Найти тему
Строительный мир

Россия намерена продлить МТК «Север-Юг» до Африки

Россия намерена продлить международный транспортный коридор «Север-Юг» до восточного африканского побережья, где предполагается размещение портового логистического хаба. Реализация данного проекта позволит увеличить объемы перевозок грузов в обоих направлениях и наладить более удобные поставки товаров.

Данный вопрос обсуждался как на прошедшем в июле саммите «Россия – Африка», так и в начале следующего месяца во время встречи министра экономического развития Максима Решетникова с главой государства. Сам Владимир Путин в ходе упомянутого мероприятия, проходившего в Санкт-Петербурге, подчеркнул, что наличие российского транспортно-логистического центра в одном из портов Африки позволит запустить регулярную судоходную линию.

© Hellerick / CC BY 4.0 (Красным – западный и восточный маршруты МТК "Север-Юг". Зеленым - маршрут ч/з Суэцкий канал)
© Hellerick / CC BY 4.0 (Красным – западный и восточный маршруты МТК "Север-Юг". Зеленым - маршрут ч/з Суэцкий канал)

Ранее, в марте текущего года, президент заявлял, что в условиях формирующегося многополярного миропорядка роль африканских государств в глобальной политике и экономике непременно возрастет. Действительно, эксперты прогнозируют существенные изменения в этом направлении для континента в ближайшие десятилетия. По некоторым данным, более половины самых быстрорастущих экономик расположены в Африке.

О том, что последняя является одним из перспективных направлений для инвестиций, похоже, первыми поняли китайцы, которые сегодня в той или иной форме участвуют в реализации самых разных проектов более чем в 35 странах континента. Наиболее масштабные инициативы — в области энергетики, добывающей промышленности и транспорта. Главными партнерами Пекина в настоящее время являются Нигерия, Египет, ЮАР, Алжир, Ангола, Марокко, Чад, Замбия, Камерун и ряд других государств.

Вложенные КНР средства в Черный континент содействовали его экономическому и социальному развитию, улучшению уровня жизни. При этом в Поднебесной не перестают подчеркивать, что достижение стабильности и процветания в мире невозможно без развития Африки, которая должна быть большой ареной для международного сотрудничества, а не полем для борьбы великих держав.

Безусловно, Китай не альтруист и действует в своих интересах. Хотя, предоставляя масштабные инвестиции, государство не может рассчитывать на быструю отдачу и идет на определенные финансовые риски. Благодаря реализации сотен проектов, с 1990-х Китай настолько закрепился в Африке, что, как подмечают наблюдатели, вряд ли кто-то сможет его потеснить в ближайшие десятилетия.

© Игорь Морозов / CC BY-SA 3.0 (ГЭС "Капанда" – совместный проект СССР, Бразилии и Анголы. Строить станцию начали в 1987 г., однако из-за нестабильной обстановки в Анголе проект пришлось приостановить в 1992 г. В 2000-х строительство заканчивала российская компания "Технопромэкспорт")
© Игорь Морозов / CC BY-SA 3.0 (ГЭС "Капанда" – совместный проект СССР, Бразилии и Анголы. Строить станцию начали в 1987 г., однако из-за нестабильной обстановки в Анголе проект пришлось приостановить в 1992 г. В 2000-х строительство заканчивала российская компания "Технопромэкспорт")

В свое время СССР активно участвовал в африканских проектах. Сегодня Россия вновь намерена увеличить свое присутствие на континенте, государства которого, действительно, готовы к экономическому сближению с Москвой. Россия в 2019-м поставила задачу удвоить объем торговли с Африкой (в последние годы он был на уровне $15-20) и увеличить долю инвестиций на континенте.

Однако за эти четыре года достичь ощутимых результатов не удалось. Теперь же данная цель обрела особую актуальность, чем и обусловлено стремление к реализации ряда крупных проектов, включая создание логистического хаба.

Масштабировать действующие маршруты на Транскаспийской ветке МТК «Север-Юг»: рассматривается возможность реализации нового проекта
Строительный мир2 августа 2023