Мысль написать статью на эту тему у меня появилась после одного прочитанного недавно комментария. Точнее, она и раньше была, но как-то пролетела, лишь мелькнув в голове. И вот недавно я о ней вспомнила.
Термин «Великое Серединное Болото» придумал Джим Батчер — автор серии книг «Архивы Дрездена». Это одно из моих любимых произведений в жанре городского фэнтези. Книги, а не фильм по ним. Но дело не в этом.
Д. Батчер в своей другой книге «Писательское ремесло» обозначил одну из самых серьёзных проблем середины текста. Причём сталкиваются с ней не только начинающие, но и достаточно опытные писатели. Точнее, это не проблема перед ними встаёт, а они сами себя в неё загоняют. Преодолеть серединное болото сложно, и нередко авторам это не удаётся, и они так и остаются там, в середине книги и, отчаявшись выбраться, решают, что проще начать новую. Ведь в новой книге всё новое, такое яркое, свежее, герои бодрые и шустрые, и события развиваются динамично. Ага. Где-то 3–4 авторских листа, ну, кто-то и пять может написать, а потом автора снова поджидает оно — Великое Серединное Болото.
Что это такое
Вот что пишет о нём Джим Батчер: «Великое Срединное Болото не знает ни милосердия, ни страха, ни сожалений. Оно не придёт за вами, нет. Оно, чтоб ему пусто было, отлично знает, что вы сами к нему придёте. Оно знает, что вы ворвётесь, рассыпая искры, очерчивая в тексте ярких персонажей, добавляя в историю потрясающие заделы на будущее и в целом, ощущая себя на вершине жизни. И именно тогда, пока вы веселитесь, заканчивая введение в историю, оно и набрасывается. Вы вдруг обнаруживаете, что смотрите на экран, где открыт вордовский лист, пытаясь придумать, как протолкнуть свою историю через следующий абзац». (Джим Батчер). Гениально сказано, я считаю!
Серединное болото — это отчасти провисание, отчасти застывание сюжета, когда герои в нём барахтаются как мухи в киселе. Автор оказывается в такой ситуации, когда он подвёл героев к краю этой трясины и утратил чёткое представление о дальнейшем развитии событий. У него есть прекрасная завязка, есть протагонист и антагонист, есть центральный конфликт и его разрешение где-то там, на другом берегу болота. Но его надо ещё преодолеть. То есть автор, как в гадании на картах, знает: «чем дело кончится, чем сердце успокоится», но каким путём-дорогой привести героев к этой развязке он не знает.
Вот и топчется автор и герои, как витязи на распутье, только на камне почему-то нет привычных указателей. Многие авторы, стиснув зубы, продолжают писать… о чём-нибудь. О каких-то незначительных событиях, заставляют героев размышлять о смысле жизни или вести долгие и нудные диалоги, заниматься шуточными или серьёзными перебранками, мелочным выяснением отношений и т. д. И всё это, не ради сюжета, а для того, чтобы как-то заполнить середину текста.
Иногда метания автора выводят-таки его из болота, но так, что сюжет сворачивает куда-то в сторону, и тогда приходится заниматься весьма неприятной работой — менять начало, подстраивая его под новый сюжет.
Нередко именно на этом этапе забрасывается книга, когда автор начинает испытывать стойкое отвращение и к своим барахтаньям в болоте, и к героям, и вообще к литературному творчеству. «Перегорел», — это часто можно услышать от таких писателей. А получается, во всём виновато серединное болото? Правильнее сказать, виноват сам автор, который себя туда загнал.
Бывает, терпеливый и упорный писатель всё же выберется из трясины и с облегчением перейдёт к развитию сюжета. Но вот сможет ли читатель преодолеть это полное стоячей воды книжное болото?
В чём причина
Серединное болото поджидает тех, кто пишет без плана, оно возникает на пути даже опытных авторов, считающих, что без плана интереснее. Опытные из болота выбираются, но именно эта неприятная проблема ти тяжкое её решение заставляет их рано или поздно заняться детальным продумыванием книги и составлением схемы. Да, кто о чём, а я снова о плане.
Если у автора существует (и желательно не только в голове) детально продуманная схема книги, спланированы все события и повороты сюжета, то серединного болота можно избежать, особенно если знать о нём и заранее определить пути выхода. О них напишу чуть ниже.
Причём общая схема, намеченные завязка, кульминация и развязка, проработанные характеры героев здесь не помогают. Рано или поздно автор подойдёт к моменту, когда он упирается в стену и не знает, о чём писать. Если только путь не проработан до начала книги, не отмечены все детали этого пути. Особенно тяжело приходится тому, кто в азарте и восторге от яркой задумки сразу бросается писать текст, в расчете, что дальше оно само как-нибудь получится.
Поэтому лучше заранее знать об опасности середины книги, так как даже при детально разработанном плане иногда не удаётся избежать этого болота. Но без плана совсем плохо.
Несколько советов
Итак, зная, что за опасность вам грозит в середине книги, при составлении плана (без него это не получится) вы предусматриваете и детально продумываете один из приёмов преодоления Великого Серединного Болота. А может, используете и не один.
- Большая промежуточная кульминация. Запланируйте на середину книги какое-то яркое столкновение сил, конфликт, который препятствует развитию сюжета, хоть и не является основным. Это может быть коварный враг, поджидающий героев в середине текста, крушение космического корабля на пути к цели, захват героев в заложники и т. д. Чем напряжение будет конфликт, тем лучше. И героям сразу найдётся достойное занятие. Это не только заполнит болото яркими событиями, но и лучше раскроет характер персонажей.
- Введите в середине книги нового персонажа второго плана. Это может быть случайный знакомый, для которого цель героев близка, спасённая героями заложница, которая, возможно, станет симпатична главному герою. Таким персонажем может быть и тот самый «промежуточный» злодей, который спровоцировал конфликт, а потом перешёл на сторону протагониста. Выбор тут большой, но спланировать линию этого персонажа нужно до начала работы, а не когда уже попали в болото. В ином случае придётся менять концовку, а в связи с этим переписывать и начало. А это вам надо?
- Какое-то событие, которое уводит сюжет временно в сторону, и герои начинают заниматься совсем другими делами, не забывая, однако, о главной цели. Это может быть решение какой-то неожиданно возникшей проблемы: от спасения из плена лучшего друга до пожара из-за забытого утюга.
Можно своё повествование построить в форме цикла квестов, когда есть один главный квест и множество побочных. Тогда в этом произведении, которое, по сути, ряд историй, объединённых общими героями, миром, идеями, вообще не будет середины. В любое место текста всегда можно добавить ещё одну историю, прописав только связки с предыдущими эпизодами. Правда связный сквозной сюжет будет здесь прописать сложнее. И сделать такую вещь качественно дано далеко не всем. По этому принципу написан цикл «Страж» А. Пехова, «Космоолухи» О. Громыко. А ещё раньше была «Королева солнца» А. Нортон. В этих книгах есть всё же тот самый трёхчастный сюжет, но на первый взгляд это просто наполненная приключениями жизнь героев со своими идеями и принципами.