Нет, ничего в духе "Повелителя мух" не будет. А будет хорошая книжка Александра Власова, выпущенная в 1982 году о людях и о взрослении этих людей. Так уж есть - сельские ребята взрослеют раньше, в четырнадцать-пятнадцать лет детьми их назвать сложно...
...История эта началась в марте. Накануне прошло собрание правления колхоза "Светлячок". Говорилось там и о том, что будут делать школьники во время весенне-летних работ - но вот ребят отведенная им роль "подай-принеси-потуши окурок" никак не устроила. Хотелось осмысленного дела. Самостоятельности. Но кто даст школьникам кусок колхозного поля? Что им там делать, даже если дадут? Нет, у грозного Кира - председателя колхоза, земли не выпросишь.
Впрочем... есть один кусок земли, совсем бросовый - остров посреди реки. Каждый год его затапливало, вот и не использовали его ни "Светлячки", ни соседи через реку. Но в этом году построили плотину - и остров пригоден для дела...
Идею подкинул Колька-Мысля. С античной лаконичностью он выдал:
- Остров. Столовая. Ранний овощ.
В ту минуту никто серьезно не задумывался над трудностями, связанными с Колькиным проектом. Ребята видели в нем пока только то, что хотели видеть, что отвечало их давним желаниям. Остров! Уже одно это соблазнительное слово значило для них многое. Ничейная земля! Они — ее первооткрыватели и потому полноправные хозяева!
Конечно, ранние овощи и столовая не заключали в себе ничего романтического. Но все школьники знали нужды своего колхоза. Он славился животноводством, имел неплохое зерновое хозяйство, а овощами не занимался совсем. И колхозники часто поругивали столовую за скудный ассортимент, особенно весной и ранним летом, когда свои овощи еще не выросли на приусадебных участках, а привозные были очень дороги.
Только надо договориться с директором школы, с председателем колхоза, добыть где-то семена, и вообще выяснить - а можно ли на острове что-то сажать? Не состоит ли почва из песка? Да, ещё уговорить родителей отпустить ребят жить на острове на основе "трех С": самостоятельность,самообеспечение, самоокупаемость.
(Тут, конечно, ожидается, что появится классный руководитель или биолог-энтузиаст - но нет. Этот типичный герой книг 50-х - 60-х будет отсутствовать в принципе).
Да, без взрослых. С весны до осени. Сами. Несовершеннолетние. А что такого - через год-полтора паспорт получать!
Главные герои - люди на редкость цельные. Но... ситуация нетипичная.
Борис Кравцов - лидер. Организует, убедит, направит, возьмет на себя ответственность. И... чуть не сломает себе хребет (не в прямом, конечно, смысле) - слишком тяжела ноша отвечать за ребят, лагерь, посадки, и... четыре тысячи рублей. А как иначе? Самоокупаемость. Колхоз снабжает молоком, мясом, крупами, хлебом - всеми необходимыми продуктами - но будьте любезны выйти в прибыль к концу сезона. Колхоз выдал палатки. Койки. Движок. Походную кухню. Трактор. Да, и трактор тоже. И Борис Кравцов поставил под накладными свою подпись...
Колька-Мысля - мозговой центр. Не лидер и не стремится. Но в безвыходной ситуации все оглядываются на него - Колька подумает и найдет выход.
Ромка Изотов - человек, к которому в классе отношение... не совсем простое. Родители у него успевают не только в колхозе работать, но и выращивают цветы на продажу. Надо - продают и односельчанам, на свадьбы ли, похороны. Не дерут, но - продают. И Ромка - предприимчивый. Иногда - излишне, но при этом предан классу, печется, правда, не только о всеобщей, но и о своей выгоде. Заноза для Бориса - вечно Ромка своими репликами попадает в какое-то особо болезненное место.
Девочки.
Зоя Бекетова - совесть класса. Девочка, заменяющая младшим братьям мать, пока та на ферме - а отца нет. Привыкла к любой работе, четкой организации и тотальной ответственности. Если Борису нужна не мысль - но ощущение правильного выбора, он смотрит на Зою. Ему вообще нравится смотреть на Зою... И Зое нравится Борис. Но это не значит, что Зоя не сможет сказать неприятную правду.
Катя Шитикова - тепло класса. Берет на себя кухню, примиряет, поддерживает. Нравится Кольке-Мысле так давно, что, в общем-то, их уже по отдельности не представляют.
Все вроде просто было в классе. На селекционной станции заказали семена. С помощью мамы Шурки Гая получили анализ почвы. Вырастили рассаду. Переселились на остров.
А оказалось, что многого не додумали. И надо соображать на ходу. Не всё получается гладко - будут ссоры. Моментами - недоверие. Будет "будоражить общественность" неуемный Ромка Изотов. И куда более серьезные проблемы - Шурка Гай умудрится утопить трактор. Появятся беглецы...
В привычный классный мир вдруг войдет спокойно и уверенно новый парень - Олег. Его дед, начальник селекционной станции, отправил внука заниматься делом среди ребят. Каждый год для Олега - новое дело, новый навык, знакомство с новой профессией. Необычный парень. Только с Зоей часто беседует, и это не нравится Борису...
...И зачем Борис послушался Олега и купил в райцентре билет "Спортлото"! Да ещё из общих денег. Хотел как лучше - дома доложит 60 копеек, а если что-то выиграет - будет для "Колхоза Малый Светлячок", как зовут ребята остров, страховка на случай, если не рассчитаются с теми четырьмя тысячами, что острым топором висят над головой Бориса.
Пять номеров угадал Борис. Точно. А от ребят скрыл - побоялся, что расхолодит их выигрыш. Только всё тайное становится явным...
Так что же взрослые? А взрослые бережно и незаметно поддерживают эту самостоятельность. И разговаривают на равных. Вот ребята пришли посоветоваться к директору - домой, запросто. И директор задает простой, вроде, вопрос:
Давайте пока припрячем восторги и устроим маленький экзамен… Вот вы говорите: самостоятельность, чувство хозяина. Все это прекрасно! А что такое «хозяин»?..
Я не жду от вас сразу полного ответа на такой вопрос. Мне бы тоже не удалось это сделать. Пусть каждый назовет хотя бы одну характерную черточку хозяина в нашем понимании этого слова. Мы их потом соединим и посмотрим, какой у нас получится портрет… Только одно условие: полная откровенность!
Легко ответить? Оказалось - нет.
— Хозяин — это когда делаю, что мне нравится и что принесет пользу! — первым высказался Ромка.
— Не тебе, а всем! — добавил Борис. — Это обязательно!
— Хозяин — кого слушаются и любят, — сказала Катя Шитикова.
— Если он хороший, — опять добавил Борис. — Это тоже обязательно!
— С ним не спорят! — вставил Васька Буркин. — Его слово — закон!
— Он — прожектор, маяк! — высокопарно изрек Шурка Гай. — Веха на пути к коммунизму!
На этот раз Борис воздержался от поправок и дополнений, а Колька Мысля приземленно и не очень внятно — так, что многие пропустили мимо ушей его реплику, — буркнул:
— Мешок с заботой.
Ну, Шурка вечно как скажет... Манера у него такая - лозунгами разговаривать.
А если серьезно - в этой небольшой книжке ребята и будут учиться быть хозяевами. А заодно будут учиться договариваться, отвечать друг перед другом, дружить, и... отдыхать. Да, и это тоже нужно и важно.
Книжки о производственных бригадах школьников были довольно популярны в СССР. Колхозы, политехнизация, производственное обучение - все идеи педагогики и перемены в политической линии отразились в этих книгах. Какие-то были более политизированы, какие-то - менее. "Пробный камень" же вообще как-то не задевает идеи развития социализма, да и построении коммунизма бубнит только Шурка Гай (да и отношение к нему ироническое). Даже председатель колхоза - просто такой хозяйственник, ну, должность такая - за все отвечать, тоже вроде как у Бориса, - ни слова нравоучения не изрекает. Просто тихо приплывает ночью на остров - посмотреть, успокоить душу... И немного успокоить Бориса, который не находит себе места.
А знаете, что такое "пробный камень"?
В переносном смысле, пробный камень – это метод проверки качества чего-либо, испытание на прочность и целостность. В буквальном смысле пробный камень – это камень, который использовался для проверки прочности других камней или для настройки инструментов.
Источник: https://psk-group.su/znacheniya/cto-oznacaet-frazeologizm-probnyi-kamen
И название тут в точку. Каждый из ребят проходит проверку - и при этом класс испытывается на целостность. Не распадется? Не разбегутся?
Финал открытый, Мы не знаем, удалось ли достичь самоокупаемости, но ребята выстоят перед собой и друг другом. Поймет свои ошибки Борис, вернется Шурка, даже Ромка на какое-то время угомонится.
Хорошая книжка про хороших людей - детей и взрослых. О дружбе, воспитании, об умении слышать друг друга, о доверии.
В сети есть версия онлайн и для скачивания. Интересно? Приятного чтения!
С литературно-трудовым приветом - искренне ваша, Умная Эльза.