Многим людям интересно не только смотреть любимые фильмы, но и узнавать о закулисных подробностях съёмочного процесса, а также замечать ляпы и неточности, присутствующие в кинокартинах.
Премьера первой серии «Четырёх танкистов и собаки» состоялась 9 мая 1966 года на польском телевидении. В том же году осенью сериал был показан в СССР. Фильм сразу стал культовым для миллионов польских и советских телезрителей.
Что интересного происходило на съёмках сериала?
Актёры
Актёр Януш Гайоc, исполнитель роли Янека Коса, на экране представал ярким блондином. В жизни же он темноволосый и на протяжении нескольких лет, пока длились съёмки, вынужден был осветлять волосы.
Он же чуть было не погиб на съёмках очередной серии. Однажды во время перерыва между дублями Януш пристроился вздремнуть в сторонке, а водитель грузовика, не заметив актёра, наехал на него. Счастье, что тот отделался только переломом таза. Но из-за этого пришлось вносить изменения в сценарий, добавлять сцены в госпитале. В нескольких эпизодах Янека играл дублёр, поэтому его показывали только со спины. Но нет худа без добра: в больнице, где Гайос лечил травму, он познакомился с девушкой Зоей, на которой потом женился.
Первоначально роль русской санитарки Маруси должна была играть Малгожата Немирская, а роль Лидки – Пола Ракса, но потом актрис поменяли ролями.
Цензоры хотели вырезать поцелуй Янека и Маруси как слишком чувственный, но авторы фильма заявили, что это поцелуй польско-советской дружбы, и эпизод с поцелуем в картине остался.
Многие польские телезрители считали, что у исполнителей ролей Янека и Маруси и в жизни роман, надоедали Поле Раксе вопросами про Гайоса и очень удивлялись, когда видели её с другим мужчиной – мужем Анджеем Костенко.
Предполагалось, что полюбившийся зрителям актёр Роман Вильхельми, герой которого Ольгерд Ярош погиб в первой серии, вновь сыграет в сериале, только другого персонажа – советского офицера, внешне похожего на Яроша. Но Вильхельми был занят в съёмках другого фильма, и советского офицера сыграл Александр Белявский.
В оригинальной польской версии присутствует игра слов, связанная с фамилиями актёров, которые исполняли роли Вихуры и Густлика – Витольда Пыркоша (Pyrkosz) и Францишка Печки (Pieczka).
– Pyrkosz, pyrkosz i nie jedziesz (Фыркаешь, фыркаешь и не едешь), – говорил герой Печки герою Пыркоша.
– Ano nie jadę, bo mi pieczka zgasła (Да, не еду, потому что у меня печка погасла), – должен был ответить Пыркош.
Этого диалога не было в сценарии, его придумали дети режиссёра Конрада Наленцкого. Однако и Пыркош, и Печка отказывались произносить этот текст. Витольда Пыркоша детям всё-таки удалось задобрить сладостями, и он согласился с тем, что его фамилия прозвучит в таком контексте, а вот Печка остался непреклонным, поэтому в фильме мы слышим только первую фразу.
Роль Вихуры, которую исполнил Витольд Пыркош, поначалу задумывалась как эпизодическая, но впоследствии была расширена до роли второго плана.
Собака
Взрослого Шарика играли сразу три собаки породы немецкая овчарка: основной «актёр» Трымер и два дублёра – Атак и Спик. Трымер, кличка которого переводится как «триммер», был милицейской собакой, уволенной со службы за добродушный характер и слабые розыскные способности. В процессе съёмок выяснилось, что он ещё и трусоват, поэтому в опасных сценах его заменяли Атак и Спик. Атак оправдывал свою кличку (на русский переводится как «атака»), был смелым, энергичным псом, не боялся взрывов. Спик снимался меньше, в основном, в динамичных сценах первой серии. Окрасом Атак и Спик немного отличались от Трымера, поэтому их приходилось гримировать.
Роль Шарика в щенячьем возрасте исполнял щенок то ли таксы, то ли спаниеля, а его мать играл кобель (это был тот же Атак).
Трымер почему-то не любил своего экранного хозяина Януша Гайоса, поэтому, чтобы снять, как пёс лижет Янека, приходилось обмазывать актёра сладким гоголем-моголем.
Трымер прожил 16 лет, сейчас чучело пса стоит в музее Центра подготовки полицейских в городе Сулковице.
В 60-х и 70-х половина псов в Польше носила имя Шарик. И до сих пор этим именем часто называют овчарок.
Танк
Роль танка «играли» несколько разных танков T-34-85. Один из них с номером 102 и надписью Rudy хранится в Музее автомобилизации и техники под Варшавой. Ещё один танк-«актёр» до 80-х годов находился в коллекции танков Высшего офицерского училища танковых войск в Познани и служил учебным пособием, а затем был передан в познанский Музей бронетанковой техники.
И ещё несколько интересных фактов
После выхода сериала по всей Польше создавались «Клубы танкистов» для детей, в которых на пике популярности состояло около 500 тысяч школьников. Да и просто игры в танкистов и собаку были очень популярны среди детей и подростков.
На окраине польского города Торуня есть улицы Танкистов, Шарика, Густлика, Гоноратки и Рыжего. Последняя улица названа в честь танка, который носил имя Rudy, по-русски Рыжий.
В 2006 году некий Ежи Буковский и ветеранские организации призвали польское телевидение отказаться от традиционного показа сериалов «Четыре танкиста и собака» и «Ставка больше, чем жизнь», так как эти фильмы искажают исторические факты и содержат коммунистическую пропаганду. И тогдашний председатель польского телевидения TVP Вильдштейн снял с показа эти сериалы. Сериалы были выкуплены другими телеканалами и благополучно демонстрируются и по сей день. TVP потом тоже возобновил показы сериала, предваряя каждую серию лекцией историков, разоблачающих коммунистическую пропаганду фильма.
В недавнем немецком сериале «Наши матери, наши отцы» в одном из эпизодов появляется подбитый танк с номером 102, что может быть отсылкой к «Четырём танкистам». И сам немецкий сериал, и эта сцена вызвали негодование у многих поляков.
Ляпы
В седьмой серии у актрисы, поющей песню телеграфистки, звезда на ремне перевёрнута вверх ногами.
В этой же серии, когда экипаж танка ест суп, видно, как вдали проезжает современный легковой автомобиль.
В некоторых сериях в руках солдат можно заметить автомат Калашникова, который был принят на вооружение уже после войны.
В четвёртой серии, когда Шарик бежит за кроликом, видна сетка, которую съёмочная группа натянула, чтобы кролик далеко не удрал.
В первых сериях Вихура ездит на ЗиС-5, а потом на польском грузовике «Люблин», который начали выпускать только в 50-е.
В сцене с ранением Маруси на её одежде нет крови.