Найти тему

Эксклюзив! Прогулка по 11 строящимся станциям метро: обзор хода работ на всех площадках Троицкой линии

Оглавление

11 августа глава столичного Стройкомплекса Андрей Бочкарев заявил о том, что все строительство всех 11 станций Троицкой линии столичного метро планируют завершить в конце 2024 года. Это станции «ЗиЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская», «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», «Корниловская», «Бачуринская» и «Коммунарка».

«Мы планируем в следующем году, к концу года попытаться завершить все уже строительные работы и подготовить объект к пуску в эксплуатацию. Тоже для нас большой проект, никогда в Москве одновременно 11 еще не запускалось. Было девять, было 10, вот будет 11», – заявил Бочкарев.

Причем строительство первых четырёх станций из вышеназванных полноценно началось только в прошлом году. Давайте заглянем на все стройплощадки, оценим готовность всех станций и составим собственный прогноз, насколько реально запустить весь участок в конце 2024 - начале 2025 года. Осмотр начнем от центра города и будем двигаться в сторону Новой Москвы.

«ЗиЛ»

-2

Станция «ЗиЛ» Троицкой линии - конечная станция на линии (в дальней перспективе Троицкую линию планируется соединить с Некрасовской). Расположена рядом с просп. Лихачёва и парком Тюфелева роща, вдоль станции «ЗиЛ» МЦК. Будет иметь пересадку на перспективную станцию «ЗиЛ» Бирюлевской линии через вестибюль и пересадку на станцию МЦК по улице.

Станция с путевым развитием: съезд между путями на перегоне до «Крымской» и оборотные тупики за станцией. Интересно, что строительство оборотных тупиков за станцией изначально не планировалось. Но для того чтобы убрать зону по «Новаторской», дано поручение допроектировать за «ЗиЛом» тупики в правильном направлении. Их реализация намечена на 2025-2026. А решение было принято после обсуждений непопулярного решения с крайне неудобным оборотным тупиком (с низкой пропускной способностью) перед «Внуково» (где будет оборачиваться только каждый второй либо третий состав).

Станция Троицкой линии обозначена сиреневым цветом, Бирюлевской - синим.
Станция Троицкой линии обозначена сиреневым цветом, Бирюлевской - синим.

Раскрытие котлована станции началось со стороны перегона до «Крымской».

В раскрытой части бетонируется и гидроизолируется основание котлована.

-5

Под путепроводом проспекта Лихачёва ведётся закрепление грунтов.

-6

По титулу Троицкой линии в этом месте, рядом с неоткрывшимся вестибюлем станции МЦК, идёт строительство участка одной стены котлована станции Бирюлевской линии, между пересечением котлованов и примыканием пересадки.

-7

«Крымская»

-8

Станция «Крымская» (проектное наименование «Севастопольский Проспект»). Расположена рядом с Севастопольским проспектом параллельно одноимённой станции МЦК. Будет иметь пересадку на станцию МЦК «Крымская». В целях экономии пассажирский вестибюль у станции будет только один - со стороны Севастопольского проспекта. Второй выход будет эвакуационным.

Здесь продолжается сооружение стены в грунте (ограждения будущего котлована).

-9

Нaчaли aрмировaть обвязочную бaлку ограждения котлована (стены в грунте) с восточной стороны.

-10

Раскрытие котлована пока не начато.

-11

Движемся дальше. На перегоне «Академическая» - «Крымская» расположится площадка № 9 (установка тоннельной вентиляции, а проще говоря - вентиляционный киоск).

Объявлен тендер на проведение строительно-монтажных работ по переносу трамвайных путей. Согласно размещённому проекту договора, начать работы планируется 15 сентября этого года, а завершить - 31 августа 2024.

-13

«Академическая»

-14

Строится у пересечения Профсоюзной улицы и улицы Дмитрия Ульянова, на месте бывшего сквера. Через западный вестибюль будет иметь пересадку на одноименную станцию Калужско-Рижской линии. Для интеграции пересадки с вестибюлем действующей станции планируется закрытие станции КРЛ на определенный период времени.
По первоначальному проекту за станцией на перегоне в сторону «Крымской» должен был располагаться съезд для оборота составов. Позже был отменён.

На станции проектом предусмотрено два вестибюля, один из которых будет вести к проспекту 60-летия Октября и памятнику Хо Ши Мину, а второй обеспечит выход на пересечение улиц Дмитрия Ульянова и Гримау.

-15

Продолжается проходка обоих перегонных тоннелей от станции «Академическая» в сторону станции «Крымская».

-16
-17

На стройплощадке практически завершен вынос инженерных сетей, земляные работы выполнены более чем наполовину, началась укладка бетона.

-18

На перегоне «Вавиловская» - «Академическая» наше внимание привлекает одна из двух площадок притоннельных сооружений. Движение наблюдается на площадке 4 (установка тоннельной вентиляции на улице Дмитрия Ульянова).

Здесь завершены свайные работы, идёт подготовка к армированию плиты, на которой будет закреплен вертикальный стволопроходческий комплекс. Собраны два стартовых кольца и ножевое кольцо.

Подробнее о технологии сооружения стволов при помощи стволопроходческих комплексов можно узнать здесь. А проект на это притоннельное сооружение мы публиковали ранее.

«Вавиловская»

-19

Станция «Вавиловская» (проектное наименование «Улица Строителей») Троицкой линии расположена вдоль Ленинского проспекта на пересечении с ул. Строителей и Панферова.

Практически полностью завершено раскрытие котлована. Ведутся монолитные работы. Около улицы Панфёрова вяжется арматура перекрытия - впоследствии туда будет переключению движение автотранспорта для достройки станции. Раскрывается котлован одного из выходов на поверхность.

-20

Готовая часть конструкций - в этом месте участок станции готов в бетоне. Выполнена засыпка, на неё перенесён штаб строительства.

-21

Между готовым участком и бывшей монтажной камерой в сторону «Академической» в котловане залит лоток, начато армирование стен станции.

-22

«Новаторская»

-23

Станция «Новаторская» (проектное наименование «Улица Новаторов») 🏡 Троицкой линии возводится вдоль Ленинского проспекта на пересечении с улицей Новаторов и перпендикулярно одноимённой станции БКЛ, на которую будет иметь сразу 2 пересадки. При этом в одном из пересадочных наклонов будет установлено аж 6 эскалаторов.

-24

Станция имеет путевое развитие: за станцией расположен оборотный тупик, а также ССВ (служебная соединительная ветвь) с БКЛ.

-25

В оборотных тупиках за станцией основные строительные работы завершены, выполнена обратная засыпка, ведётся благоустройство пространства и восстановление основного хода и дублера Ленинского проспекта в прежних границах.

-26

Над станцией закончена облицовка венткиосков.

-27

Единственный на данный момент готовый павильон северного вестибюля станции. К продлению подземного перехода под Ленинским проспектом ещё не приступали. К переносу Ленинского проспекта для строительства продления перехода также ещё не готовятся.

-28

Подземный переход северного вестибюля полностью облицован камнем. В служебных помещениях ведётся монтаж оборудования.

-29
-30

Вид из вестибюля на эскалаторный наклон, ведущий непосредственно на станцию.

-31

Спустились на платформу станции.

-32

Вид на эскалаторы с платформы.

-33

Пути уже давно уложены.

-34

Полностью закончен монтаж панелей на путевых стенах. Продолжается облицовка потолка.

-35

Смонтировано название станции на путевой стене. Буквы укрыты от пыли, но часть одной всё же можно увидеть.

-36

Первая пересадка на одноименную станцию БКЛ в центре зала. Тут будет две лестницы с платформы Троицкой линии, ведущие на эскалаторный наклон, состоящий из рекордных шести эскалаторов.

-37

Вторая пересадка на БКЛ - в торце станции.

-38

Вид на эту же лестницу сверху.

-39

Те самые шесть эскалаторов на пересадке между Троицкой линией и БКЛ. Пассажиропоток здесь ожидается большой.

-40

Так выглядит объединенный вестибюль Большой Кольцевой и Троицкой линий.

-41

Вид на платформу станции из тоннеля.

-42

Камера съездов в оборотный тупик за станцией.

-43

«Университет Дружбы Народов»

-44

Станционный комплекс «Университет Дружбы Народов» (проектное наименование «РУДН») Троицкой линии расположен в месте пересечения улиц Миклухо-Маклая и Академика Опарина. Проект станции был оптимизирован, поэтому на момент открытия у станции будет всего один выход в город на четную сторону ул. Академика Опарина к корпусам "РУДН".

На поверхности уже ведётся благоустройство территории.

-45

Начался монтаж металлокаркаса венткиосков.

-46

Таким спуском к ул. Академика Опарина обыграли перепад высот.

-47

Вид на платформу станции с эвакуационного выхода.

-48

Эскалаторный наклон единственного пассажирского вестибюля станции. Здесь будет 4 нитки эскалаторов.

-49

Вид на платформу из перегонного тоннеля.

-50

Подземный переход северного вестибюля. Стены уже отделаны камнем, колонны - в процессе.

-51

Начался монтаж металлокаркаса единственного павильона выхода со станции.

-52

Началось благоустройство и на площадке №11 на перегоне «Университет Дружбы Народов» - «Генерала Тюленева»).

На площадке притоннельного сооружения - вентузел и водоотливная установка, что возле перекрестка ул. Островитянова и Академика Опарина, готов в конструкциях вентиляционный киоск. Выполнен монтаж оборудования, устройство внутренних конструкций, металлоконструкций (лестничные марши, монорельсы, люки, ложе), отделочные работы (стены, полы и потолки). Приступили к заключительному этапу - восстановлению территории.

-53

«Генерала Тюленева»

-54

Станция «Генерала Тюленева» (ранее «Ершовская», проектное наименование «Улица Генерала Тюленева») 🏡 Троицкой линии. Расположена вдоль ул. Генерала Тюленева в месте пересечения с улицей Теплый Стан. Эту станцию постигла та же участь с экономией, посему станция откроется с одним выходом в город к ул. Теплый Стан.

На площадке началось раскрытие котлована пешеходного перехода и выхода со станции. По плану здесь только будет один павильон.

-55

Вестибюль и эскалаторный наклон на станцию.

-56

Вид из вестибюля на строящийся выход со станции.

-57

А это перспективный второй выход со станции. Сейчас он построен в конструкциях и заканчивается тупиком.

-58

Спустимся на станцию по лестнице эвакуационного выхода.

-59

Поскольку пользоваться ей на постоянной основе не предполагается, ступеней здесь сильно больше, чем это полагается по нормам.

-60

Платформа.

-61

Началась облицовка редких в современном московском метро круглых колонн на платформе.

-62

Смонтирован пробный образец панелей путевой стены и потолка над путями.

-63

Ещё один взгляд на платформу с противоположной стороны.

-64

«Тютчевская»

-65

Станция «Тютчевская» (проект. «Славянский Мир») Троицкой линии – первая станция на линии за пределами МКАД. Расположена вдоль МКАД, строится на 42 км трассы для улучшения транспортной доступности пос. Мосрентген Новой Москвы. Имеет путевое развитие - за станцией расположен шестистрелочный оборотный тупик.

-66

В наземном вестибюле станции завершена облицовка пола гранитом.

-67

Спускаемся на платформу.

-68

На платформе станции смонтированы подвесы навигационных элементов.

-69

Ведётся покраска потолка.

-70

На платформе станции началась отделка цоколя колонн камнем.

-71

Выше должно пойти стекло и изнутри будет проглядывать бетон и коммуникации - должно получиться интересно.

-72

Вид на платформу из прохода к блоку служебных помещений.

-73

Канал дымоудаления над платформой. Стены обработаны специальным негорючим огнезащитным составом.

-74

Вид из канала дымоудаления на платформу.

-75

Ниша, в которой "прячется" гермозатвор, при необходимости отделяющий станцию от эвакуационного выхода на поверхность.

-76
-77

Заглянем в технические помещения.

-78

В тягово-понизительную подстанцию, которая будет питать всю инфраструктуру метрополитена электричеством, уже поставили оборудование.

-79

Вентиляционное оборудование также смонтировано.

-80

На поверхности ведётся облицовка фасада эвакуационного выхода.

-81

На перегоне до «Корниловской» (площадка строительства устройства тоннельной вентиляции) готов в бетоне вентиляционный киоск.

-82

Изоляция на примыкании к перекрытию - без того никуда.

-83

«Корниловская»

-84

«Корниловская» (проектное наименование «Мамыри») – следующая за станцией «Тютчевская» на юг. Расположена вдоль Калужского шоссе напротив агрокластера "ФудСити", для улучшения транспортной доступности пос. Мосрентген и Мамыри Новой Москвы.

Завершена обратная засыпка над верхним перекрытием станции.

-85

Северный вестибюль готов в монолите.

-86

Он внушительных размеров, наземный, закругленной формы.

-87

Кассовый зал северного наземного вестибюля.

-88

К отделке пока не приступили.

-89

Эскалаторный наклон северного вестибюля.

-90

Гермодвери северного эскалаторного наклона. Поскольку северный вестибюль будет наземным, то наверху не получилось установить защитное ограждение. Поэтому его смонтировали внизу на платформе. Также гермодвери смонтированы на лестницах в служебных помещениях.

-91

Платформа станции. Никаких работ не ведётся.

-92

В целом, это единственная площадка, где в будний день не замечено ни одного рабочего.

-93

Лишь пробный образец панелей отделки украшает одну из путевых стен.

-94

Эскалаторный наклон южного вестибюля. Эскалаторы укрыты от строительной пыли.

-95

На всём участке от станции «Новаторская» до станции «Корниловская» пути уже уложены. А дальше - от «Корниловской» до «Коммунарки» - на перегонах идут активные работы по укладке путевого бетона.

Работы по верхнему строению пути на перегоне «Корниловская» - «Бачуринская».
Работы по верхнему строению пути на перегоне «Корниловская» - «Бачуринская».
На перегоне «Корниловская» - «Бачуринская».
На перегоне «Корниловская» - «Бачуринская».

«Бачуринская»

-98

Станция «Бачуринская» (проектное наименование «Коммунарка») 🏡 Троицкой линии – следующая за станцией «Корниловская» на юг. Расположена вдоль ул. Сосенский Стан рядом с префектурой ТиНАО в Коммунарке (Новая Москва).

После оптимизации проекта у станции остался только один пассажирский вестибюль - с выходами ближе к префектуре. Со стороны Бачуринской ул. выход будет эвакуационным.

-99

В пассажирском вестибюле станции идёт строительство примыкания к выходу в город №4 - продолжается распиловка стены в грунте.

-100

Вид на выход в город из вестибюля.

-101

Кладка перегородок красным кирпичом уже выполнена.

-102

А здесь будут стоять турникеты, после прохождения которых пассажиры будут попадут на станцию.

-103

На платформе станции продолжается монтаж подсистемы под облицовку панелями стен и потолков.

-104

Также ведётся укладка гранита на пол.

-105

На станции смонтирован первый пробный участок панелей отделки путевых стен и потолка.

-106

Особенность отделки заключается в том, что каждая панель имеет длину 7 метров и вес около 100 кг.

-107

Строители потрудились на славу.

-108

Путь из центра (взгляд в направлении Троицка).

-109

В демонтажной камере со стороны станции «Корниловская» (ex-«Мамыри») ведутся работы по армированию и бетонированию участка примыкания перегонных тоннелей к станционному комплексу.

В эвакуационном выходе ведётся облицовка гранитом пола.

-111

В блоке служебных помещений все поверхности уже отштукатурены.

-112

В помещении тягово-понизительной подстанции установлено оборудование.

-113

Взгляд на перегонный тоннель до «Коммунарки». Готовность на этом перегоне самая низкая, но и построен он был позже остальных на всём участке от «Новаторской».

-114

Завезены полушпалки для укладки пути на перегоне. Рельсов пока не наблюдается.

-115

«Коммунарка»

-116

Станция «Коммунарка» (проектное наименование «Столбово») Троицкой линии – временно конечная на первом этапе (далее до 2030 года намечено продление до Троицка). Расположена перпендикулярно действующей станции «Коммунарка» Сокольнической линии, на которую будет иметь пересадку. Путевое развитие: оборотные тупики, 1 ССВ из депо "Столбово", примыкающая к тупикам.

Началась активная обратная засыпка камеры съездов за станцией. Также ведётся заливка бетоном плиты перекрытия кассового зала.

-117

Вереница самосвалов с грунтом в ожидании заезда на стройплощадку.

-118

В кассовом зале над станцией бетонируются колонны.

-119

Эскалаторный наклон на станцию.

-120

Армируются конструкции помещения тягово-понизительной подстанции, которое располагается над сводом станции.

-121

Просторная односводчатая платформа станции.

-122

Эскалаторный наклон в вестибюль. Фундаменты под сами эскалаторы ещё не готовы.

-123

Вид с обратной стороны наклона.

-124

Вид на пути и платформу из служебных помещений южного вестибюля.

-125

Последняя часть ещё не залитой платформы у примыкания к пересадке на одноименную станцию Сокольнической линии.

-126
-127

А так выглядит коридор пересадки на действующую станцию «Коммунарка» Сокольнической линии.

На основании увиденного можно сделать следующий вывод: в том, что участок от «Новаторская» до «Коммунарки» может открыться для пассажиров в следующем году сомнений нет, а вот по участку «Новаторская» - «ЗиЛ» - большие вопросы. Дело в том, что Андрей Бочкарев хочет поставить очередной рекорд в истории метростроения Москвы и запустить участок из 11 целиком. По инсайдам, поступающим из ДепСтроя, глава Стройкомплекса настроен решительно и раздельные варианты пуска лини не рассматриваются. Таким образом, либо мы увидим настоящее "стахановское чудо" от метростроителей и станции "Академического участка" «Вавиловская», «Академическая», «Крымская», «ЗиЛ» также откроются для пассажиров в 2024 году, либо же остальные станции от «Новаторской» до «Коммунарки» будут ждать готовность этого участка и всё вместе поедет только только в 2025 году. Время покажет.

Входной павильон станции Сокольнической линии.
Входной павильон станции Сокольнической линии.

Пользуясь случаем, всех причастных к строительству метро и не только поздравляем с Днём Строителя!

Ждите от нас новых экскурсий по этой линии. А на сегодня всё. Благодарим за внимание!

Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).