Чему можно искренне позавидовать и поучиться у товарищей из СССР 20-30 г. - так это желанию мечтать и строить грандиозные, поражающие своим размахом планы. Кстати, касалось это не сколько мировой революции, сколько обустройства своей жизни. Старались все: в Москве с успехом проходит всемирная выставка межпланетных аппаратов, Маяковский жжёт сердца людей несовместимыми словами, а солидные уважаемые архитекторы проектируют здания, которые до сих пор кажутся фантастическими иллюстрациями. Если уж строить новый мир, то пусть он удивляет во всём. Георгий Крутиков, в будущем автор московской станции метро: «Парк Культуры», был недоволен обилием городов на планете уже тогда и, вдохновившись идеями Циолковского, предложил переселить прогрессивное человечество во внеземное пространство, в летающие небоскрёбы. К эскизам воздушных домов прилагались и другие смелые решения: атомные двигатели для поддержания полёта и летающие капсулы вместо привычных лошадок. Приняли идею почему-то настороженно. С одной стороны, дипломный проект посчитали защищённым, с другой стороны понимали - воплотить его в жизнь, получится не скоро - лет через 10, уже после посещения других планет.
Виктор Калмыков, главный автор кинотеатров в СССР, был всей душой за смелые решения в архитектуре и мыслил ещё более масштабно: зачем много городов, но маленьких - если можно сделать один, но большой. Так возник проект самого большого мегаполиса, на который когда-либо замахивался человек. Огромное кольцо в воздухе, должно было по задумке опоясывать планету в районе экватора. Верхние ярусы были отданы под стоянку для летающего транспорта - имелись в виду воздушные шары и дирижабли, конечно - именно они были тогда королями воздуха. Ниже располагались жилые этажи с изумительным видом из окна. Чтобы не упасть, кольцо должно было крутиться со скоростью вращения Земли. Как можно построить подобное сооружение - автор не уточнил. Зато красиво назвал своё детище: "Сатурний" и на эскизах проекта приписал, что в случае успеха создания города можно соорудить ещё одно кольцо – теперь уже через полюса.
Понятно, что для воплощения таких фантастических планов, да и для более приземлённых построек тоже, нужны были технологически подкованные кадры. Для заманивания населения в эти самые кадры было решено построить Дворец Техники. Выглядеть он должен был соответственно: громадное, потрясающее воображение здание. Увидишь такое и сразу понимаешь, у кого на планете самая передовая наука. Стать создателем чуда нового мира захотели многие. На конкурс было подано много заявок, в Москве даже выделили участок под строительство. Но подвела политика: куратором проекта был Бухарин. Когда начались проблемы у него – строительство забуксовало. А после несвоевременной кончины автора идеи, от Дворца Техники и вовсе отказались. А жаль, проекты зданий были очень интересными.
Сердце столицы – Красную Площадь – обойти вниманием, естественно, не могли. И в этом случае – здорово, что всё заглохло на стадии проектирования. Ведь от пережитков прошлого в виде: брусчатки на мостовой, всех старинных зданий вплоть Китай города планировалось без сожаления избавиться и на освобождённом месте возвести здание Наркомата тяжёлой промышленности. Жуть в общем. Но монументальная, амбициозная жуть, поэтому и завораживающая.
А если честно, чем больше таких проектов – сейчас особенно - тем лучше... Архитектура – всего лишь часть замыслов по грандиозному обустройству страны. Пусть не все они сбудутся, да и не надо – люди, способные дерзко мечтать – достойны воплощения своих идей.
Автор: Евгения
Источники: