Найти тему
Изян

Теодорих Великий, король остготов

Оглавление

Теодорих Великий (ок. 454-526 гг. н.э., годы правления 493-526 гг. н.э., также известный как Флавий Теодорих) был королем остготов, который при поддержке и указании римского императора Зенона вторгся в Италию, свергнул короля Одоакра и правил королевством римлян и готов с 493 по 526 год нашей эры. Первоначально его звали Дитрих (или Дидерих), и он вошел в немецкие легенды под именем Дитрих фон Берн, герой многих сказок в средневерхненемецкой литературе, хотя ряд ученых оспаривают это отождествление.

Он был арианским христианином, и его терпимость к тринитарному христианству, несмотря на напряженность между двумя группами, а также его осторожная политика в отношении прав своих подданных сделали его эффективным правителем до последних лет. Все чаще окруженный врагами, он начал страдать острой паранойей и участвовал в гонениях на высокопоставленных тринитаристов при своем дворе, таких как философ Боэций и тесть Боэция Симмах. Его мавзолей в Равенне стоит до сих пор, и его помнят как сочувствующего, мудрого и справедливого правителя.


Ранняя жизнь и приход к власти

Теодорих родился ок. 454 г. н.э., сын короля остготов Тиудимира и одной из его наложниц. Он был крещен как Дитрих, но в возрасте восьми лет был отправлен в Константинополь, столицу Восточной Римской империи, в качестве заложника, чтобы гарантировать соблюдение его отцом договора между римлянами и готами, и его имя было латинизировано до « Теодорих». Он оставался при дворе, обучаясь греко-римским ценностям, в течение десяти лет под защитой императора Льва I (годы правления 457–474 гг. Н. Э.), А затем императора Зенона (годы правления 474–475 гг. Н. Э., 476–491 гг. Н. Э.). Он так и не научился читать или писать, но принял римские культурные нормы, и позже писец Сидоний Аполлинарий описал его как очень утонченного как в личной, так и в общественной жизни.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Sculpture from the Church of Saint Peter and Saint Paul in Rosheim, France, 12th century CE.
Sculpture from the Church of Saint Peter and Saint Paul in Rosheim, France, 12th century CE.

Согласно Иордану (6 век н.э.), он принадлежал к семье Амаль, правившей готами с древних времен, и имел королевскую кровь (хотя это утверждение, как и большая часть работ Иордана, было оспорено). Он был страстным охотником и отлично стрелял из лука. Кроме того, он, кажется, рано проявил талант командовать людьми. Он был назначен магистром воинов при Зеноне в 483 г. н.э., а год спустя был избран консулом и получил имя Флавий Теодорикус.

Эти награды были даны за его службу империи в сдерживании другого остготского лидера по имени Теодорих Страбон («Косой»), который беспокоил империю, когда он не боролся за ее дело. И Теодорих Амаль, и Теодорих Страбон считались королями своих соответствующих фракций готов и соперничали друг с другом за большую благосклонность империи, попеременно поворачивая и разоряя земли империи, когда чувствовали, что им не уделяется достаточного уважения или работы. в оружии. Ученый Гай Халсолл пишет:

Между 474 и 488 годами сложная карусель союзов, предательства, убийств и интриг постоянно меняла баланс сил. Иногда императору требовалась поддержка гот против других фракций, но он не мог позволить им стать слишком могущественными. Император Зенон, сам исаврианец, но столкнувшись с восстаниями своего собственного народа, желавшего господствовать при Константинопольском дворе, с некоторым искусством натравливал двух Теодорихов друг на друга, пока в 483–484 годах не переиграл. Страбон погиб в результате несчастного случая, упав с лошади на копье, и впоследствии Зенон призвал Теодориха Амала (которого он наградил значительными почестями, включая консульство) убить сына Сквинтера Рецитаха. Однако вместо того, чтобы удалить одну из проблемных фракций, это просто привело к тому, что готы Речитаха присоединились к Амалу… Вместо двух конкурирующих готских групп Зенону противостояла одна большая и очень мощная сила. (286-287)


Итальянская кампания

После смерти Речитаха и объединения готских сил под его руководством Теодорих был послан Зеноном против своего соперника генерала Иллуса, поднявшего восстание среди исавров в Малой Азии. После того, как он победил Иллуса и подавил восстание, Теодорих двинул свою армию обратно в Константинополь. Победив как своих готских соперников, так и исавров, он теперь стал самым могущественным военачальником в регионе и решил взять у Зенона то, что, по его мнению, он заслуживал, но не было предложено: надел земли для своего народа и официальное признание в качестве их король. Он начал планомерную кампанию против империи и императора, приведшего его к власти. Воспитанный при дворе, Теодорих хорошо понимал, как военная мощь превращается в политическую власть, и совершал набеги на те города и деревни, которые он прежде защищал. Халсолл пишет:

Готы угрожали Константинополю и опустошали Балканы, но не могли взять столицу, в то время как Зенон, находившийся в безопасности за знаменитой тройной линией городских стен, вряд ли полностью изгнал последнюю со своих территорий. Требовалось решение, приемлемое для обеих сторон, и оно было найдено: остготам Теодориха перебраться в Италию и избавиться от «тирана» Одоакра. В 488 г. остготы пошли длинной дорогой на запад.(287)


Вопрос о том, было ли первоначально предложено вторжение в Италию Зеноном или Теодорихом, остается спорным, но, скорее всего, это было решение Зеноном двух насущных проблем.

Одоакр (годы правления 476-493 гг. н.э.) был королем Италии с разрешения Зенона с 476 г. н.э., но все чаще доставлял Зенону проблемы. Одоакр поддержал восстание Илла, безнаказанно аннексировал регион Далмацию и действовал скорее как независимый монарх страны, чем как правитель римской провинции. Зенону нужно было избавиться и от Одоакра, и от Теодориха, и считается, что он считал это решение лучшим, поскольку один из них наверняка убьет другого, и тогда у него будет только одна проблема.

Теодорих, со своей стороны, ухватился за возможность получить дальнейшую военную славу и, в случае победы, землю для своего народа и свое собственное законное правление. Он вторгся в Италию, опустошив землю, и встретил свое первое сопротивление со стороны народа гепидов на реке Вука в 488 году нашей эры. Неизвестно, были ли они союзниками Одоакра или просто защищали свои земли от вторжения, но они были быстро побеждены и уничтожены войсками Теодориха. Теодорих двинулся дальше и встретил силы Одоакра в битве у моста Изонцо 28 августа 489 г. н.э., где Одоакр потерпел поражение. Он отступил в Верону, преследуя Теодориха, и они снова столкнулись 29 сентября 489 г. н.э.; Одоакр снова потерпел поражение. Затем он бежал в Равенну и подготовил оборону города, в то время как Теодорих продолжал завоевание страны. Ученый Хервиг Вольфрам пишет:

Поход Теодориха в Италию казался обреченным на быструю и решительную победу. В Милане, который Теодорих захватил после Вероны, светские и церковные сановники приветствовали его как представителя императора. Даже главнокомандующий Одовакара Туфа и большая часть побежденной армии присоединились к победителю. (281)

Доверившись жесту подчинения и верности Туфы, Теодорих отправил его во главе своих элитных войск в Равенну, чтобы захватить Одоакра. Однако Туфа только симулировал верность завоевателю и предал войска солдатам Одоакра; элитные силы были уничтожены, и «Теодорих потерпел первое серьезное поражение на итальянской земле» (Вольфрам, 281). Одоакар покинул Равенну и вступил в бой с врагом, который неоднократно отражал его. Туфа встретился с Фридрихом Ругийским в битве в августе 491 г. н.э., и оба были убиты.

Военные действия продолжались до 25 февраля 493 г. н.э., когда Иоанн, епископ Равенны, заключил договор, по которому Одоакр и Теодорих будут править совместно. Теодорих въехал в Равенну 5 марта 493 г. н.э., а 15 марта на официальном обеде, посвященном заключению договора, Теодорих убил Одоакра, заколов его. Последними словами Одоакра были: «Где Бог?» на что Теодорих ответил: «Вот что вы сделали с моим народом» в связи с его предполагаемым притеснением готов в Италии и уничтожением им племени ругиев, которые были связаны с готами. Вольфрам описывает последствия смерти Одоакра:

О преднамеренном и методическом характере действий Теодориха ясно свидетельствуют последующие события: Одовакару не разрешили похоронить по-христиански, а его жену Сунигильду уморили голодом. Брат Одовакара, Хунульф, нашел убежище в церкви и стал мишенью для готских лучников... В день убийства Одоакара его последователи и их семьи подверглись нападению. Везде, где готы могли наложить на них руки, они встречали свою смерть. В течение 493 года Теодорих стал непререкаемым хозяином Италии. (284)


Одоакр благоразумно правил Италией, а Теодорих унаследовал богатое королевство. Однако земля была разрушена годами войны, и поэтому первоочередной задачей Теодориха было восстановление.


Раннее правление и легитимация Теодориха

Теодорих приступил к укреплению своего правления, восстанавливая страну, которая была опустошена между 488-493 годами нашей эры. Многие леса были уничтожены, либо уничтожены в боях, либо вырублены для защиты, и без деревьев, которые могли бы поглощать дождевую воду, некоторые регионы регулярно затоплялись, в то время как другие, лишившиеся в результате сражений верхнего слоя почвы, были засушливыми. Теодорих осушил болота, посадил деревья и смог нанять опытных бурильщиков для бурения колодцев, создания арыков и обработки земли.

Теодорих (известный как Теодорих Великий и Флавий Теодорих, 451 или 454 - 526 гг. н.э.), король остготов и римский император 493-526 гг. н.э.
Теодорих (известный как Теодорих Великий и Флавий Теодорих, 451 или 454 - 526 гг. н.э.), король остготов и римский император 493-526 гг. н.э.

Он правил разнообразным населением готов и римлян и издавал указы, чтобы обеспечить справедливое представительство перед законом. Кроме того, страна была разделена по религиозному признаку: большинство римлян придерживались тринитарного христианства, а большинство готов - арианского понимания христианства. Теодорих, сам арианин, требовал терпимости к религиозным различиям и надеялся полностью объединить свое королевство под своим правлением, независимо от национальности или религиозных убеждений своего подданного. Считается, что для этого ему нужно было узаконить свое прошлое и создать для себя и своего народа родословную, достойную короля, которого уважали бы как готы, так и римляне.

Основным источником по истории готов является «Гетика» Иордана VI века, написанная как синопсис более ранней работы Кассиодора (ок. 485–ок. писец. Кассиодор был римлянином и поэтому наполнил свою историю готов римскими идеалами и повествованием, которое понравится римской аудитории (как позже сделал и Иордан). Ученый Роджер Коллинз пишет:


Интерес к установлению преемственности в королевской линии был в гораздо большей степени продуктом римских предположений о работе германских обществ, чем представлял интерес для самих этих обществ. В первой половине шестого века остготский режим в Италии нуждался в истории и конституционной роли, которые соответствовали бы интеллектуальным ожиданиям римских высших классов, от доброй воли и сотрудничества которых он в значительной степени зависел и которые также любили вообразить великую семейную преемственность между собой и аристократиями Республики и Ранней Империи. (104-105)


Считается, что готская история Кассиодора (ныне утерянная) взяла некоторые подлинные аспекты истории готов и облекла их в традиционную римскую повествовательную форму, добавив те элементы, которые автор считал желательными, чтобы создать благородную историю правления. вечеринка в Италии. Было отмечено, что сам Иордан пишет, что он «включил происхождение готов в римскую историю», и, поскольку он следовал примеру Кассиодора, считается, что первый сделал то же самое.

Какое влияние работа Кассиодора оказала на население в целом, до конца не известно, но она повысила авторитет Теодориха среди элиты и, был ли он членом семьи Амаль (и действительно ли эта семья выполнила то, что утверждала работа Кассиодора), теперь он считался законным римским правителем, а не королем-варваром. Зенон был мертв к тому времени, когда Теодорих убил Одоакра, а Анастасий I стал императором. В 497 г. н.э. Анастасий I официально признал Теодориха королем готов и римлян.


Политика и программы

Хотя он был узаконен на бумаге, а теперь официально признан Римской империей, Теодорих понимал, что ему нужно больше, чем это, чтобы прочно утвердиться на троне. Он отправил одну из своих дочерей, Теодеготу, замуж за короля вестготов Алариха II в ок. 494 г. н.э. и еще одна дочь, Острогота, стала женой Сигизмунда Бургундского в 496 г. н.э. Сам он женился на Аутофледе, сестре короля франков Хлодвига I, вскоре после его победы над Одоакром в 493 году нашей эры. Этими союзами он надеялся сформировать королевство, в котором все прежние народы, известные римлянам как «варварские племена», могли бы мирно жить вместе. Католическая энциклопедия комментирует это, заявляя:

Гордясь своей готской национальностью, Теодорих считал возможным примирить римские и германские интересы. Его люди казались ему равными римлянам по древности происхождения и военной известности, и он понял, что его власть держится исключительно на готской доблести. Очевидно, его королевство было продолжением Римской империи; в действительности его политика находилась в прямом и фундаментальном противоречии с римской концепцией, согласно которой всякая национальная индивидуальность должна была быть утрачена в государстве в целом. Теодорих выступил против этой теории правления, которая стремилась подавить национальности; он глубоко уважал национальную независимость и неоднократно брался за оружие, чтобы сохранить ее. (1)

Мозаичное изображение дворца Теодориха в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия, 561 г. н.э. Фигуры Теодориха Великого и других были затемнены с изображения при папе Григории Великом. На некоторых колоннах до сих пор можно увидеть бестелесные руки.
Мозаичное изображение дворца Теодориха в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия, 561 г. н.э. Фигуры Теодориха Великого и других были затемнены с изображения при папе Григории Великом. На некоторых колоннах до сих пор можно увидеть бестелесные руки.

В его двор входили люди всех национальностей, и, как до него Одоакр, он усердно трудился, чтобы сохранить мир между своими подданными, не ставя свой народ выше других. Edictum Theodorici 512 г. н.э. реформировал его более ранние законы, чтобы прояснить, что каждый в его королевстве имел доступ к одинаковым правам в соответствии с законом, в данном случае уголовным законом. Хотя он не умел ни читать, ни писать, он был большим покровителем образования и любил философские дискуссии. Он поощрял грамотность среди людей и держал при своем дворе философа Боэция (ок. 480–524 гг. н. э.). Он регулярно развлекал своих подданных в возрождении цирковых представлений Рима и инициировал программу, по которой бедняки бесплатно получали кукурузу.

Он также использовал значительную часть населения в своих строительных программах, и Коллинз отмечает:

Программа Теодориха новых зданий и восстановления существующих была гораздо более обширной [чем у Одоакра) и включала создание или ремонт акведуков, общественных бань, городских стен и дворцов — последние были административными центрами, а не частными резиденциями — в различных городов, включая Рим, Равенну, Верону и Павию. (108)


Его политика в отношении религиозной терпимости также поощряла мир между его подданными и обеспечивала понимание того, что все религиозные убеждения имеют равную ценность, в то время как его дипломатические навыки обеспечивали мир с соседними королевствами.


Упадок и смерть Теодориха

Несмотря на все эти успехи, он все еще терпел трудности и неудачи. В 507 г. н.э. Хлодвиг I победил союзника Теодориха, Алариха II, и убил его, а затем франки отказались вмешиваться, когда бургунды, которые также должны были быть союзниками, начали набеги на Италию на побережье. Теодорих послал свои силы против бургундов и закрепил свое королевство, а также расширил свои территории к 513 г. н.э. Он постоянно манипулировал своими предполагаемыми союзниками в попытках сохранить мир, а также признавал важность удовлетворения Рима на востоке. Среди других его опасений была его неспособность произвести на смену наследника мужского пола, который, как он знал, ему понадобится, чтобы его династия была признана римскими властями.

Не имея возможности произвести этого наследника, он назвал своим преемником своего внука Аталариха. Аталарих был сыном дочери Теодориха Амаласунты и вестготского принца Евтариха. Евтарих умер рано в браке, а Амаласунта осталась вдовой, так что молодой принц Аталарих был единственным оставшимся выбором, но, что более важно, назвав его наследником, Теодорих подчинил себе Вестготское королевство, поскольку их принц теперь был наследником его трон.

Чувствуя себя более уверенно в своем правлении, Теодорих, казалось, теперь изменился как в своей частной, так и в общественной политической жизни. Халсолл пишет: «Он все чаще принимал квазиимперский стиль. Теодорих не был выше этого типа позы в начале своего правления, но он стал более заметным на последних этапах и связан с изменением идеологии» (290). Частью этого изменения идеологии было более строгое соблюдение его собственного арианства за счет тринитаристов.

Император Анастасий I умер в 518 г. н.э., и ему наследовал сначала Юстин I (годы правления 518-527 н.э.), а затем его молодой племянник Юстиниан I (годы правления 527-565 н.э.). Во время правления Юстина Юстиниан играл активную роль в политике, и среди этих политик было преследование арианских христиан в Константинополе. Юстиниан I был тринитарием и считал арианство ересью и опасностью для «истинной церкви». В ответ Теодорих начал собственное преследование тринитаристов в Италии, что, конечно же, привело к напряженности между его королевством и Константинополем.

В 523 году н.э. бывший консул Альбинус был обвинен в государственной измене за предполагаемую переписку с императором Юстином. Философ Боэций встал на его защиту, также был обвинен и позже казнен; его тесть Симмах вскоре последовал за ним. Чистка католиков-тринитаристов, несомненно, ускорилась бы, но здоровье Теодориха стало ухудшаться, и он умер в 526 г. н.э., проправив 30 лет королем.

Мавзолей Теодориха Великого, Равенна, Италия, 520 г. н.э. Построен Теодорихом как его могила.
Мавзолей Теодориха Великого, Равенна, Италия, 520 г. н.э. Построен Теодорихом как его могила.

Последствия и наследие

После его смерти ему наследовал его внук Аталарих, но, поскольку в то время ему было всего десять лет, он не мог править, и поэтому дочь Теодориха Амаласунта (l. c. 495-535 н.э.) заняла трон в качестве регента. Она была сторонницей римских чувств и культуры и доверила своего сына римским наставникам, которые воспользовались своим положением, чтобы приучить принца к пьянству, которое, как говорят, способствовало его ранней смерти в 534 году нашей эры; между 534-535 гг. н.э. Амаласунта правила как королева.

Она уже начала переговоры с Юстинианом I в Константинополе, чтобы попытаться укрепить свое положение, но не получила адекватного ответа. Поэтому она призвала доверенного двоюродного брата Теодахада править вместе с ней, и он охотно пришел. Затем Амаласунта была арестована и сослана в поместье на острове Мартана, где по приказу Теодахада слуги задушили ее в бане в 535 году нашей эры.

Ее зять Витигис (также известный как Витигес) затем восстал против Теодахада, убил его и стал королем в 536 году нашей эры. Он правил Италией до своего поражения и заключения в тюрьму Велизарием в 540 г. н.э. После победы Велисария над Витигисом готы хотели короновать его своим новым королем, но он, верный императору Юстиниану I, обманул главарей, притворившись, что принимает, а затем арестовал их всех. Затем Велизарий объявил всю Италию Юстиниану I и восточную Римскую империю.

Хотя Теодорих не мог поддерживать ни свою политику религиозной терпимости, ни свой дипломатический опыт в отношениях с Константинополем, его до сих пор помнят как «великого» за его попытку объединить население под его правлением в единый народ и, по сути, за восстановление Италия, будь то посадка деревьев, возделывание полей, строительство новых зданий или сдерживание враждебных сил. Его видение королевства объединенных, хотя и независимых национальностей, живущих в гармонии под одним правлением, было революционным для своего времени.

Даже Александр Македонский, который по большей части позволял завоеванным областям сохранять некоторую степень автономии, пока они поддерживали его дело, не поощрял той независимой национальной гордости, которая была дозволена людям при Теодорихе. В течение тридцати лет Теодорих объединял готов и римлян под своим правлением, поддерживал мир и трудился на благо своего королевства, поднимая Италию от руин к стабильности, а затем к процветанию и даже роскоши.

Он был похоронен со всеми почестями в своем мавзолее в Равенне, и, хотя он был позже осквернен после победы Велизария над готами в 540 г. н.э., он был отремонтирован и до сих пор стоит в городе. Теодориха помнят как «Великого» за его возрождение Италии и его усилия по управлению разнообразным населением, не пытаясь ассимилировать одну культуру с другой.

Его наследие продолжается и по сей день как великий король, который мудро правил своим народом с видением единого королевства отдельных, но равных народов. Его более позднее преследование тринитарных христиан объясняется его эмоциональной реакцией на антиарианскую политику Юстиниана в Константинополе, а не четко продуманной политикой дискриминации, и его память по-прежнему чтится за его видение, которое он поддерживал, и его усилия воплотить его в жизнь.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Источник