Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

"Пробный камень": двадцать семь семиклассников и один остров

Нет, ничего в духе "Повелителя мух" не будет. А будет хорошая книжка Александра Власова, выпущенная в 1982 году о людях и о взрослении этих людей. Так уж есть - сельские ребята взрослеют раньше, в четырнадцать-пятнадцать лет детьми их назвать сложно... ...История эта началась в марте. Накануне прошло собрание правления колхоза "Светлячок". Говорилось там и о том, что будут делать школьники во время весенне-летних работ - но вот ребят отведенная им роль "подай-принеси-потуши окурок" никак не устроила. Хотелось осмысленного дела. Самостоятельности. Но кто даст школьникам кусок колхозного поля? Что им там делать, даже если дадут? Нет, у грозного Кира - председателя колхоза, земли не выпросишь. Впрочем... есть один кусок земли, совсем бросовый - остров посреди реки. Каждый год его затапливало, вот и не использовали его ни "Светлячки", ни соседи через реку. Но в этом году построили плотину - и остров пригоден для дела... Идею подкинул Колька-Мысля. С античной лаконичностью он выдал: - О

Нет, ничего в духе "Повелителя мух" не будет. А будет хорошая книжка Александра Власова, выпущенная в 1982 году о людях и о взрослении этих людей. Так уж есть - сельские ребята взрослеют раньше, в четырнадцать-пятнадцать лет детьми их назвать сложно...

Власов А.Е. Пробный камень. Л., "Детская литература", 1982. Рисунки О. Кондратьева
Власов А.Е. Пробный камень. Л., "Детская литература", 1982. Рисунки О. Кондратьева

...История эта началась в марте. Накануне прошло собрание правления колхоза "Светлячок". Говорилось там и о том, что будут делать школьники во время весенне-летних работ - но вот ребят отведенная им роль "подай-принеси-потуши окурок" никак не устроила. Хотелось осмысленного дела. Самостоятельности. Но кто даст школьникам кусок колхозного поля? Что им там делать, даже если дадут? Нет, у грозного Кира - председателя колхоза, земли не выпросишь.

Мозговой штурм в седьмом классе.
Мозговой штурм в седьмом классе.

Впрочем... есть один кусок земли, совсем бросовый - остров посреди реки. Каждый год его затапливало, вот и не использовали его ни "Светлячки", ни соседи через реку. Но в этом году построили плотину - и остров пригоден для дела...

Идею подкинул Колька-Мысля. С античной лаконичностью он выдал:

- Остров. Столовая. Ранний овощ.

В ту минуту никто серьезно не задумывался над трудностями, связанными с Колькиным проектом. Ребята видели в нем пока только то, что хотели видеть, что отвечало их давним желаниям. Остров! Уже одно это соблазнительное слово значило для них многое. Ничейная земля! Они — ее первооткрыватели и потому полноправные хозяева!
Конечно, ранние овощи и столовая не заключали в себе ничего романтического. Но все школьники знали нужды своего колхоза. Он славился животноводством, имел неплохое зерновое хозяйство, а овощами не занимался совсем. И колхозники часто поругивали столовую за скудный ассортимент, особенно весной и ранним летом, когда свои овощи еще не выросли на приусадебных участках, а привозные были очень дороги.

Только надо договориться с директором школы, с председателем колхоза, добыть где-то семена, и вообще выяснить - а можно ли на острове что-то сажать? Не состоит ли почва из песка? Да, ещё уговорить родителей отпустить ребят жить на острове на основе "трех С": самостоятельность,самообеспечение, самоокупаемость.

Пришла посылка селекционной станции
Пришла посылка селекционной станции

(Тут, конечно, ожидается, что появится классный руководитель или биолог-энтузиаст - но нет. Этот типичный герой книг 50-х - 60-х будет отсутствовать в принципе).

Да, без взрослых. С весны до осени. Сами. Несовершеннолетние. А что такого - через год-полтора паспорт получать!

Главные герои - люди на редкость цельные. Но... ситуация нетипичная.

Убеждать правление ребята отправились во всеоружии - с рассадой и первыми овощами...
Убеждать правление ребята отправились во всеоружии - с рассадой и первыми овощами...

Борис Кравцов - лидер. Организует, убедит, направит, возьмет на себя ответственность. И... чуть не сломает себе хребет (не в прямом, конечно, смысле) - слишком тяжела ноша отвечать за ребят, лагерь, посадки, и... четыре тысячи рублей. А как иначе? Самоокупаемость. Колхоз снабжает молоком, мясом, крупами, хлебом - всеми необходимыми продуктами - но будьте любезны выйти в прибыль к концу сезона. Колхоз выдал палатки. Койки. Движок. Походную кухню. Трактор. Да, и трактор тоже. И Борис Кравцов поставил под накладными свою подпись...

Колька-Мысля - мозговой центр. Не лидер и не стремится. Но в безвыходной ситуации все оглядываются на него - Колька подумает и найдет выход.

Ромка Изотов - человек, к которому в классе отношение... не совсем простое. Родители у него успевают не только в колхозе работать, но и выращивают цветы на продажу. Надо - продают и односельчанам, на свадьбы ли, похороны. Не дерут, но - продают. И Ромка - предприимчивый. Иногда - излишне, но при этом предан классу, печется, правда, не только о всеобщей, но и о своей выгоде. Заноза для Бориса - вечно Ромка своими репликами попадает в какое-то особо болезненное место.

Ребята отправились осваивать остров...
Ребята отправились осваивать остров...

Девочки.

Зоя Бекетова - совесть класса. Девочка, заменяющая младшим братьям мать, пока та на ферме - а отца нет. Привыкла к любой работе, четкой организации и тотальной ответственности. Если Борису нужна не мысль - но ощущение правильного выбора, он смотрит на Зою. Ему вообще нравится смотреть на Зою... И Зое нравится Борис. Но это не значит, что Зоя не сможет сказать неприятную правду.

Катя Шитикова - тепло класса. Берет на себя кухню, примиряет, поддерживает. Нравится Кольке-Мысле так давно, что, в общем-то, их уже по отдельности не представляют.

Все вроде просто было в классе. На селекционной станции заказали семена. С помощью мамы Шурки Гая получили анализ почвы. Вырастили рассаду. Переселились на остров.

На острове
На острове

А оказалось, что многого не додумали. И надо соображать на ходу. Не всё получается гладко - будут ссоры. Моментами - недоверие. Будет "будоражить общественность" неуемный Ромка Изотов. И куда более серьезные проблемы - Шурка Гай умудрится утопить трактор. Появятся беглецы...

Шурка Гай сбежал домой. Правда, узнаваемая комната сельского дома?
Шурка Гай сбежал домой. Правда, узнаваемая комната сельского дома?

В привычный классный мир вдруг войдет спокойно и уверенно новый парень - Олег. Его дед, начальник селекционной станции, отправил внука заниматься делом среди ребят. Каждый год для Олега - новое дело, новый навык, знакомство с новой профессией. Необычный парень. Только с Зоей часто беседует, и это не нравится Борису...

Борис покупает билет "Спортлото"
Борис покупает билет "Спортлото"

...И зачем Борис послушался Олега и купил в райцентре билет "Спортлото"! Да ещё из общих денег. Хотел как лучше - дома доложит 60 копеек, а если что-то выиграет - будет для "Колхоза Малый Светлячок", как зовут ребята остров, страховка на случай, если не рассчитаются с теми четырьмя тысячами, что острым топором висят над головой Бориса.

Пять номеров угадал Борис. Точно. А от ребят скрыл - побоялся, что расхолодит их выигрыш. Только всё тайное становится явным...

Неужели Колька-Мысля силой мысли вытащил трактор из речки?
Неужели Колька-Мысля силой мысли вытащил трактор из речки?

Так что же взрослые? А взрослые бережно и незаметно поддерживают эту самостоятельность. И разговаривают на равных. Вот ребята пришли посоветоваться к директору - домой, запросто. И директор задает простой, вроде, вопрос:

Давайте пока припрячем восторги и устроим маленький экзамен… Вот вы говорите: самостоятельность, чувство хозяина. Все это прекрасно! А что такое «хозяин»?..
Я не жду от вас сразу полного ответа на такой вопрос. Мне бы тоже не удалось это сделать. Пусть каждый назовет хотя бы одну характерную черточку хозяина в нашем понимании этого слова. Мы их потом соединим и посмотрим, какой у нас получится портрет… Только одно условие: полная откровенность!

Легко ответить? Оказалось - нет.

— Хозяин — это когда делаю, что мне нравится и что принесет пользу! — первым высказался Ромка.
— Не тебе, а всем! — добавил Борис. — Это обязательно!
— Хозяин — кого слушаются и любят, — сказала Катя Шитикова.
— Если он хороший, — опять добавил Борис. — Это тоже обязательно!
— С ним не спорят! — вставил Васька Буркин. — Его слово — закон!
— Он — прожектор, маяк! — высокопарно изрек Шурка Гай. — Веха на пути к коммунизму!
На этот раз Борис воздержался от поправок и дополнений, а Колька Мысля приземленно и не очень внятно — так, что многие пропустили мимо ушей его реплику, — буркнул:
— Мешок с заботой.

Ну, Шурка вечно как скажет... Манера у него такая - лозунгами разговаривать.

А если серьезно - в этой небольшой книжке ребята и будут учиться быть хозяевами. А заодно будут учиться договариваться, отвечать друг перед другом, дружить, и... отдыхать. Да, и это тоже нужно и важно.

День рождения на острове
День рождения на острове

Книжки о производственных бригадах школьников были довольно популярны в СССР. Колхозы, политехнизация, производственное обучение - все идеи педагогики и перемены в политической линии отразились в этих книгах. Какие-то были более политизированы, какие-то - менее. "Пробный камень" же вообще как-то не задевает идеи развития социализма, да и построении коммунизма бубнит только Шурка Гай (да и отношение к нему ироническое). Даже председатель колхоза - просто такой хозяйственник, ну, должность такая - за все отвечать, тоже вроде как у Бориса, - ни слова нравоучения не изрекает. Просто тихо приплывает ночью на остров - посмотреть, успокоить душу... И немного успокоить Бориса, который не находит себе места.

Председатель беспокоится о ребятах, а Борис - о не политых грядках
Председатель беспокоится о ребятах, а Борис - о не политых грядках

А знаете, что такое "пробный камень"?

В переносном смысле, пробный камень – это метод проверки качества чего-либо, испытание на прочность и целостность. В буквальном смысле пробный камень – это камень, который использовался для проверки прочности других камней или для настройки инструментов.

Источник:
https://psk-group.su/znacheniya/cto-oznacaet-frazeologizm-probnyi-kamen

И название тут в точку. Каждый из ребят проходит проверку - и при этом класс испытывается на целостность. Не распадется? Не разбегутся?

Финал открытый, Мы не знаем, удалось ли достичь самоокупаемости, но ребята выстоят перед собой и друг другом. Поймет свои ошибки Борис, вернется Шурка, даже Ромка на какое-то время угомонится.

Хорошая книжка про хороших людей - детей и взрослых. О дружбе, воспитании, об умении слышать друг друга, о доверии.

В сети есть версия онлайн и для скачивания. Интересно? Приятного чтения!

С литературно-трудовым приветом - искренне ваша, Умная Эльза.