Наш современный мир в буквальном смысле наполнен до краев всевозможной борьбой за равноправие разных категорий граждан. Да что там граждан, даже за права животных рьяно борются активисты всего мира, что, кстати, похвально! Для современного человека равноправие – важное условие полноценной жизни, да и к тому же равные права являются показателем прогрессивного мышления государства, в котором мы живем. Права даются человеку с рождения. С возрастом к ним, конечно же, еще добавляются и обязанности, однако в большинстве своем мы все, вне зависимости от пола, цвета кожи и социального статуса, равны. Так есть и так будет...но не везде.
Мы с вами много говорили и, наверняка, еще будем говорить о странах, в которых огромное влияние на жизнь рядовых граждан оказывают обычаи и традиции, переходящие из поколения в поколение в практически неизменном виде. Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Таиланд – жители этих и многих других стран, несмотря на, в общем-то, передовые взгляды на современную действительность, держаться за многовековые традиции руками и ногами, искренне считая, что именно они являются основой общества и базисом культурного наследия.
Есть и еще одна страна, где древние традиции не просто возводятся в некий культ, уважаются и даже почитаются, но и являются основополагающими в устройстве общества. Традиции, которые призывают оценивать людей не по их качествам или заслугам, а по праву рождения. Я говорю, конечно же, об Индии, где по сей день существует чудовищная, на мой взгляд, кастовая система, где принадлежность к той или иной касте влияет на всю дальнейшую жизнь человека.
Индийская кастовая система состоит из четырех варн: ученые-брахманы, воины-кшатрии, земледельцы-вайшьи и шудры (слуги). Подобное деление сформировалось много веков назад в результате взаимодействия уже существующей племенной группы с культурными обычаями ассимилированных общин, члены которых имели целый ряд различий, в числе которых и другой цвет кожи.
Несмотря на наличие кастовой системы, представители всех четырех варн могут вполне свободно взаимодействовать друг с другом – их никто не осудит. Только вот с шудрами частых контактов лучше избегать – слуги, низшая варна, сами понимаете....
С момента своего рождения шудры обречены на довольно непростую жизнь, поскольку к этой касте (или варне, как угодно) относятся трудяги, вынужденные заниматься тяжелой физической работой. По сути, индийский рабочий класс, который берет на себя обслуживание нужд более высших каст, и, кроме того, занимается еще и сельским хозяйством.
Основные профессии людей из касты шудр – кузнецы, плотники, каменщики, строители, уборщики, грузчики, посудомойки и так далее. И, понятное дело, отношение к ним более высших варн соответствующее: как к обслуживающему персоналу – сдержанное и лаконичное.
Однако нас сегодня интересуют отнюдь не шудры, которые, казалось бы, и являются низшей варной в кастовой системе Индии. Однако в этом удивительном обществе существует еще одна варна, которая находится за пределами общественного деления индийского населения. Ее даже не вносят в основную кастовую систему, но как часть социальной иерархии страны она все же существует, и называется «неприкасаемые».
«Неприкасаемые» занимают самое низкое место в кастовой иерархии Индии, и люди, которым не повезло по праву рождения получить принадлежность к этой касте, вынуждены влачить действительно жалкое существование.
Не сложное, не тяжелое, а именно жалкое...а все потому, что индийцы верят, что «неприкасаемые» способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов. Доходит до смешного: если «неприкасаемый» дотронется хотя бы до края одежды брахмана, последнему придется провести долгие годы в попытке очистить запятнанную карму.
Люди, относящиеся к касте «неприкасаемых», выполняют самую грязную работу в виде, скажем, чистки общественных туалетов или уборки с дорог мертвых животных. «Неприкасаемые» не имеют права посещать храмы, двери домов представителей других каст, даже шудров, для них закрыты, а если кто-то из «неприкасаемых» вдруг решит набрать воды из общественного колодца, его, скорее всего, ждет быстрая и жестокая расправа прямо на улице.
«Неприкасаемых» открыто презирают, оскорбляют и унижают, и подобная жизнь ужасна, однако индийцы, принадлежащие к низшей касте, вполне спокойно относятся к своему положению. Каста дана им по праву рождения, а если ничего нельзя изменить, то зачем переживать?!
Немного истории. Согласно существующим данным, «неприкасаемые» появились еще во времена глубокой древности. Они отделились из местных племен, которые не вошли в состав завоевавших Индию ариев. Как и в современном мире, в древности «неприкасаемые» занимались во всех смыслах грязной работой, такой как уборка мусора, дворов и улиц, обработка кожи или глины, добыча известняка, убой скота, свиноводство, плетение циновок и верёвок и так далее.
Для жизни «неприкасаемым» выделялись отдельные кварталы на окраине городов или деревень, предназначавшихся для «чистых» каст. Они не имели своей земли, и по большой степени являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах.
Как и представители других каст, «неприкасаемые» также считались индуистами, однако данная принадлежность была формальностью, поскольку в индуистские храмы их попросту не пускали и запрещали участвовать в индуистских ритуалах. «Неприкасаемым» больше ничего не оставалась, как обратить свое внимание и на другие верования: например, на гаудию-вайшнавизм (религиозная традиция в рамках индуизма) или же обратиться к тантрическим и шиваитским традициям.
Собственно, в настоящее время ситуация мало изменилась, и представители «неприкасаемых» все также не могут посещать индуистские храмы и участвовать в соответствующих религиозных мероприятиях.
В настоящее время общество современной Индии на 20% состоит из «неприкасаемых», и хотя люди, принадлежащие к этой касте, отчасти свыклись со своей непростой участью, нельзя однозначно сказать, что в стране не предпринимается абсолютно никаких мер для изменения ситуации.
Просто борьба за своеобразное равноправие идет крайне вяло, а ее начало и вовсе было положено еще в 20 веке. Главным активистом и рьяным борцом за права людей из низших каст в тот момент стал Махатма Ганди, который переименовал «неприкасаемых» в «хариджан» или «людей Бога».
Продолжателем его дела, в 30-40 годах прошлого столетия, стал представитель касты брахманов Бхимрао Рамджи Амбедкар, который первым делом также переименовал касту «неприкасаемых» в «далитов» (угнетённых). Также Амбедкару, по меркам того времени, удалось добиться невероятного.
Его усилиями, сперва в законах колониальной Индии, а затем и в конституции независимой Индии 1950 года, появилась система, по которой за членами низших каст закреплялись квоты вакансий на государственной службе; они могли получать должности в законодательных органах и поступать в высшие учебные заведения. Более того, он также добился, чтобы «неприкасаемые», как каста, перестали существовать, а дискриминация по кастовому принципу и вовсе стала считаться уголовным преступлением!
На бумаге все это выглядело некоторой утопией, и, конечно же, на деле оказалось, что изменить кастовое разделение индийского общества, которое культивировалось в головах индийцев веками, не так-то просто. Касты в Индии существуют и по сей день, а значит существуют и «неприкасаемые». Они по-прежнему подвергаются унижениям, гонениям и дискриминации, да и в целом довольно самонадеянно полагать, что страна, которая живет исключительно традициями прошлого, в ближайшем обозримом будущем предпримет хотя бы какие-то шаги в сторону отказа от кастовой системы.
К тому же, здесь есть один немаловажный момент: почти все индийцы – фаталисты. Они искренне верят, что раз им дана такая жизнь, такая судьба, то ждать, а уж тем более просить лучшего, они просто не в праве. Также очень сильна вера индийцев в то, что в следующей жизни им обязательно воздастся за все те лишения, что они испытывают в данный момент. Ну а подобное отношение к проблеме лишний раз доказывает, что пока Индия не готова отказаться от своей традиционной кастовой иерархии.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!