Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Кусково: Дворец, в зеркалах которого отражалась сама Екатерина II

Оглавление

Усадьба Кусково - летний увеселительный загородный дом графов Шереметевых. Конечно, это дворец, но хозяева его называли "Большим домом", будем и мы называть его так же.

Зимой здесь не жили, а вот летом усадьба оживала: многолюдные балы и приёмы здесь устраивались постоянно:

В селе Кусково распоряжено на сие лето и осень гулянье всем кому угодно оным пользоваться по воскресеньям и четвергам в прочие же дни гулянья нет выключая 28, 29 июня и 1 августа в которые дни также гуляют, чрез сие все и приглашаются.

То есть, в эти "дни открытых дверей" не нужно было особого
приглашения. Всякий прилично одетый человек мог прогуляться по парку, посмотреть театральное представление, покататься на качелях или на лодке, поудить рыбу. Для тех, кому не хватило места за столом, стояли столы на поляне перед "Большим домом" ...

В общем,

...всякое воскресенье, от мая до августа, дорога кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету.
Н.М.Карамзин

В календаре Шереметевых было три летних дня, когда проводились особенно торжественные и роскошные приёмы:

  • 28 июня - день рождения Николая Петровича Шереметева;
  • 29 июня - день Петра и Павла, тезоименитство Петра Борисовича Шереметева;
  • 1 августа - престольный праздник домовой церкви в Кусково.

Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 тысяч гостей.

С виду "Большой дом" кажется каменным, но на самом деле построен из дерева. И колонны - тоже деревянные, сосновые.

-2

Смотрели ли вы сериал "Екатерина"? Там многие сцены на улице, приезды и отъезды императрицы, сняты именно здесь.

Дом строился в 1769 - 1775 под руководством архитектора Карла Бланка в стиле раннего русского классицизма. Он полностью сохранил своё архитектурно-пространственное решение и подлинные интерьеры: полы, печи, камины, настенную и станковую живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше, зеркала, люстры. Кое-что, конечно, и утрачено за прошедшие века, но многое, к счастью, уцелело.

Парадные сени

Войдя в дом, мы попадаем в Парадные сени. Видим мраморные колонны и стены. Но на самом деле это обманка. Стены - деревянные, а мраморный рисунок на них имитирует искусная роспись. Понять это можно, лишь очень хорошо приглядевшись. Живописные панно, напоминающие скульптурные рельефы, созданы в технике гризайль:

-3

Ещё одна обманка - украшения ваз из яшмы: они кажутся бронзовыми, но сделаны из папье-маше и мастики в технике тиснёной бумаги:

-4

Нет, Шереметев вовсе не пытался сэкономить на строительстве. Просто в то время стоимость строительного материала была не так важна, а ценилось искусство художника, его умение создать из простого нечто замечательное.

Парадные сени вели гостей в анфилады комнат.

Карточная комната

В карточной комнате гости могли разыграть партию перед ужином - под взглядами монархов и важных государственных деятелей, взирающих на них с портретов:

Карточная комната.
Карточная комната.

Главный элемент мебельного убранства - ломберные столы, выполненные французскими и русскими мастерами в 18 в. в технике наборного дерева.

Бильярдная

Рядом с Карточной комнатой находится Бильярдная:

-6

Бильярд тогда входил в моду, и этот бильярдный стол из красного дерева - один из первых бильярдных столов в России. Он был привезён из Англии в 1770. На стенах, затянутых зелёным штофом, - картины неизвестнх русских художников 18 в.

Столовая

Отдельной столовой в "Большом доме" не было. А знаменитые на всю Москву обеды и ужины устраивались в одной из трёх гостиных:

-7

Эта комната завершает Южную анфиладу дворца. Её нарядное убранство подчёркнуто обилием зеркал, хрусталя и позолоты.

Сотрудники музея воссоздали убранство стола в традициях второй половины 18 века, используя сохранившуюся в Кусково подлинную посуду (русский и мейсенский фарфор), а также муляжи популярных тогда десертов.

Шпалерная гостиная

Вторая гостиная украшена фламандскими шпалерами 17 - 18 в.

-8

Шпалеры - это ковры ручной работы из толстой окрашенной шерсти. Их выписывали из-за границы. Цветовая гамма одного ковра составляла тысячи оттенков. Работа была очень трудоёмкой, в день мастер делал не больше тридцати квадратных сантиметров ковра, поэтому они были очень дороги.

Сохранившиеся в Кусково шпалеры со стен ни разу не снимали, поскольку они не висят свободно, как ковры, а их плотно прибивают к стенам. В старых документах о покупке шпалеры называют обоями: "Обои в шести штуках". К сожалению, сохранились не все из них: некоторые были утрачены во время Отечественной войны 1812 года.

Единый ансамбль со шпалерами создают кресла и стулья фламандской работы 17 в.

Малиновая гостиная

Третья гостиная обита тканями малиновых оттенков - такие в 18 в. тоже привозились из-за границы.

-9

Цвет получали при помощи пигмента кармина, добытого из кошенили, или "кошенильного червеца", - крошечного насекомого, обитающего на кактусах в Южной Америке. Стоила такая ткань целое состояние.

-10

На стенах - портреты русских монархов. Елизаветы Петровны:

-11

Екатерины II, её сына Павла Петровича и его супруги Марии Фёдоровны. Два последних портрета - работы Дмитрия Левицкого:

-12

Екатерина любила посещать Кусково. Она была здесь шесть раз, а вместе с ней - многие европейские монархи и их придворные. Она смотрелась в эти зеркала, ходила по этим паркетам, сидела в креслах...

Одно из посещений Кусково императрицей состоялось в 1774, после того, как Россия одержала победу над Турцией и с турками был заключён Кючук-Кайнаджирский мир.

По случаю празднования 10-летия этого события, в 1785, Екатерина вновь посетила Кусково и пожаловала Шереметеву мрамор, из которого в 1786 в партере парка был воздвигнут обелиск с надписью:

В незабвенную милость Екатерина II пожаловала графу Петру Борисовичу Шереметеву в 1785 году во время пребывания его губернским предводителем московского дворянства.

Этим императорским подарком было отмечено завершение в 1785 службы графа в должности губернского предводителя московского дворянства. Текст на обелиске был составлен самой императрицей. Граф Пётр Борисович от себя дописал слова: “В незабвенную милость”.

В 1775 Екатерина II пожаловала в Кусково в сопровождении австрийского императора Иосифа. Встреча двух государей была обставлена так пышно, что Иосиф решил, будто приехал к члену императорской фамилии.

Современники вспоминали:

Из театра возвращались по саду, освещенному тысячами огней; на пруду плавали лодки и гондолы с песенниками и хорами музыкантов; два маяка по обеим сторонам пруда сияли огнями, на другой стороне пруда горели щиты с вензелем царицы и сыпались каскады разноцветных огней.

А вечером был фейерверк, когда разом было пущено несколько тысяч ракет, и иностранные гости удивлялись, как можно тратить столько пороха просто для развлечения...

Но вернёмся в Малиновую гостиную.

Это парадный портрет Петра Борисовича Шереметева, который создал эту усадьбу - такой, какой мы видим её сейчас:

-13

Настоящая достопримечательность Малиновой гостиной - футляр для органчика, духового музыкального инструмента, вокруг которого любили собираться гости Шереметевых, чтобы послушать музыку. Работа французского скульптора-резчика Павла Споля. До наших дней, к сожалению, не дошли часы с движущимися фигурками, которые украшали инструмент.

Футляр для органчика и одна из курительниц.
Футляр для органчика и одна из курительниц.

Здесь же находятся две курительницы из собрания музея Останкино: вместе с футляром для органчика они составляют единый комплект. В описи 1792 года:

... две курительницы французской работы на четырёх резных ножках по пристойности вызолочены в них для жару два тазика жёлтой меди с колечками на оных 2 крышки с трубками медные золочёные две доски круглые мраморные белые и на оных досках двои крышки медные прорезные с медными золочёными шишками. Корпус деревянный резной золочёный спереди стекло...

Спальни

Опочивальня П.Б. Шереметева выполнена в зелёных тонах. Здесь никто никогда не спал. Спальни вошли в моду и были обязательны в любом дворце, но носили декоративный характер. Дань моде тех времён.

-15

Есть мнение, что с помощью шелковых обивок и позолоты пытались сымитировать покои Людовика XIV в Версале.

-16

Есть здесь и изящные "бобики" - письменные столики с бортиком, которые очень любила Екатерина II: за ними можно было пить чай, вязать, писать письма, не опасаясь что-либо уронить на пол. Прозвали их так из-за формы, напоминающей боб:

-17

Вседневная опочивальня

Это комната для дневного отдыха хозяев и гостей.

-18

На стенах - портреты Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны (урождённой Черкасской - она была дочерью канцлера Российской империи и принесла богатое приданное своему и без того сказочно богатому мужу). Портреты их детей кисти крепостного художника Шереметевых Ивана Аргунова: дочерей Варвары (будущей графини Разумовской) и Анны (умершей в молодости) и сына-наследника Николая.

Есть также портрет калмыцкой девочки Аннушки, воспитанницы Варвары Алексеевны, тоже работы Аргунова.

-19

В России было модно воспитывать калмыцких детей: их похищали казаки во время междоусобных войн между калмыцкими ханами. Детей привозили в столицу, давали им русские имена и дарили их представителям знати.

Уборная с секретом

Чтобы в перерывах между танцами гостям было где привести себя в порядок, была устроена небольшая уборная, обитая английским ситцем (так называлась расцветка ткани с цветами на светлом фоне).

Китайские фарфоровые вазы, немецкая жардиньерка, туалетный столик датской работы и шкаф-бюро с откидной крышкой, изготовленный в России...

-20

Когда-то здесь было две двери (сейчас их уже нет): одна - в сад, вторая, потайная - в библиотеку. В библиотеке, правда, не было книг - там хранился фарфор и приборы: термометр, барометр и другие.

Галерея

За вседневной опочивальней следует Картинная галерея, где собраны работы западноевропейских художников 17 - 18 в.

-21

Под картинную галерею всегда выделяли отдельную светлую комнату. А картины подбирались по размеру, цвету и сюжету так, чтобы гармонировали друг с другом. При этом было неважно, насколько известен художник. В собрании Кусково - пейзажи, портреты и библейские сюжеты французских, итальянских и голландских художников.

Торжественный зал

Самое большое помещение "Большого дома", где проводились балы и приёмы. Вдоль одной стены идёт череда окон, выходящих в парк, а с другой стороны развешаны многочисленные зеркала, которые зрительно расширяют пространство. Помимо зеркал блеска добавляла всё та же обманная золотая лепнина из папье-маше.

Сначала был ужин. Столы накрывали вдоль зеркал. Затем их убирали и начинались танцы.

-22

Во время нашего визита в "Большой дом" Торжественный зал готовился к концерту и был заставлен стульями.

Выход из Торжественного зала ведёт в регулярный французский парк, созданный по образцу Версальского:

-23

Парк был по сути ещё одним огромным залом - под открытым небом. Гости выходили подышать свежим воздухом, побродить по аллеям, а вечером - полюбоваться фейерверками.

-24

Усадьба территориально делилась на три части: за прудом размещался зверинец и псарня, в центре - регулярный французский парк с Большим дворцом, а также существовал ещё и английский парк.

-25

Сотни крепостных вырыли Большой пруд, где разводили рыбу и катались на лодках. До наших дней лучше всего сохранилась именно центральная часть усадьбы с дворцом и французским парком.

Адрес усадьбы: Москва, улица Юности, дом 2.