Дакия была населенным даками регионом на севере Дуная (современная Румыния). Королевство Дакия было создано Буребистасом (ок. 80-44 гг. до н.э.), который завоевал и объединил несколько других дакийских княжеств. Буребисты практически уничтожили кельтские племена скордискиев и подчинили или объединились с греческими городами западного побережья Черного моря, от Одесса (сегодняшняя Варна) до Ольвии (около сегодняшней Одессы). Во время Гражданской войны в Риме даки, вероятно, пришли поддержать Помпея. В конце концов Буребистас был убит в том же году, что и Юлий Цезарь, который якобы готовил поход против даков и парфян.
Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории
Дакийское царство распалось на четыре (или пять) княжеств, чтобы возродиться только при Децебале (ок. 87–106 гг. н. э.). Он победоносно сражался против генерала Домициана Корнелиуса Фуска, но в конце концов потерпел поражение и был вынужден подписать мирный договор, по которому дакийское королевство стало клиентом Рима, получая взамен римские деньги и техническую поддержку. Ситуация продолжалась до тех пор, пока Траян не провел две обширные войны (101–102 гг. Н. Э. И 105–106 гг. Н. Э.), Чтобы сокрушить царство даков и разрушить все крепости.
Дакия Траяна была римской провинцией в течение почти 170 лет, до правления Галлиена и Аврелиана, когда она была заброшена (ок. 271 г. н.э.), и постепенное сокращение присутствия имперских легионов привело к уходу местной римской администрации в пользу создание Dacia Aureliana к югу от Дуная на территории современной Сербии.
Отчасти это было сделано для того, чтобы создать иллюзию сохранения римской имперской власти в регионе, хотя признаки социально-политического стресса были весьма очевидны. Позже Дакия Аврелиана была разделена на две отдельные провинции: Дакия Медитерранеа со столицей в Сердике и Дакия Рипенсис со столицей в Ратиарии. После 275 г. н.э. Дакия к северу от Дуная была захвачена различными ордами готов, гуннов и аваров во время вторжений варваров в так называемую «эпоху миграции». Однако Дакия была ненадолго «отвоевана» Римом во время правления Константина Великого.
Интересно, что послеримская материальная культура даков продолжала проявлять сильное чувство «римскости». Например, в захоронении даков V века н.э. была брошь римского типа, которая принадлежала бы высокопоставленному члену общества. А в Напоке перекрестная датировка по останкам глиняной посуды позволяет сделать вывод о постримской дате строительства портика в римском стиле. Точно так же в Поролиссуме на постримской фазе (ре) строительства форума была найдена посуда с красной шлифовкой ( terra sigillata Porolissensis ). Если керамические даты подтвердятся, можно утверждать, что даки продолжали использовать характерные для Рима пространственные фокусы и определенные архитектурные решения. Тем не менее, в совокупности материальные свидетельства подчеркивают централизацию римской жизни в постримской Дакии.
Что касается религиозной идентичности даков постримского периода, то в Поролиссуме на сосуде была обнаружена надпись в стиле Константина Хи-Ро (символизирующая Иисуса Христа). Это, в дополнение к бронзовому голубю — символу Святого Духа — было случайно извлечено из неизвестных контекстов (см. Евангелие от Луки 3:22; Евангелие от Иоанна 1:32). Интересно, что на форуме Поролиссума также была обнаружена крестообразная форма. Присутствие христианских артефактов из постримского контекста предполагает параллельную христианизацию провинции, соответствующую современным событиям, происходящим в большом римском мире.
Кроме того, захоронения 4-го и 5-го веков нашей эры также демонстрируют большее богатство и культурное разнообразие в постримской Dacia Porolissensis по сравнению с римским периодом, что предполагает изменение городского статуса местного сообщества. Например, в Потаиссе раскопаны погребения с железными пряжками, кремневой сталью, золотыми и серебряными украшениями, янтарем и бисером. Следует отметить, что пропорционально «богатые» захоронения представляют лишь небольшую часть дако-римского общества. Тогда, как и сейчас, большинство людей в обществе не были богатыми.
Возможно, понятие «городское процветание» в «темные века» кажется нелогичным более традиционным раннесредневековым моделям того периода. Однако это можно объяснить постоянной торговлей между Восточной империей и Потаиссой. Например, нумизматические данные показывают, что в конце 3-го и начале 4-го веков н.э. западно-имперские монеты перестали использоваться в сделках (к 262 г. н.э. в Поролиссуме) и впоследствии были заменены монетами византийской чеканки. Кроме того, свидетельства захоронений из Мойграда и Напоки предполагают культурный переход в рамках социальной иерархии, возможно, связанный с восхождением остготской знати, большую часть которого можно отнести к постконстантиновской романо-готической интеграции.
Кроме того, оценки сокращения населения в Напоке, основанные в значительной степени на керамических свидетельствах, предполагают умеренную катастрофу сразу после ухода Легио V Македонского из Дакии. Возможно, это зарождающееся свидетельство возможной фрагментации торговой сети Западного Средиземноморья? Хронологически, рассматривая материальную культуру в целом, становится ясно, что некоторый кризис затронул часть дакийского общества сразу после ухода Рима, за которым последовал рост социально-экономической активности в более поздние периоды. В любом случае постримская Дакия Траяна продолжала сохранять свой городской иерархический статус в регионе, что неизменно интересовало имперские и купеческие классы Средиземноморья.
Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории