Ирина ПАВЛОВА
Когда село Каменное Калининской области получило в 1938 году статус города, по желанию местных жителей ему было дано и новое имя — Кувшиново, в честь владелицы расположенной здесь Каменской бумажной фабрики Юлии Михайловны Кувшиновой. Благодарная память об этой женщине жива в Кувшиново по сей день. Даже памятник ей в 2012 году в центре города поставили — в знак признательности за все, что сделала она для горожан.
Однако давайте по порядку.
Бумажное производство в Каменном основал Василий Петрович Мусин-Пушкин (родственник великого поэта) в 1799 году. Здесь производили «сахарную бумагу» — в ее плотные синие листы оборачивали сахарные головы. После хозяина фабрика несколько раз переходила от хозяина к хозяину — кому по наследству, кому в уплату карточного долга. Наконец, в 1867 году ее купил московский бумаготорговец Михаил Гавриилович Кувшинов, взявший в придачу полторы тысячи десятин прилегающих земель с лесными массивами и сельскохозяйственными угодьями. Он переселился сюда со всем семейством, оборудовал фабрику самыми современными на тот момент машинами английского и немецкого производства и начал делать бумагу высокого качества и широкого предназначения — почтовую, писчую, цветную, растительный пергамент, тетради и записные книжки.
Особый интерес к производству проявлял его сын Сергей, который после смерти отца возглавил управление Акционерным обществом «Писчебумажное фабрично-торговое товарищество» с уставным капиталом 1 миллион 100 тысяч рублей. При нем были построены целлюлозный, кислотный и кирпичный заводы, появилось электричество. Словом, производство расширялось и приносило прибыль.
В 1894 году Сергей Михайлович Кувшинов, завершая деловую поездку в Англию, погиб во время кораблекрушения. А фамильное дело, по настоянию вдовствующей матери семейства Татьяны Ивановны Кувшиновой, главы семейного совета, продолжила его Юлия Михайловна.
Судя по тому, как пошли дела на фабрике, решение было правильным. Хорошо образованная и энергичная Юлия Михайловна расширила производство, которое стало давать изрядную прибыль, благодаря чему рабочим и служащим, проработавшим на фабрике больше пяти лет, выплачивалась ежегодная премия от 50 до 100% месячного оклада (в зависимости от личного вклада).
Появилась возможность строить богоугодные заведения, тратить деньги на просвещение и лечение рабочих и их семей. По пятницам и субботам они посещали фабричную баню и прачечную, им выдавали ссуды на индивидуальное жилищное строительство. Когда не хватало хлеба, его привозили из зернородных краёв, централизованно закупали соль и керосин.
В 1903 году в Каменном по заказу правления «Писчебумажного фабрично-торгового товарищества» была построена больница — первое в этих местах лечебное учреждение для рабочих. Делегаты ХV губернского съезда врачей, состоявшегося в том же году, отмечали высокий уровень организации медицины для фабричных рабочих, отвечавший на тот момент «самым высоким требованием, предъявляемым к земской медицине в наилучших уездах губернии...». К слову сказать, когда в середине девяностых я впервые приехала в Кувшиново, располагавшаяся в том же здании Центральная районная больница уже не отвечала требованиям, предъявляемым к медицинскому учреждению конца XX века. Штукатурка сыпалась, стены поросли грибком, аппаратуру давно не обновляли, поэтому для обследований, требующих современной аппаратуры, пациентов направляли в областной центр — в Калинин (ныне Тверь). Начатое было в 1986 строительство новой больницы было приостановленного в 1989 году. Конечно, местные жители надеются на завершение строительства новой больницы, но врачей своих уважают и старую больницу любят и до сих пор с благодарностью вспоминают Юлию Михайловну.
Ведь больница — далеко не единственное, что она сделала для простых людей. В 1904 г. в селе по заказу «Товарищества» был возведен деревянный храм во имя Святой Троицы, чтобы фабричные могли ходить по праздникам на службы. Правда, после революции он был национализирован, «перепрофилирован» в пищекомбинат, а потом и вовсе разрушен. А вот здание Народного дома, построенный в 1913 году из красного кирпича в стиле модерн по проекту архитектора Флегонта Флегонтовича Воскресенского, и сейчас украшает центр Кувшинова. В нем расположен Межпоселенческий комплексный культурно-досуговый центр. В его библиотеке я познакомилась со старейшей жительницей города Ефалией Алексеевной Федоровой, которая в тот год заведовала библиотекой, хотя, судя по всему, роль ее в жизни Народного дома была гораздо шире. Она хорошо знала историю Кувшинова, с ее участием создавался краеведческий музей, незавершенную на тот момент экспозицию которого она мне показывала.
Рассказывала Ефалия Алексеевна и о том, что еще при жизни Сергея Кувшинова здесь бывал Горький, которые знакомился с производством, изучал взаимоотношения фабричных рабочих с конторскими служащими, некоторые из которых стали прообразами героев «Фомы Гордеева» и «Жизни Клима Самгина». Кстати, на фабрике Кувшиновых работал инженером-технологом Иван Ожегов, сын которого Сергей известен сегодня каждому русскому человеку как составитель «Словаря русского языка».
Ефалия Алексеевна упомянула и о железнодорожной станции, которая появилась в Каменном стараниями Юлии Михайловны. Сначала на деньги «Товарищества» была построена железнодорожная линия Торжок — Осташков в 1912 году. Кстати, разрешение на строительство железной дороги в те времена можно было получить лишь при длине предполагаемого маршрута не менее 100 километров. А поскольку расстояние между Торжком и Осташковым было меньше, Кувшинова спроектировала путь не по прямой, а в виде изогнутых линий, благодаря чему были набраны нужные 100 км. В 1916 году было по проекту архитектора Флегонта Флегонтовича Воскресенского, который проектировал Народный дом, возвели и здание железнодорожной станции.
В 1912 году так называемый «Кувшиновский подъездной путь» вступил в постоянную эксплуатацию. Сейчас этой на ветке движения почти нет. Но сохранилась вся железнодорожная атрибутика: действуют двукрылые семафоры, которые разрешают (или запрещают) въезд поезда с перегона на станцию, жезловые аппараты, ручные стрелки с «флюгарками», переездные деревянные шлагбаумы.
Сегодня это малодеятельная линия, но иногда она используется для ретротуров на паровой тяге и съемок исторических фильмов. А во времена Юлии Михайловны Кувшиновой здесь был очень оживленный участок дороги: ведь по нему вывозили продукцию бумажной фабрики в Торжок. Говорят, что после национализации фабрики Юлия Михайловна ушла по ней из Кувшинова, оставив свою усадьбу, где после революции разместился детский дом, а теперь находится школа-интернат для слабослышащих детей.
По словам Ефалии Алексеевны, после революции какое-то время Юлия Михайловна жила в Москве. Одни говорили, что Горький выхлопотал ей квартиру, другие — что она жила у племянника Сережи, который после революции работал старшим научным сотрудником в институте Бумаги (ныне ЦНИИ бумаги). По сведениям расстрельных списков Бутовского полигона, он был 22.03.1938 года арестован за «антисоветскую и вредительскую деятельность», расстрелян 29.05.1938 года и реабилитирован 06.10.1958 года.
О том, что стало с Юлией Михайловной остается неизвестным. Но в Кувшиново о ней не забывают: ведь почти все, что она сделала, построила и обустроила в период своего управления фабрикой, служит людям и сейчас. В Народном доме открыты библиотека, краеведческий музей, кружки, проходят концерты и праздники. В торговых рядах («Пассаж») торгуют. В больнице, как и сто лет назад, принимают больных.
В благодарность за добро, что Юлия Михайловна всю свою жизнь делала для жителей Кувшинова, ей в 2012 году установили памятник в центре города. Впрочем, о ней здесь помнили и без памятника.