11 августа глава столичного Стройкомплекса Андрей Бочкарев заявил о том, что все строительство всех 11 станций Троицкой линии столичного метро планируют завершить в конце 2024 года. Это станции «ЗиЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская», «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», «Корниловская», «Бачуринская» и «Коммунарка».
«Мы планируем в следующем году, к концу года попытаться завершить все уже строительные работы и подготовить объект к пуску в эксплуатацию. Тоже для нас большой проект, никогда в Москве одновременно 11 еще не запускалось. Было девять, было 10, вот будет 11», – заявил Бочкарев.
Причем строительство первых четырёх станций из вышеназванных полноценно началось только в прошлом году. Давайте заглянем на все стройплощадки, оценим готовность всех станций и составим собственный прогноз, насколько реально запустить весь участок в конце 2024 - начале 2025 года. Осмотр начнем от центра города и будем двигаться в сторону Новой Москвы.
«ЗиЛ»
Станция «ЗиЛ» Троицкой линии - конечная станция на линии (в дальней перспективе Троицкую линию планируется соединить с Некрасовской). Расположена рядом с просп. Лихачёва и парком Тюфелева роща, вдоль станции «ЗиЛ» МЦК. Будет иметь пересадку на перспективную станцию «ЗиЛ» Бирюлевской линии через вестибюль и пересадку на станцию МЦК по улице.
Станция с путевым развитием: съезд между путями на перегоне до «Крымской» и оборотные тупики за станцией. Интересно, что строительство оборотных тупиков за станцией изначально не планировалось. Но для того чтобы убрать зону по «Новаторской», дано поручение допроектировать за «ЗиЛом» тупики в правильном направлении. Их реализация намечена на 2025-2026. А решение было принято после обсуждений непопулярного решения с крайне неудобным оборотным тупиком (с низкой пропускной способностью) перед «Внуково» (где будет оборачиваться только каждый второй либо третий состав).
Раскрытие котлована станции началось со стороны перегона до «Крымской».
В раскрытой части бетонируется и гидроизолируется основание котлована.
Под путепроводом проспекта Лихачёва ведётся закрепление грунтов.
По титулу Троицкой линии в этом месте, рядом с неоткрывшимся вестибюлем станции МЦК, идёт строительство участка одной стены котлована станции Бирюлевской линии, между пересечением котлованов и примыканием пересадки.
«Крымская»
Станция «Крымская» (проектное наименование «Севастопольский Проспект»). Расположена рядом с Севастопольским проспектом параллельно одноимённой станции МЦК. Будет иметь пересадку на станцию МЦК «Крымская». В целях экономии пассажирский вестибюль у станции будет только один - со стороны Севастопольского проспекта. Второй выход будет эвакуационным.
Здесь продолжается сооружение стены в грунте (ограждения будущего котлована).
Нaчaли aрмировaть обвязочную бaлку ограждения котлована (стены в грунте) с восточной стороны.
Раскрытие котлована пока не начато.
Движемся дальше. На перегоне «Академическая» - «Крымская» расположится площадка № 9 (установка тоннельной вентиляции, а проще говоря - вентиляционный киоск).
Объявлен тендер на проведение строительно-монтажных работ по переносу трамвайных путей. Согласно размещённому проекту договора, начать работы планируется 15 сентября этого года, а завершить - 31 августа 2024.
«Академическая»
Строится у пересечения Профсоюзной улицы и улицы Дмитрия Ульянова, на месте бывшего сквера. Через западный вестибюль будет иметь пересадку на одноименную станцию Калужско-Рижской линии. Для интеграции пересадки с вестибюлем действующей станции планируется закрытие станции КРЛ на определенный период времени.
По первоначальному проекту за станцией на перегоне в сторону «Крымской» должен был располагаться съезд для оборота составов. Позже был отменён.
На станции проектом предусмотрено два вестибюля, один из которых будет вести к проспекту 60-летия Октября и памятнику Хо Ши Мину, а второй обеспечит выход на пересечение улиц Дмитрия Ульянова и Гримау.
Продолжается проходка обоих перегонных тоннелей от станции «Академическая» в сторону станции «Крымская».
На стройплощадке практически завершен вынос инженерных сетей, земляные работы выполнены более чем наполовину, началась укладка бетона.
На перегоне «Вавиловская» - «Академическая» наше внимание привлекает одна из двух площадок притоннельных сооружений. Движение наблюдается на площадке 4 (установка тоннельной вентиляции на улице Дмитрия Ульянова).
Здесь завершены свайные работы, идёт подготовка к армированию плиты, на которой будет закреплен вертикальный стволопроходческий комплекс. Собраны два стартовых кольца и ножевое кольцо.
Подробнее о технологии сооружения стволов при помощи стволопроходческих комплексов можно узнать здесь. А проект на это притоннельное сооружение мы публиковали ранее.
«Вавиловская»
Станция «Вавиловская» (проектное наименование «Улица Строителей») Троицкой линии расположена вдоль Ленинского проспекта на пересечении с ул. Строителей и Панферова.
Практически полностью завершено раскрытие котлована. Ведутся монолитные работы. Около улицы Панфёрова вяжется арматура перекрытия - впоследствии туда будет переключению движение автотранспорта для достройки станции. Раскрывается котлован одного из выходов на поверхность.
Готовая часть конструкций - в этом месте участок станции готов в бетоне. Выполнена засыпка, на неё перенесён штаб строительства.
Между готовым участком и бывшей монтажной камерой в сторону «Академической» в котловане залит лоток, начато армирование стен станции.
«Новаторская»
Станция «Новаторская» (проектное наименование «Улица Новаторов») 🏡 Троицкой линии возводится вдоль Ленинского проспекта на пересечении с улицей Новаторов и перпендикулярно одноимённой станции БКЛ, на которую будет иметь сразу 2 пересадки. При этом в одном из пересадочных наклонов будет установлено аж 6 эскалаторов.
Станция имеет путевое развитие: за станцией расположен оборотный тупик, а также ССВ (служебная соединительная ветвь) с БКЛ.
В оборотных тупиках за станцией основные строительные работы завершены, выполнена обратная засыпка, ведётся благоустройство пространства и восстановление основного хода и дублера Ленинского проспекта в прежних границах.
Над станцией закончена облицовка венткиосков.
Единственный на данный момент готовый павильон северного вестибюля станции. К продлению подземного перехода под Ленинским проспектом ещё не приступали. К переносу Ленинского проспекта для строительства продления перехода также ещё не готовятся.
Подземный переход северного вестибюля полностью облицован камнем. В служебных помещениях ведётся монтаж оборудования.
Вид из вестибюля на эскалаторный наклон, ведущий непосредственно на станцию.
Спустились на платформу станции.
Вид на эскалаторы с платформы.
Пути уже давно уложены.
Полностью закончен монтаж панелей на путевых стенах. Продолжается облицовка потолка.
Смонтировано название станции на путевой стене. Буквы укрыты от пыли, но часть одной всё же можно увидеть.
Первая пересадка на одноименную станцию БКЛ в центре зала. Тут будет две лестницы с платформы Троицкой линии, ведущие на эскалаторный наклон, состоящий из рекордных шести эскалаторов.
Вторая пересадка на БКЛ - в торце станции.
Вид на эту же лестницу сверху.
Те самые шесть эскалаторов на пересадке между Троицкой линией и БКЛ. Пассажиропоток здесь ожидается большой.
Так выглядит объединенный вестибюль Большой Кольцевой и Троицкой линий.
Вид на платформу станции из тоннеля.
Камера съездов в оборотный тупик за станцией.
«Университет Дружбы Народов»
Станционный комплекс «Университет Дружбы Народов» (проектное наименование «РУДН») Троицкой линии расположен в месте пересечения улиц Миклухо-Маклая и Академика Опарина. Проект станции был оптимизирован, поэтому на момент открытия у станции будет всего один выход в город на четную сторону ул. Академика Опарина к корпусам "РУДН".
На поверхности уже ведётся благоустройство территории.
Начался монтаж металлокаркаса венткиосков.
Таким спуском к ул. Академика Опарина обыграли перепад высот.
Вид на платформу станции с эвакуационного выхода.
Эскалаторный наклон единственного пассажирского вестибюля станции. Здесь будет 4 нитки эскалаторов.
Вид на платформу из перегонного тоннеля.
Подземный переход северного вестибюля. Стены уже отделаны камнем, колонны - в процессе.
Начался монтаж металлокаркаса единственного павильона выхода со станции.
Началось благоустройство и на площадке №11 на перегоне «Университет Дружбы Народов» - «Генерала Тюленева»).
На площадке притоннельного сооружения - вентузел и водоотливная установка, что возле перекрестка ул. Островитянова и Академика Опарина, готов в конструкциях вентиляционный киоск. Выполнен монтаж оборудования, устройство внутренних конструкций, металлоконструкций (лестничные марши, монорельсы, люки, ложе), отделочные работы (стены, полы и потолки). Приступили к заключительному этапу - восстановлению территории.
«Генерала Тюленева»
Станция «Генерала Тюленева» (ранее «Ершовская», проектное наименование «Улица Генерала Тюленева») 🏡 Троицкой линии. Расположена вдоль ул. Генерала Тюленева в месте пересечения с улицей Теплый Стан. Эту станцию постигла та же участь с экономией, посему станция откроется с одним выходом в город к ул. Теплый Стан.
На площадке началось раскрытие котлована пешеходного перехода и выхода со станции. По плану здесь только будет один павильон.
Вестибюль и эскалаторный наклон на станцию.
Вид из вестибюля на строящийся выход со станции.
А это перспективный второй выход со станции. Сейчас он построен в конструкциях и заканчивается тупиком.
Спустимся на станцию по лестнице эвакуационного выхода.
Поскольку пользоваться ей на постоянной основе не предполагается, ступеней здесь сильно больше, чем это полагается по нормам.
Платформа.
Началась облицовка редких в современном московском метро круглых колонн на платформе.
Смонтирован пробный образец панелей путевой стены и потолка над путями.
Ещё один взгляд на платформу с противоположной стороны.
«Тютчевская»
Станция «Тютчевская» (проект. «Славянский Мир») Троицкой линии – первая станция на линии за пределами МКАД. Расположена вдоль МКАД, строится на 42 км трассы для улучшения транспортной доступности пос. Мосрентген Новой Москвы. Имеет путевое развитие - за станцией расположен шестистрелочный оборотный тупик.
В наземном вестибюле станции завершена облицовка пола гранитом.
Спускаемся на платформу.
На платформе станции смонтированы подвесы навигационных элементов.
Ведётся покраска потолка.
На платформе станции началась отделка цоколя колонн камнем.
Выше должно пойти стекло и изнутри будет проглядывать бетон и коммуникации - должно получиться интересно.
Вид на платформу из прохода к блоку служебных помещений.
Канал дымоудаления над платформой. Стены обработаны специальным негорючим огнезащитным составом.
Вид из канала дымоудаления на платформу.
Ниша, в которой "прячется" гермозатвор, при необходимости отделяющий станцию от эвакуационного выхода на поверхность.
Заглянем в технические помещения.
В тягово-понизительную подстанцию, которая будет питать всю инфраструктуру метрополитена электричеством, уже поставили оборудование.
Вентиляционное оборудование также смонтировано.
На поверхности ведётся облицовка фасада эвакуационного выхода.
На перегоне до «Корниловской» (площадка строительства устройства тоннельной вентиляции) готов в бетоне вентиляционный киоск.
Изоляция на примыкании к перекрытию - без того никуда.
«Корниловская»
«Корниловская» (проектное наименование «Мамыри») – следующая за станцией «Тютчевская» на юг. Расположена вдоль Калужского шоссе напротив агрокластера "ФудСити", для улучшения транспортной доступности пос. Мосрентген и Мамыри Новой Москвы.
Завершена обратная засыпка над верхним перекрытием станции.
Северный вестибюль готов в монолите.
Он внушительных размеров, наземный, закругленной формы.
Кассовый зал северного наземного вестибюля.
К отделке пока не приступили.
Эскалаторный наклон северного вестибюля.
Гермодвери северного эскалаторного наклона. Поскольку северный вестибюль будет наземным, то наверху не получилось установить защитное ограждение. Поэтому его смонтировали внизу на платформе. Также гермодвери смонтированы на лестницах в служебных помещениях.
Платформа станции. Никаких работ не ведётся.
В целом, это единственная площадка, где в будний день не замечено ни одного рабочего.
Лишь пробный образец панелей отделки украшает одну из путевых стен.
Эскалаторный наклон южного вестибюля. Эскалаторы укрыты от строительной пыли.
На всём участке от станции «Новаторская» до станции «Корниловская» пути уже уложены. А дальше - от «Корниловской» до «Коммунарки» - на перегонах идут активные работы по укладке путевого бетона.
«Бачуринская»
Станция «Бачуринская» (проектное наименование «Коммунарка») 🏡 Троицкой линии – следующая за станцией «Корниловская» на юг. Расположена вдоль ул. Сосенский Стан рядом с префектурой ТиНАО в Коммунарке (Новая Москва).
После оптимизации проекта у станции остался только один пассажирский вестибюль - с выходами ближе к префектуре. Со стороны Бачуринской ул. выход будет эвакуационным.
В пассажирском вестибюле станции идёт строительство примыкания к выходу в город №4 - продолжается распиловка стены в грунте.
Вид на выход в город из вестибюля.
Кладка перегородок красным кирпичом уже выполнена.
А здесь будут стоять турникеты, после прохождения которых пассажиры будут попадут на станцию.
На платформе станции продолжается монтаж подсистемы под облицовку панелями стен и потолков.
Также ведётся укладка гранита на пол.
На станции смонтирован первый пробный участок панелей отделки путевых стен и потолка.
Особенность отделки заключается в том, что каждая панель имеет длину 7 метров и вес около 100 кг.
Строители потрудились на славу.
Путь из центра (взгляд в направлении Троицка).
В демонтажной камере со стороны станции «Корниловская» (ex-«Мамыри») ведутся работы по армированию и бетонированию участка примыкания перегонных тоннелей к станционному комплексу.
В эвакуационном выходе ведётся облицовка гранитом пола.
В блоке служебных помещений все поверхности уже отштукатурены.
В помещении тягово-понизительной подстанции установлено оборудование.
Взгляд на перегонный тоннель до «Коммунарки». Готовность на этом перегоне самая низкая, но и построен он был позже остальных на всём участке от «Новаторской».
Завезены полушпалки для укладки пути на перегоне. Рельсов пока не наблюдается.
«Коммунарка»
Станция «Коммунарка» (проектное наименование «Столбово») Троицкой линии – временно конечная на первом этапе (далее до 2030 года намечено продление до Троицка). Расположена перпендикулярно действующей станции «Коммунарка» Сокольнической линии, на которую будет иметь пересадку. Путевое развитие: оборотные тупики, 1 ССВ из депо "Столбово", примыкающая к тупикам.
Началась активная обратная засыпка камеры съездов за станцией. Также ведётся заливка бетоном плиты перекрытия кассового зала.
Вереница самосвалов с грунтом в ожидании заезда на стройплощадку.
В кассовом зале над станцией бетонируются колонны.
Эскалаторный наклон на станцию.
Армируются конструкции помещения тягово-понизительной подстанции, которое располагается над сводом станции.
Просторная односводчатая платформа станции.
Эскалаторный наклон в вестибюль. Фундаменты под сами эскалаторы ещё не готовы.
Вид с обратной стороны наклона.
Вид на пути и платформу из служебных помещений южного вестибюля.
Последняя часть ещё не залитой платформы у примыкания к пересадке на одноименную станцию Сокольнической линии.
А так выглядит коридор пересадки на действующую станцию «Коммунарка» Сокольнической линии.
На основании увиденного можно сделать следующий вывод: в том, что участок от «Новаторская» до «Коммунарки» может открыться для пассажиров в следующем году сомнений нет, а вот по участку «Новаторская» - «ЗиЛ» - большие вопросы. Дело в том, что Андрей Бочкарев хочет поставить очередной рекорд в истории метростроения Москвы и запустить участок из 11 целиком. По инсайдам, поступающим из ДепСтроя, глава Стройкомплекса настроен решительно и раздельные варианты пуска лини не рассматриваются. Таким образом, либо мы увидим настоящее "стахановское чудо" от метростроителей и станции "Академического участка" «Вавиловская», «Академическая», «Крымская», «ЗиЛ» также откроются для пассажиров в 2024 году, либо же остальные станции от «Новаторской» до «Коммунарки» будут ждать готовность этого участка и всё вместе поедет только только в 2025 году. Время покажет.
Пользуясь случаем, всех причастных к строительству метро и не только поздравляем с Днём Строителя!
Ждите от нас новых экскурсий по этой линии. А на сегодня всё. Благодарим за внимание!
Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).