. Плутарх рассказывает историю:
Клеопатра, взяв с собой только одного из своих друзей (Аполлодора Сицилийского), погрузилась в небольшую лодку и высадилась во дворце, когда уже стемнело. Так как, казалось, не было другого способа проникнуть внутрь незамеченной, она вытянулась во весь рост в спальном мешке, и Аполлодор, завязав мешок, отнес его в помещение Цезарю. Говорят, что эта маленькая выходка Клеопатры, которая впервые показала ее вызывающую дерзость, была первой вещью, которая пленила в ней Цезаря. (Живы, Цезарь, гл. 49)
Она и Цезарь, казалось, сразу же полюбили друг друга, и к следующему утру, когда Птолемей XIII прибыл, чтобы встретиться с Цезарем, Клеопатра и Цезарь уже были любовниками. Молодой фараон был возмущен.
Клеопатра и Юлий Цезарь
Птолемей XIII обратился за поддержкой к своему генералу Ахиллу, и в Александрии вспыхнула война между легионами Цезаря и египетской армией. Цезарь и Клеопатра были осаждены в королевском дворце в течение шести месяцев, пока не прибыло римское подкрепление и не прорвало египетские позиции. По мнению некоторых историков, именно в это время была случайно сожжена большая библиотека в Александрии, хотя это утверждение было оспорено.
Однако перед победой римлян над Птолемеем XIII сводная сестра Клеопатры, Арсиноя, вернувшаяся с ней, бежала из дворца в лагерь Ахилла и провозгласила себя царицей вместо Клеопатры. Птолемей XIII утонул в Ниле, пытаясь бежать после битвы, а другие лидеры переворота против Клеопатры были убиты в бою или вскоре после этого. Арсиноя была схвачена и отправлена в Рим потерпев поражение, но Цезарь сохранил ей жизнь, сослав ее в храм Артемиды в Эфесе, где она оставалась до 41 г. до н.э., когда по настоянию Клеопатры Марк Антоний казнил ее.
Клеопатра, теперь единственная правительница, путешествовала по Египту с Цезарем с большим стилем, и ее подданные приветствовали ее как фараона. Она родила сына Птолемея Цезаря (известного как Цезарион) в июне 47 г. до н. э. и провозгласила его своим наследником. Сам Цезарь был доволен тем, что Клеопатра правила Египтом, поскольку они оба нашли друг в друге одинаковую хитрость и ум, связывающие их вместе взаимным уважением.
В 46 г. до н. э. Цезарь вернулся в Рим и вскоре после этого перевез туда Клеопатру, их сына и всю ее свиту. Он открыто признал Цезариона своим сыном (хотя и не наследником), а Клеопатру - своей супругой. Поскольку в это время Цезарь уже был женат на Кальпурнии и строго соблюдались римские законы против двоеженства, многие члены Сената, а также общественность были возмущены действиями Цезаря. Знаменитые дары Клеопатры лести не улучшили ситуацию, и Цицерон (106–143 гг. до н. э.) был особенно возмущен, поскольку он ясно дает понять в письме от 45 г. до н. э.:
Я ненавижу королеву. Ибо все подарки, которые она обещала, были вещами ученого рода и соответствовали моему характеру, такие, какие я мог провозглашать на крышах ... и дерзость самой королевы, когда она жила на транстиберинской вилле Цезаря, воспоминание от этого мне больно. (Льюис, 118)
Что бы Цицерон или другие ни думали о Клеопатре или ее отношениях с Цезарем, похоже, это не имело значения ни для одного из них. Они продолжали вместе появляться на публике, хотя приличия предполагали, что им следует вести себя сдержанно.
Клеопатра и Марк Антоний
Когда Цезарь был убит в 44 г. до н. э., Клеопатра бежала из Рима с Цезарионом и вернулась в Александрию. Правая рука Цезаря, Марк Антоний, присоединился к своему внучатому племяннику Октавиану и другу Лепиду, чтобы преследовать и победить заговорщиков, убивших Цезаря. После битвы при Филиппах, в которой силы Антония и Октавиана победили силы Брута и Кассия, Антоний стал правителем восточных провинций, включая Египет, а Октавиан удерживал запад.
В 41 г. до н. э. Клеопатру вызвали предстать перед Антонием в Тарсе, чтобы ответить на обвинения в том, что она оказала помощь Бруту и Кассиусу. Клеопатра медлила с прибытием, а затем еще больше медлила с выполнением призыва Антония, давая понять, что, как царица Египта, она придет в свое время, когда сочтет нужным. В то время Египет балансировал на грани экономического хаоса, но даже в этом случае Клеопатра постаралась представить себя истинной правительницей, появившись в роскоши на своей барже, одетой как Афродита:
Она плыла вверх по реке Кидн на барже с позолоченной кормой и расправленными пурпурными парусами, а серебряные весла отбивали ритм под музыку флейт, флейт и арф. Сама она все время лежала под балдахином из золотой парчи, одетая как Венера на картине, а прекрасные юноши, похожие на нарисованных амуров, стояли по бокам и обмахивали ее. Ее служанки были одеты как морские нимфы и грации, некоторые управляли рулем, некоторые работали на канатах ... духи распространялись с корабля на берег, который был покрыт множеством людей, часть следовала за галерой вверх по реке по обоим берегам. , часть выбегает из города, чтобы увидеть достопримечательность. Рыночная площадь совершенно опустела, и Антоний, наконец, остался один, сидя на трибуне, в то время как по всей толпе разнесся слух, что Венера пришла пировать с Вакхом на общее благо Азии. (Плутарх, Жизнь Марка Антония, гл. 7)
Марк Антоний и Клеопатра мгновенно стали любовниками и оставались таковыми в течение следующих десяти лет. Она родила ему троих детей — Клеопатру Селену II, Александра Гелиоса и Птолемея Филадельфа, — и он считал ее своей женой, хотя был женат сначала на Фульвии, а затем на Октавии, сестре Октавиана. В конце концов он развелся с Октавией, чтобы жениться на Клеопатре на законных основаниях.
Гражданская война в Риме и смерть Клеопатры
В течение этих лет отношения Антония с Октавианом неуклонно разрушались. Октавиана возмутило поведение Антония и особенно неуважение, проявленное как к его сестре, так и к самому себе. Он неоднократно упрекал Антония, и, по крайней мере, в одном случае Антоний ответил прямо. В 33 г. до н. э. Антоний вернул письмо Октавиану:
Что вас расстроило? Потому что я ложусь спать с Клеопатрой? Но она моя жена, и я делаю это уже девять лет, а не только недавно. И вообще, [ваша жена] — ваше единственное удовольствие? Я ожидаю, что к тому времени, когда вы будете читать это, вы уже успели запрыгнуть в постель с Тертуллой, Терентиллой, Руфиллой, Сальвией Титисенией или со многими из них. Действительно ли имеет значение, где или с какими женщинами вы получаете удовольствие? (Льюис, 133 года)
Октавиан не оценил ни ответ, ни какие-либо другие нарушения Антонием политики, вежливости или приличий, и их личные и профессиональные отношения еще больше ухудшились до такой степени, что разразилась гражданская война. После ряда сражений, которые почти всегда были в пользу Октавиана, силы Клеопатры и Антония потерпели поражение от Октавиана в битве при Акциуме в 31 г. до н.э., а год спустя они оба покончили жизнь самоубийством. Антоний, услышав ложное сообщение о смерти Клеопатры, зарезал себя. Он слишком поздно узнал, что она все еще жива, и Октавиан позволил привести его к королеве, где он умер у нее на руках.
Затем Октавиан потребовал аудиенции у королевы, где ей разъяснили условия ее поражения. Условия вряд ли были благоприятными, и Клеопатра понимала, что ее привезут в Рим пленницей, чтобы украсить триумф Октавиана. Понимая, что она не сможет манипулировать Октавианом, как Цезарем и Антонием, Клеопатра попросила, и ей было предоставлено время, чтобы подготовиться.
Затем она отравилась через укус змеи (традиционно змеи, хотя большинство современных ученых считают, что это была египетская кобра). Октавиан приказал убить ее сына Цезариона, а ее детей Антоний доставил в Рим, где их воспитала Октавия; так закончилась птолемеевская линия египетских правителей.
Хотя она традиционно считалась великой красавицей, древние писатели всегда превозносили ее ум и обаяние, а не физические данные. Плутарх пишет:
Ее собственная красота, как нам говорят, не была того несравненного типа, который сразу пленяет смотрящего. Но прелесть ее присутствия была неотразима, и в ее лице и в ее разговоре была какая-то притягательность, которая вместе с особой силой характера в каждом ее слове и поступке очаровывала всех, кто с нею общался. (Жития, Антоний и Клеопатра, гл. 8)
Клеопатра продолжала накладывать то же самое заклинание на протяжении столетий после своей смерти и остается самой известной царицей Древнего Египта. О ее жизни сняты фильмы, книги, телешоу и пьесы, и она изображена в произведениях искусства в каждом столетии вплоть до наших дней. Тем не менее, как отмечает Шифф, ее почти повсеместно помнят как женщину, которая соблазнила двух влиятельных мужчин, а не за то, что она совершила до встречи с ними. Шифф пишет:
Личное неизбежно берет верх над политическим, а эротическое побеждает все: мы будем помнить, что Клеопатра спала с Юлием Цезарем и Марком Антонием еще долго после того, как мы забыли, чего она при этом добилась, что она поддерживала огромную, богатую, густонаселенную империю в ее беспокойном состоянии. сумерки, во имя гордой и образованной династии. Она остается на карте за то, что соблазнила двух величайших мужчин своего времени, в то время как ее преступление заключалось в том, что она вступила в те самые «хитрые и подозрительные» супружеские отношения, которыми наслаждался каждый мужчина, находящийся у власти. (299)
Клеопатре было всего 39 лет, когда она умерла, и она правила 22 из этих лет. В эпоху, когда женщины редко или никогда не устанавливали политический контроль над мужчинами, а женщины-правители были редкостью, ей удавалось поддерживать Египет в состоянии независимости до тех пор, пока она удерживала трон, и никогда не забывала о том, что было причитается ее народу. В соответствии с древними традициями земли, она старалась поддерживать концепцию маат — баланса и гармонии — насколько это было возможно в условиях того времени. Хотя она была македонско-греческой, а не египтянкой, она стала символом Древнего Египта в народном воображении больше, чем любой другой египетский монарх.
Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории