Художник Н. И. Тихобразов в юности подавал большие надежды, считался лучшим учеником Карла Брюллова. Увы, мировой знаменитостью он так и не стал. Зато его работы довольно часто служат иллюстрациями к описаниям старого быта и, прежде всего, интерьеров. Давайте взглянем на «приметы милой старины».
Для начала несколько слов о самом авторе. Николай Иванович Тихобразов родился 4 апреля 1818 года в Тихвинском уезде Новгородской губернии. Он с детства любил рисовать, однако получению художественного образования мешали финансовые трудности его семьи. В 17 лет он поступил в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика и сначала собирался заниматься исторической живописью. Его наставниками стали П. В. Басин и К. П. Брюллов. За время учебы он собрал все возможные награды, включая большую золотую медаль за полотно «Христос изгоняет торговцев из храма», что давало право на пенсионерскую поездку за границу. Ученические годы считаются расцветом его творчества. После выпуска из Академии в 1845 году Тихобразов отправился в Италию. В 1849 году он вернулся из-за нестабильной политической ситуации в Италии.
Вернувшись, заниматься исторической живописью художник не стал, а пошел по проторенной дорожке большинства художников того времени: стал писать портреты (и особенно небольшие портретики) на заказ, а также преподавал. В 1852 году он получил звание академика и с тех пор практически безвыездно жил в столице. С 1852 до 1861 год Тихобразов давал уроки рисования детям императора Александра II и детям его сестры великой княгини Марии Николаевны. В конце 1850-х он открыл в Петербурге на углу Апраксина переулка и набережной реки Фонтанки фотоателье. Дело это было в то время относительно новым и весьма прибыльным.
Помимо этого Тихобразов создавал иконостасы, например, для церквей Киевского и Новгородского кадетских корпусов и для церкви Петербургского батальона военных кантонистов, в 1857 году — образ для одной из церквей в Дербенте. Также он участвовал в росписи дворцов.
О частной жизни Тихобразова известно мало. Он был женат на Анне Васильевне Оде-де-Сион. Она выросла в имении своего деда И. Н. Философова, известного общественного деятеля первой половины 19 века. В его доме часто гостили известные художники. Мать Анны была выпускницей Смольного института.
Художник умер в 1874 году.
Несколько работ из собрания Эрмитажа
Давайте взглянем на работы, изображающие интерьеры
Роскошная гостиная
Перед нами парадная спальня. Такие были в моде в конце 18 - начале 19 века. Моду изначально задали французские монархи, затем ей стали подражать аристократы. Ранее принимать гостей в неформальной обстановке было признаком доверительного отношения. В рабочий кабинет мог попасть и обычный проситель, в будуар или спальню - человек близкий. Чтобы выказать подобное расположение и не нарушить приватность своей частной жизни придумали парадные спальни, где на самом деле и не спали. Пока хозяин или хозяйка сидели за столиком или даже могли прилечь, гость мог присесть на кушетку. Мебель здесь классическая в стиле ампир. Вероятно, интерьер начала 19 века.
Еще одна парадная спальня, возможно, немного более раннего периода. На стенах штофные обои, то есть обивка из ткани. Еще интересная деталь: обивка на диване и креслах перекликается с балдахином и шторами. И то и другое делалось на заказ, поэтому часто использовали те же материалы. Здесь мест для гостей больше, можно устроить посиделки в кругу друзей.
Аналогичная отделка и тут. Откровенно говоря, выглядит слегка аляповато с таким обилием цветов, но тогда были другие вкусы. Тут интерьер уже более поздний. Вместо хлипких ампирных стульчиков и креслиц более крепкая и удобная мебель.
Эта работа Тихобразова считается самой известной. Здесь мы видим личные покои девушки из богатой семьи. То, что героиня не замужем, зритель мог понять по отсутствию головного убора. Замужние дамы чаще ходили по дому в чепцах.
На этой картине дама в чепце присутствует, да еще и с ребенком. Вероятно, она и есть хозяйка дома. Либо семейная сцена, либо неформальные посиделки с заглянувшей вечером в гости родственницей. Обратите внимание, на столе стоит самовар. При неформальном общении чай за столом традиционно разливала сама хозяйка дома.
А это уже, судя по всему, особнячок где-то в южных краях, судя по деревьям, может, Крым.
Личные покои или, скорее, рабочий кабинет Пушкинской эпохи. Кабинет мог быть как у хозяина, так и у хозяйки. Обратите внимание на интересную деталь: дверь-обманка, запрятанная в шкаф. Через шкаф, прямо как в Нарнию, можно было попасть следующее помещение, часто спальню.
А вот так часто выглядели личные покои, куда гости не ходили. Здесь, судя по мольберту и картинам, изображена спальня художника. Но, надо заметить, что часто примерно так выглядели спальни во многих домах состоятельных господ. Обычно не жалели денег на парадные помещения, то есть гостиные, столовые, обычно красиво оформляли рабочие кабинеты. А спальни по остаточному принципу. По сравнению с остальным видом обстановка спартанская, мебель простая, на полу не паркет, а просто доски. Особенно это характерно для спален молодежи, не состоящей в браке.
Более уютная спальня середины 19 века. Возможно, супружеская (некоторые пары спали отдельно, некоторые вместе).
#картина #живопись #искусство #интерьер #19век