Обзор книги из списка премии «Большая книга»
1.
Продолжаем обозревать короткий список премии «Большая книга»; предыдущие 5 заметок см. по тэгу #БольшаяКнига2023. А перед нами шестая из 15 книг – «Валсарб», дебют Хелены Побяржиной. Это вполне традиционный сегодня, эмоциональный лиричный рассказ от первого лица о детстве героини в конце 80-х-начале 90-х, в маленьком белорусском городке, название которого вынесено в заглавие. Ну да, название города можно читать и «Браслав» (реальное место, где автор родилась и выросла).
«Лиричный рассказ» означает, что и рассказа-то нет, и вообще перед нами опять не совсем проза, а такие полуритмизированные-полуверлибрические фрагменты (разумеется, Побяржина еще и поэт-верлибрист). Но в отличии от курьезного произведения также верлибристки Александры Шалашовой «Салюты на той стороне», оказавшегося рядом с «Валсарбом» в коротком списке БК и близкого по методу (то есть, написанного «не приходя в сознание»), книга Побяржиной все же остается цельной, будучи скрепленной хотя бы самим субъектом говорения.
2.
Но это не просто рассказ о собственном детстве из бесконечного и унылого ряда лирического автофикшена (в сравнении с которым неоднозначная книга Марины Степановой «Памяти памяти», породившая всю эту рябь, прямо «Анна Каренина»). Побяржина придумала ход: ее юная (авто)героиня является визионером. К ней являются тени погибших на этой исторически многострадальной земле. Обратим внимание: это отнюдь не тени, например, убитых польскими повстанцами русских, или засеченных польскими панами белорусов. Это преимущественно тени жертв Холокоста. Как говорится, жалко всех, но тут особый случай. Со стороны именно этих теней было очень политкорректно являться к героине – а еще более политкорректно (кто сказал "прибыльно"???) было присоединиться к этому вечно актуальному дискурсу и автору. Кстати, среди этих теней, а точнее, как сказано в книге, «бывших людей» оказывается и своего рода VIP-персона: сын Марины Цветаевой Мур. Не спрашивайте.
3.
Если не считать этой находки (да и если считать тоже, ибо в «развитии сюжета» - кавычки необходимы – «Валсарба» «бывшие люди» особой роли не играют, оставаясь побочным, декоративным приемом), книга Побяржиной, в какой мере вполне грамотна, в такой же и бесцветна. Не все в ней плохо: например, видно, что автор пишет искренне, для него мир того, советского еще детства, близок и дорог.
Для героини придумана яркая индивидуализирующая черта: она переворачивает слова (отсюда и "Валсарб"). Имеются довольно трогательные места (правда, на них натыкаешься в малосвязном тексте почти случайно). Еще приятно, что автор ведет себя «смирно», отнюдь не покушаясь на сотрясение основ и какие бы то ни было литературные открытия. Мне кажется, что сам факт издания этого сочинения, а потом и попадания в премиальные списки был для г-жи Побяржиной неожиданностью (и не для ее одной).
4.
Не сочтите за каламбур, но перед нами в шорт-листе «Большой книги» поистине «маленькая книга». Во-первых, объем, не дотягивающий и до 300 страниц (может, оно в лирическом тексте и к лучшему). Во-вторых, сам замысел и его исполнение, вообще проблематика книжки – все это очень тихое, скромное, да просто никакое. повторю, ни открытий, ни глубин, ни образов, ни внятного рассказа о времени мы здесь не найдем (кстати, совершенно между делом, через запятую, упоминается недалекий от Валсарба-Браслава Чернобыль – во время катастрофы на АЭС героине года три. Ну почему между делом-то??).
5.
Вот образец стиля: «Холодно. Сегодня так холодно, а я всю ночь собирала вишни. Такой сон. Вишни — это слезы, но я не плакала ни секунды, у меня не получается.
Мне миражами мерещится мир, где ты указываешь на тонкий нарцисс (вот здесь), точно вырезанный из папиросной бумаги, и шелковый тюльпан (вот здесь), которые весной вырастут без тебя. Или не вырастут без тебя. Холодно. Я пытаюсь накинуть твой пиджак себе на плечи, как это делал ты, и, точно по мановению волшебной палочки, из всех карманов на землю сыплются жвачки».
Мне МИражами МЕрещится МИр…. Ми-ми-ми... Нарцисс! тюльпан! Такая вот типа проза.
РЕЗЮМЕ: У Побяржиной получилось нечто типично восточно-, а точнее средне-европейское, "средне" - во всех смыслах. Возможно, так автором и задумывалось, во всяком случае, всерьез тут говорить не о чем. Даже в нынешнем шорт-листе «Большой книги», по своему удивительном, «Валсарб» на мой вкус где-то в аутсайдерах – ну да, рядышком с шалашовскими «Салютами».
Автор: Михаил Гундарин
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!