Советский фильм «Опасный поворот» 1972 года был снят по одноименной пьесе Дж. Б. Пристли и поставлен талантливым режиссером В. Басовым.
Этот детектив с элементами мелодрамы рассказывает об одном вечере воспоминаний в кругу давнишних приятелей и семейных пар, и о том к чему могут привести необдуманные разговоры и вопросы, а также ненужное выяснение деталей встреч и попытка точно установить кто и к кому ходит в гости. Мораль картины сводится к констатации факта — не надо ворошить чужое белье и бороться за правду если это может физически и психологически навредить окружающим.
Картина была не первая и не последняя, в которой поднималось это известное произведение и ставился ребром вопрос — а надо ли будить спящую собаку? Ранее на эту тему было создано несколько итальянских фильмов, а совсем недавно выпустили российский фильм «Громкая связь».
Для съемок картины, которая больше напоминала театральную постановку, чем фильм Басов пригласил известных актеров: Ю. Яковлев, В. Титова, А. Дик, Е. Валаева, А. Шуранова, Р. Нифонтова.
Актеров было не много и все действие происходило в одной комнате. Зрителю предлагалось поучаствовать в театрализованной шараде и вынести для себя некоторые уроки на будущее.
Возможность снять психологический детектив всегда волновала Басова, а уж Пристли был его любимым автором. Поэтому как только появилась возможность снимать в СССР фильмы по зарубежной драматургии, режиссер тут же воспользовался моментом.
Получился остросюжетный психологический детектив, за повествованием которого зрители следили с неослабевающим вниманием.
В картине есть наряд, переходящий как знамя из фильма в фильм — одна из главных героинь, Оуэн, носит платье, которое потом будут снимать в различных советских картинах, в том числе в «Иронии судьбы или с легким паром!»
Картина вышла живой и как бы с эффектом присутствия за счет новаторского подхода к съемкам со стороны Басова. Он вместе с оператором внес камеру непосредственно внутрь комнаты и они носили и поворачивали ее вручную. Такой прием как съемка с плеча тогда еще был новаторским в СССР.
Герои все снимались в шикарных платьях и костюмах. Особенно тяжело было играть мужчинам, поскольку снимали летом, жара стояла страшная. А в павильоне еще и софиты работали. На женщин одели парики, потому что их собственные волосы прически держать не были не в состоянии и просто размокали от пота.
Для того чтобы актеры точно двигались и правильно держали великосветскую осанку при съемках, режиссёр нанял им профессионального гувернера. В титрах он значится как Т. Боттинг. Именно этот консультант, осевший в России и обрусевший сэр Томас натаскивал артистов, показывая им как двигаются и держаться англичане, как они одеваются и расставляют мебель.
В картине активно использовались дополнительные звуковые шумы, создающие акценты в нужных моментах. Это было тиканье часов, морзянка радио, внезапно возникающие песенки радиостанций, звон бокалов. Камеру периодически крупным планом наводили на умолкнувшего актера или на часы. Все это было внове на советском экране и создавало эффект присутствия зрителя внутри большого спектакля, когда ты стоишь в комнате с разговаривающими людьми, но тебя при этом не видно.
Кстати Басов был первым советским режиссером, который начал снимать картины по творчеству английского писателя и драматурга Пристли.
Интересно также отстранено наблюдать за перемещением героев картины. Басов и Т. Боттинг специально писали актерам кто и на какой минуте где должен идти или стоять. Это не хаотическая игра и не творческий позыв актера. Каждый до сантиметра знал — когда ему встать со стула или дивана, перейти комнату, взяться за бокал, покрутить радио. Весь сюжет сценария писался по минутам, чтобы поставить дополнительные акцентные точки в течении сюжета.
Картина была с восторгом встречена как критиками, так и обычным зрителем. Критики положительно отозвались о картине, поскольку в ее основе лежало классическое произведение и было много новаторских приемов съемки. Кроме того театральная постановка впервые была снята на камеру. Весь фильм был абсолютным новаторством.
А простой зритель впервые почувствовал себя частью картины, да и актеры были все сплошь знаменитые и любимые.