Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Нефтяные шахты, марсианские горы. Что видать с самолёта по пути на Ямал?

Хотя в обе стороны мы летели авиакомпанией "Ямал", вылет в Салехард был из Домодедово, в Москву возвращались уже через Шереметьево. Но я как всегда верен географическому порядку, и кадры с обоих перелётов буду чередовать.

Если над Домиком мы взлетали в темноте, то к Шарику подходили утром, под серым душным небом созерцая скайлайн Москвы:

-2

Вернее, Москва с её иглой Останкинской башни тут на горизонте, а ближе, у Клязьминского водохранилища - город-спутник Долгопрудный (119 тыс. жителей), начинавшийся в 1931 году с посёлка Дирижаблестрой. В 1938 его переименовали по ближайшей платформе, в 1940 градообразующим предприятием стал канал имени Москвы, а в 1946 и поныне - Физтех, первые 5 лет бывший филиалом Московского университета. Но я в Долгопрудном не был - разве что на электричке проезжал...

-3

Среднюю Россию, пока летели домой, скрывали облака, а пока летели в Салехард - ещё и глубокая ночь. Огненный рассвет застал где-то над Вологодчиной:

-4

Но и дальше облака смотрелись как бы не зрелищнее, чем прозаичная бескрайняя равнина - натурально, горы у моря и далёкие острова!

-5

Ненадолго расступившись, облака открыли какую-то крупную реку, по утру превратившуюся в поток тумана:

-6

А вот слияние Вычегды и Выми недалеко от Сыктывкара, у древнего села Усть-Вымь, где Стефан Пермский в 1380 году в одиночку присоединил страну коми к России:

-7

А вот уже вполне однозначный Сосногорск, город-спутник Ухты и один из главных в Республике Коми железнодорожный узел, который "с земли" я показывал здесь:

-8

По соседству с ним - Ярега, где с 1935-37 годов действует единственная в мире нефтяная шахта. Не скважина, а именно шахта: сверхвязкую нефть тут слегка подмораживают и добывают не насосом, а горным комбайном. Здесь же - ещё и одно из крупнейших в России месторождение титана. Но всё затмевает (в прямом смысле слова!) сияние озёр и водохранилищ в лучах предполуденного Солнца:

-9

Но вот и Печора уходит из виду, и примерно час самолёт летит над монотонной тайгой. Лишь с началом снижения сквозь неё прорывается каменистый хребет Полярного Урала:

-10

В этой своей части он узок (около 40 километров), пробит долинам рек (в первую очередь Соби, по которой проходит железная дорога), в меру высок (на одном из кадров может быть его высшая точка Пайёр, 1472м) и, подобно Хибинам или Путоранам, являет собой "горы без вершин":

-11

Но зачем ему вершины тут, в преддверии Арктики? Безжизненные склоны часто врезанных долин, тёмные отвесные цирки, белые снежники в середине августа и даже небольшие ледники - своей суровостью Полярный Урал даст фору вчетверо более высокому Памиру.

-12

Минут 10 самолёт летит вдоль хребта, а затем под крылом расстилается приобская лесотундра, пятнистая от бесчисленных мелких озёр:

-13

Она становится всё ближе:

-14

Гигантская Обь, третья по расходу воды река России (12 492 м³/с), на своём летнем пике не уступает Янцзы (40 200 м3/ с ). Но сколько из этих цифр приходится на основное русло, а сколько - на бесчисленные протоки болотистой поймы, раскинувшейся на десятки километров в ширину? Задолго до собственно реки под крылом появляются её протоки, пронизывающие эту странную Полярную Амазонию:

-15

На левом берегу за поймой вдруг вторгается в дикий пейзаж цветастый городок Лабытнанги (25 тыс. жителей), образующий с Салехардом двойную систему по разные стороны Оби. В Семь Лиственниц (так переводится его название с хантыйского) можно доехать на поезде, и в кадре длинный товарняк вытянулся пунктирным подчёркиванием:

-16

Необычный лабытнангский вокзал, приспособленный к вечной мерзлоте, так и не попал мне в кадр. Зато вот тут слева на заднем плане высокий вокзал выдаёт станцию Обская, с которой уходит на без малого 6 сотен километров, далеко за 70-й градус, самая северная в мире железная дорога на Бованенково и Карскую, пущенная в 2010 году.

Конечно же, это мечта всех транспортных путешественников, да только есть загвоздка: линию построил "Газпром", который в рекламе не нуждается и потому с блогерами не работает. Одни говорят, что постороннему человеку (кроме сотрудников и ямальских оленеводов) билет на поезд не продадут вообще. Другие - что продадут в кассе на том самом вокзале, но стоит он чуть ли не 35 тысяч, да и поезд ходит без постоянного расписания один-два раза в неделю.

Куда больше людей зато ездили тундрой ВДОЛЬ этой дороги, и я ещё не знал, что в их числе скоро будем и мы.

-17

Но вот и тёмная вода Оби разверзлась под крылом - ширина основного русла тут около 3 километров:

-18

Внизу болтался старый знакомый - бункеровщик на рейде Полуя. Ведь впервые, 8 лет назад, я попал в Салехард по Оби:

-19

В этот раз Салехард остался с другого борта, и полюбоваться им повезло лишь на обратном пути. Вот она, столица 5-го по площади и самого богатого региона России - по сути дела малый город (45 тыс. жителей) в излучинах реки Полуй:

-20

Салехард называют единственным в мире городом на Полярном Круге, хотя в последнее время многие вспомнили, что у него есть за это звание конкурент - финский Рованиеми. Вот этот кадр обрезан буквально по полярному кругу, идущему прямо через портовые краны внизу. Выше раскинулся мрачноватый район Комбинат, название своё получивший по рыбоконсервному комбинату, в основном застроенный деревянными бараками... пардон, бамовскими домами - местные не любят, когда их жильё так называют!

Среди них заметен зелёный бугор Усть-Полуйского городища, древней "столицы" народа сихиртя, что жил тут до русских, ненцев и хантов... По языку, судя по уцелевшим топонимам, они были роднёй саамов, жили охотой и рыбалкой, но умели обрабатывать металл. В преданиях сихиртя - те же гномы, что живут под землёй, куют драгоценности и даже пасут яхоров, "земляных оленей", по-нашему говоря - мамонтов.

Реальные находки Усть-Полуя можно видеть в салехардском музее, чья синяя крыша (2004) видна в верхней части кадра, чуть левее моста "Факел" с его характерными "ногами". Это не пилон, а "самый известный, самый дорогой и самый невкусный в Салехарде" ресторан на башне (2004). Уже год, впрочем, закрытый из-за санкций: лифты там стоят настолько финские, что обслуживать их теперь некому, и лишь недавно кружными путями выцепив документацию, теперь местные специалисты пытаются её перевести.

Мост продолжает главная в Салехарде улица Чубынина среди высоких (по меркам города на вечной мерзлоте) домов. Синие крыши правее "Факела" принадлежат Ямальскому многопрофильному колледжу, в объятиях которого виднеется зелёная мечеть (2001). Куда заметнее огромный златоглавый Преображенский собор у левого края кадра, заложенный в 2009 году.

В 2015 я застал его строящимся, а внешнюю отделку завершили буквально этой весной, по случаю чего речка Шайтанка у подножья сделалась Преображенкой. Ну а напротив собора - серый Обдорский микрорайон, в народе просто Правый берег, который в Салехарде можно сравнить с Левым берегом Астаны: в чистом поле тут строится новая, хоть и региональная, столица. Но о нём - позже: этот текст вы и так читаете явно дольше, чем можно наблюдать этот вид.

-21

Правее, в излучине Полуя, вдоль улицы Республики, отлично виден Старый Обдорск - исторический центр Салехарда. У правого края можно различить тёмные башни Обдорского острога, а левее них - Петропавловский собор (1886-93), старейшее здание города и один из первых опытов каменного строительства на вечной мерзлоте. Второй вниз от него домик с зеленоватой крышей - музейная усадьба Терентьевых, и от острога до неё нам ещё предстояла прогулка.

-22

Ну а земля всё ближе, и вот самолёт проносится над объездной, по совместительству - дорогой к переправе. Если город стоит на последних секундах перед Полярным кругом, то аэропорт Салехард уже вполне себе заполярный. Поворот к нему отмечает небольшой авиамузей с самолётами разных эпох начиная с раритетного Ли-2, по сути лицензионного американского "Дугласа", который выпускали в 1942-53 годах в Ташкенте.

А по соседству с ним - "кукурузник" на поплавках: первые самолёты сели в тогда ещё Обдорске в 1930 году, чтобы вывезти оттуда скопившуюся на складах пушнину, а регулярные рейсы начались в 1933 году... вот только обслуживал их гидропорт близ Усть-Полуя.

-23

Наземный аэропорт в Салехарде построили лишь в 1961 году, и сейчас странно думать, что только в 1995-м он обзавёлся бетонной взлёткой. В СССР нефть не была сывороткой богатства, и по-настоящему расцветать Салехард начал лишь при капитализме.

-24

Терминал из стекла и бетона здесь уже даже не сказать чтобы новый - построенный в 2000 году, он как бы не первый такой в России:

-25

#РазведочкаЯмал, #ТутуМедиаразведка