Найти тему
Изян

Дакия

Дакия была населенным даками регионом на севере Дуная (современная Румыния). Королевство Дакия было создано Буребистасом (ок. 80-44 гг. до н.э.), который завоевал и объединил несколько других дакийских княжеств. Буребисты практически уничтожили кельтские племена скордискиев и подчинили или объединились с греческими городами западного побережья Черного моря, от Одесса (сегодняшняя Варна) до Ольвии (около сегодняшней Одессы). Во время Гражданской войны в Риме даки, вероятно, пришли поддержать Помпея. В конце концов Буребистас был убит в том же году, что и Юлий Цезарь, который якобы готовил поход против даков и парфян.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Карта римской провинции Дакия, части современной Румынии и Сербии, между эпохой Траяна (106 г. н.э.) и эвакуацией провинции в 271 г. н.э. Римские поселения и гарнизоны легиона с латинскими названиями включены.
Карта римской провинции Дакия, части современной Румынии и Сербии, между эпохой Траяна (106 г. н.э.) и эвакуацией провинции в 271 г. н.э. Римские поселения и гарнизоны легиона с латинскими названиями включены.



Дакийское царство распалось на четыре (или пять) княжеств, чтобы возродиться только при Децебале (ок. 87–106 гг. н. э.). Он победоносно сражался против генерала Домициана Корнелиуса Фуска, но в конце концов потерпел поражение и был вынужден подписать мирный договор, по которому дакийское королевство стало клиентом Рима, получая взамен римские деньги и техническую поддержку. Ситуация продолжалась до тех пор, пока Траян не провел две обширные войны (101–102 гг. Н. Э. И 105–106 гг. Н. Э.), Чтобы сокрушить царство даков и разрушить все крепости.

Дакия Траяна была римской провинцией в течение почти 170 лет, до правления Галлиена и Аврелиана, когда она была заброшена (ок. 271 г. н.э.), и постепенное сокращение присутствия имперских легионов привело к уходу местной римской администрации в пользу создание Dacia Aureliana к югу от Дуная на территории современной Сербии.

Отчасти это было сделано для того, чтобы создать иллюзию сохранения римской имперской власти в регионе, хотя признаки социально-политического стресса были весьма очевидны. Позже Дакия Аврелиана была разделена на две отдельные провинции: Дакия Медитерранеа со столицей в Сердике и Дакия Рипенсис со столицей в Ратиарии. После 275 г. н.э. Дакия к северу от Дуная была захвачена различными ордами готов, гуннов и аваров во время вторжений варваров в так называемую «эпоху миграции». Однако Дакия была ненадолго «отвоевана» Римом во время правления Константина Великого.

Интересно, что послеримская материальная культура даков продолжала проявлять сильное чувство «римскости». Например, в захоронении даков V века н.э. была брошь римского типа, которая принадлежала бы высокопоставленному члену общества. А в Напоке перекрестная датировка по останкам глиняной посуды позволяет сделать вывод о постримской дате строительства портика в римском стиле. Точно так же в Поролиссуме на постримской фазе (ре) строительства форума была найдена посуда с красной шлифовкой ( terra sigillata Porolissensis ). Если керамические даты подтвердятся, можно утверждать, что даки продолжали использовать характерные для Рима пространственные фокусы и определенные архитектурные решения. Тем не менее, в совокупности материальные свидетельства подчеркивают централизацию римской жизни в постримской Дакии.

Что касается религиозной идентичности даков постримского периода, то в Поролиссуме на сосуде была обнаружена надпись в стиле Константина Хи-Ро (символизирующая Иисуса Христа). Это, в дополнение к бронзовому голубю — символу Святого Духа — было случайно извлечено из неизвестных контекстов (см. Евангелие от Луки 3:22; Евангелие от Иоанна 1:32). Интересно, что на форуме Поролиссума также была обнаружена крестообразная форма. Присутствие христианских артефактов из постримского контекста предполагает параллельную христианизацию провинции, соответствующую современным событиям, происходящим в большом римском мире.

Это древнеримский алтарь — в вотивном стиле — посвященный Публию Элию Марциану, который принадлежал к декуриальному сословию и занимал высшие местные должности в Напоке (город в римской Дакии). Сегодня Напока — это Клуж-Напока, Румыния. Этот прекрасный алтарь датируется ок. 161-250 гг. н.э. 
Размеры:
высота: 75 см
ширина: 40 см
глубина: 34 см
размер букв: 5,5-3 см

Транскрипция: Libero Pa/tri deo/P(ublius) Ael(ius) Mar/cianus dec(urio)/ col(oniae) Napoc(ensium)/pro sua et/suorum/v(otum) s(olvit) l(ibens) ) м (эрито)

Majuscule: LIBERO PA TRI DEO P AEL MAR CIANVS DEC COL NAPOC PRO SVA ET SVORVM
Это древнеримский алтарь — в вотивном стиле — посвященный Публию Элию Марциану, который принадлежал к декуриальному сословию и занимал высшие местные должности в Напоке (город в римской Дакии). Сегодня Напока — это Клуж-Напока, Румыния. Этот прекрасный алтарь датируется ок. 161-250 гг. н.э. Размеры: высота: 75 см ширина: 40 см глубина: 34 см размер букв: 5,5-3 см Транскрипция: Libero Pa/tri deo/P(ublius) Ael(ius) Mar/cianus dec(urio)/ col(oniae) Napoc(ensium)/pro sua et/suorum/v(otum) s(olvit) l(ibens) ) м (эрито) Majuscule: LIBERO PA TRI DEO P AEL MAR CIANVS DEC COL NAPOC PRO SVA ET SVORVM

Кроме того, захоронения 4-го и 5-го веков нашей эры также демонстрируют большее богатство и культурное разнообразие в постримской Dacia Porolissensis по сравнению с римским периодом, что предполагает изменение городского статуса местного сообщества. Например, в Потаиссе раскопаны погребения с железными пряжками, кремневой сталью, золотыми и серебряными украшениями, янтарем и бисером. Следует отметить, что пропорционально «богатые» захоронения представляют лишь небольшую часть дако-римского общества. Тогда, как и сейчас, большинство людей в обществе не были богатыми.

Возможно, понятие «городское процветание» в «темные века» кажется нелогичным более традиционным раннесредневековым моделям того периода. Однако это можно объяснить постоянной торговлей между Восточной империей и Потаиссой. Например, нумизматические данные показывают, что в конце 3-го и начале 4-го веков н.э. западно-имперские монеты перестали использоваться в сделках (к 262 г. н.э. в Поролиссуме) и впоследствии были заменены монетами византийской чеканки. Кроме того, свидетельства захоронений из Мойграда и Напоки предполагают культурный переход в рамках социальной иерархии, возможно, связанный с восхождением остготской знати, большую часть которого можно отнести к постконстантиновской романо-готической интеграции.

Кроме того, оценки сокращения населения в Напоке, основанные в значительной степени на керамических свидетельствах, предполагают умеренную катастрофу сразу после ухода Легио V Македонского из Дакии. Возможно, это зарождающееся свидетельство возможной фрагментации торговой сети Западного Средиземноморья? Хронологически, рассматривая материальную культуру в целом, становится ясно, что некоторый кризис затронул часть дакийского общества сразу после ухода Рима, за которым последовал рост социально-экономической активности в более поздние периоды. В любом случае постримская Дакия Траяна продолжала сохранять свой городской иерархический статус в регионе, что неизменно интересовало имперские и купеческие классы Средиземноморья.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Источник