Найти в Дзене

Гром среди ясного неба

Судакская бухта и  гора.Алчак-Кая. Фото из личного архива.
Судакская бухта и гора.Алчак-Кая. Фото из личного архива.

Читатели дорогие, здравствуйте! Вы знаете что такое сель? Я не особо представляла себе подлую сущность этого явления, пока судьба не свела меня с ним лично. Итак, Крым, Судак, небольшая долинка у подножия горы Алчак - Кая. Август. В те далёкие годы ещё можно было отдыхать дикарями в красивейших местах Черноморского побережья. Отдых в палатках был очень уважаем в нашей компании. Три семьи с детьми, стоящие лагерем возле горы на берегу моря - это мы. Палатки, тент, большой стол в центре, примус "Шмель", надувная лодка, рыболовные снасти и чудесное море в ста метрах.. Что ещё нужно для того, чтобы чувствовать себя счастливыми и свободными после года в квартирах и работе? Конечно, солнце! Его в августе в Крыму достаточно. Ласковое, не обжигающее, оно будило нас рано утром и укладывало спать после заката. Пресная вода была у нас только для питья и приготовления пищи. Мылись мы в море при свете звёзд. После солёной ванны волосы становились крепкими и блестящими, а кожа приобретала модельную бархатистость. Город Судак со стороны суши окружён горами, и дожди идут редко, только когда тучи смогут преодолеть перевал. Как-то раз такая туча, наполненная водой под завязку, ползущая через вершины со стороны континента, привлекла наше внимание. Перелезет или нет? Время было обеденное. Плотно поев, мы расположились на шезлонгах и ковриках, слегка подремывая и сквозь веки иногда наблюдая за медленно ползающей взад - вперёд иссиня-чёрной кучей. Измучившись, она зависла на горе и стала там освобождаться от лишней влаги. Мы облегчённо выдохнули. Можно не снимать с веревок полотенца, не убирать вещи, не накрывать палатки. Лагерь замер в послеобеденной тишине...

Сквозь дрему послышалось чьё-то вдохновенное пение. Мимо шли, напевая "Ветер с моря дул", два пацанёнка лет десяти, вызвав наше сонное хихикание. Ничто не предвещало беды...

Вдруг дочь спросила : "А что это там такое?". Взяв подзорную трубу и внимательно рассмотрев умытую дождём гору, вдаль смотрящий медленно произнёс: "Что-то движется". И этими словами прекратил наше спокойное существование. Через десять минут, преодолев более трёх километров со скоростью курьерского поезда, грязевой поток обрушился на палаточный городок. Ещё через десять минут он был на метр утоплен в глинистой жиже. Надо отметить, что годы тренировок отдыха дикарями не прошли даром. За это время мы успели запихнуть всё содержимое палаток, включая мелких детей, в машины. Выгнали машины на пригорок, отключив от аккумуляторов и убрав фонари освещения. Все воспоминания этих событий разложились на стоп - кадры. Намертво приклеившаяся к днищу машины канистра никак не даёт выкатить тяжеленную Волгу, цепляясь за какой-то принесенный потоком мусор... Ножки стола, закручиваясь по спирали, подогнулись и погребли под водой и стол и всё, что на нем было... Люди, как граблями, растопыренными пальцами рук пытаются собрать со дна болотной трясины утонувшие вилки, ложки, кастрюли и прочий скарб...Глаза детей, смотрящих сквозь стекло машины, полны страха...Качаясь на волнах, к палатке прибился арбуз... И над всем этим бедламом на абсолютно безоблачном небе светит, улыбаясь, крымское солнце.

Собрав всё, что смогли, погрузив грязные палатки и тент прямо на крыши машин, засунув мокрые вещи на детей, сидящих тихо и не протестующих против такого беспредела, мы, как три танка, которые, как всем известно, не боятся грязи, медленно поехали прочь от ставшего внезапно грязевым курортом такого родного и уютного предгорья Алчака.

 В двенадцати километрах от Судака мы нашли приют в палаточном диком месте под романтичным названием "Голубая лагуна". Мы постирали палатки и тент, поставили их сушить. Пришедшие на устроенную нами грязную баламуть в чистейшей хрустальной воде местные дикари, впечатлились и нашим повествованием и теперь уже восторженными возгласами отмерших наконец-то детей. Соседи принесли нам хлеба, варёной картошки и колбасы. А мы в ответ подарили им выловленный и спасенный арбуз.

Спать улеглись под звездами, постелив что было из сухого, и вместо сказки на ночь рассказывали взбудораженным детям суть этого природного селевого явления. Утром случайный прохожий, увидев одиннадцать человек, лежащих на боку друг за другом под взошедшем уже солнцем, удивлённо спросил: "А зачем это вы тут улеглись?". На что кто-то из нас бодро ответил: "А у нас тут санаторий!". Дружно заржав, мы стали подниматься. Предстоял день отмывания от следов липкой приставучей глинистой грязи.

Наш новый лагерь. Теперь на пригорке))). Фото из личного архива.
Наш новый лагерь. Теперь на пригорке))). Фото из личного архива.

А от селя не убежишь. Такой вот вывод. Он стремителен, грозен и неотвратимо беспощаден. Жизнь в горах - рискованная штука..