Художник В. Е. Калистов успел создать не так уж много картин, в российских музеях их всего три. Остальное расползлось по частным коллекциям или не сохранилось. Однако даже по сохранившимся работам виден незаурядный талант бытописателя. К тому же художник выбирал неизбитые сюжеты.
Про самого художника известно мало. Он родился в 1839 году в селе Нагорное Костромской губернии в семье дьячка. Отец Калистов Ефим Иванович (1794 г. р.), мать - Екатерина Саввична (1795 – 1867). В семье было три дочери и три сына, и Василий был самым младшим. Дьячок (не путать с дьяконом) - по сути помощник священника. Жили они обычно небогато, а в селах тем более бедно. Будущий художник учился в Кинешемском приходском духовном училище (1854 – 1857). В 1857 году интерес к талантливому юноше неожиданно проявил крупный чиновник, в тот момент министр императорского двора и уделов Владимир Федорович Адлерберг. Где и как могли пересечься судьбы столь разных людей, история умалчивает. Чиновник написал председателю Совета Московского художественного общества графу Бобринскому письмо, в котором просил помочь сыну дьячка, который пришел в столицу пешком из Костромы и не имел денег. В 1858 году по ходатайству министра юношу взяли в Московское училище живописи и ваяния. Его наставниками стали С. К. Зарянко, Е. С. Сорокин, П. А. Десятов и А. Н. Мокрицкий. Также он посещал архитектурный класс преподавателя А. П. Попова.
За время учебы художник не раз участвовал в выставках училища и Академии художеств. Он получил от Академии художеств малую серебряную медаль за картину «Гадание деревенской ворожеи на картах» (1864) и большую серебряную медаль за работу «Чиновник, осматривающий питомцев в деревне» («Ревизия питомцев воспитательного дома» (1866). После выставки в училище картину «Чиновник, осматривающий питомцев в деревне» купил П. А. Третьяков. К сожалению, после выпуска следы Калистова теряются, и он фактически оказался «художником одной картины». Картина интересная и показывает довольно примечательное явление.
При Екатерине II был открыт первый сиротский приют, куда помимо сирот брали внебрачных детей. Они и составили основную массу воспитанников. При этом сразу возникла проблема: катастрофически не хватало персонала и особенно кормилиц. К тому же из-за проблем с антисанитарией была высокая смертность даже по меркам того времени (а о санитарных нормах вообще были смутные представления). Иногда руководство приютов временно передавало детей назад матерям на время периода, когда требуется кормилица, и разрешали сдать назад позже. Иногда детей передавали на воспитание в деревни. Крестьяне, бравшие в дом воспитанников, получали за это плату - несколько рублей в месяц. В сельской местности это были существенные деньги. Мальчики воспитывались до 17 лет, девочки до 15. Чтобы опекуны не подменяли ребенка в случае его смерти, придумали способ: вешали на шею жетон на веревке, все это опломбировали. Периодически проводили ревизию. Такая ревизия и изображена. Крестьяне своим заработком дорожили, поэтому и детей одели хорошо (девочку в центре особенно принарядили), поставили самовар, делают подношения. Женщина слева, например, принесла корзинку с яйцами. Помнится, и в 21 веке у нас ввели подобную практику, и результат вышел спорный.
Жаль, что больше сведений о художнике нет.
#картина #живопись #искусство #художник #история