Найти тему
Евгений Трунов

Работа с нежелательным поведением. Тонкости руководящего контроля.

Расскажу про один кейс, касающийся сотрудничества и послушания. Вам будет очень полезно почитать его, если вы работаете ABA-инструктором, логопедом или дефектологом.
Получателем услуг является девочка, довольно упертая, легко уходит в отказ, пытается навязать свой вариант выполнения заданий. Варианты она навязывает очень хаотичные. Ладно бы что-то стоящее, а то происходит возврат к уже миллион раз сделанному, или просто попытки создания каких-то нефункциональных условий работы. К примеру, когда идёт задание на выбор объектов по определенному принципу, и принцип этот озвучен, а она хочет добавить элемент, который этот принцип вообще никаким боком не цепляет.

Вопрос: как побороть ситуацию, если мы понимаем, что эти проявления несотрудничества являются глубоко характерными чертами? То есть это не проблема навыков и привычек, это глубоко физиологическая тема. В обоих указанных вариантах, то, что я расскажу - должно помочь. Итак.

  1. Первое, что нам надо всё время учитывать. Мы не можем эффективно работать над прочими навыками и над сотрудничеством одновременно. Или одно, или другое. Когда что-то идёт не по плану, вы фактически должны в голове переключить тумблер на "работа с НП", а когда сотрудничество восстановлено - включаем обратно.
  2. Что же, мы перешли в режим работы с нежелательным поведением/сотрудничеством. Пункт номер два, требующий уяснения, звучит так: чем младше ребенок, тем больше мы с ним создаем физического контакта, и наоборот. Больше полных и частичных физических подсказок. В случае сегодняшнего кейса физические подсказки выражаются преимущественно в том, чтобы посадить ученицу обратно на стул. Уже этого будет достаточно, чтобы поднять уровень дисциплины. Важно понимать, что довольно большое количество детей довольно легко поддаются на наши тактильные направляющие действия. Следующий пункт как раз полнее раскрывает этот момент.
  3. Я иногда говорю своего рода жаргонизм "опробовать на податливость". Я имею в вижу, что если мы не знаем, как ребенок будет реагировать на прикосновения и физические манипуляции, то стоит сначала узнать меру готовности вестись на физические подсказки. Сделать можно так. К примеру, вы заходите в кабинет, а ребенок перед вами. Он замешкался. Вы можете дать инструкцию, чтобы он двигался быстрее, или просто стоять и ждать у моря погоды, но у нас есть план получше. Подтолкните его в спину. И смотрите на реакцию. Подошли к столу. Снова слегка подтолкните в сторону стола. Встал со стула - попробуйте слегка потянуть его руку вниз или надавите на плечо. Такие очень легкие воздействия. Вы как бы проверяете эту податливость и скрытно стараетесь нарастить контроль. Если получается неуспех, то вы легко сдаетесь, так как ваша цель - не устроить дзюдо до победного очка, а проводить своего рода разведку боем. Если же касание привело к нужному эффекту, то пробуем его повторить в подобной ситуации снова.

Теперь непосредственно про то, как контакт осуществляется по умолчанию.

Не стоит учеников хватать и резко дергать за руки, ноги и т.д. Это приведёт к тому, что они рефлекторно "зажмутся", сгруппируются. Резко выхватывать предмет из руки тоже не надо. Лучше плотно возьмите ученика за область запястья, выдержите паузу, а потом плавно потяните в нужную сторону. Таким же образом мы действуем и в том случае, если надо изъять объект. Только браться можно уже за сам предмет.

  • Негативизм ученика иногда можно обратить против него. Если ученик явно обозначает, как он сейчас будет сопротивляться ("я заплачу/ я не сяду, буду стоять" и тд), то стоит попробовать превратить такое намерение в задание. "Хорошо, тогда плачь пять минут, я тебе даже жетон выдам, если реально проплачешь целых 5 минут\ Ну тогда встань со стула двадцать раз". Поразительно, но у многих моментально пропадает желание совершать задуманное.
    Так мы и поступили во время занятия: как только ученица пыталась осуществить "хорошо наработанные" формы протеста и негативизма, то мы их немедленно превращали в задания.
    Главное условие:
    то, что будет выдаваться в роли парадоксального задания, не должно взращивать в ученике неуместный опыт. Я бы не стал давать задание на разбрасывание учебных материалов, а на броски фитнес-мяча - дал бы инструкцию.
  • "Наведение скуки". Ученица принадлежит к группе детей, которым не нравится бездействие и обеднение среды. Такие ученики умеют скучать. Это полезное свойство. Бездействие тоже можно превратить в специфическое задание. Оно может звучать следующим образом: "Ок, ты не хочешь это называть, тогда сиди на стуле 5 минут. Мы тебя заставлять не будем, но трогать ничего нельзя. Уходить никуда тоже нельзя". Только я ставил условие в 2е минуты. После каждого 2х минутного бездействия выдавал жетон. В итоге на последних жетонах девочка начала выполнять задачу. Действительно, учебная нагрузка гораздо интереснее, чем пустое сидение на стуле.
    "Наведение скуки" будет эффективно работать только в том случае, если ребенок
    не склонен к аутостимуляциям и в общем подвижен - это очень важно.

Итого, на том уроке нам помогли: частичные физические подсказки; парадоксальные задания; наведение скуки.