Знаете, чего я совершенно не понимаю? Этой маниакальной страсти в доказательствах того, что Украины не было. Сторонники того беспредела, который сейчас там проводится, оправдывают действия нашей страны зачастую именно этим. Их же Ленин придумал. А мы всегда были. И даже вспоминая древнюю Киевскую Русь, с ее географическим положением, с ее столицей (в то время, когда на месте другой столицы еще жабы квакали), говорят: неважно, что Киевская, важно, что Русь. А там Русь или Россия, какая разница, похоже ведь! Значит, мы были, а их – не было.
Я не такой мощный знаток давней истории, чтобы цитировать летописи, но все равно хочется спросить – и что? Вот даже не спорю, соглашаюсь, одни были, других не было, и что из этого следует? Если вдруг сейчас выйдет безумно авторитетный историк и выложит на стол неопровержимое доказательство, что украинцы все-таки были, то как это изменит ситуацию? Мы скажем: «ой! Извините!»? Соберем свои танки и пушки и уедем? Как одно связано с другим, и как наличие или отсутствие некоего государства веков пять назад дает право другому государству наводить в нем свой порядок?
Вот у меня лично есть две старших сестры. То есть, я осознаю тот факт, что когда-то был такой исторический период, когда мои сестры жили, в из жизни происходили какие-то события, а меня не было. Совсем. Я – не существовал. Скажите, разве на этом основании любая из моих сестер получает право вламываться ко мне домой, крушить мою мебель, упрекать меня в том, что я неправильно воспитал своих детей? И оправдывать это тем, что это именно их родители когда-то давно спроектировали и состряпали такого вот меня? Простите, но это наши общие родители. И теперь я существую. И сестры признают этот факт. Если мы и ссоримся порой, то совсем не по этим поводам. И каждый из нас признает за другим право жить в своем доме так, как считает нужным, без разрешения других. Все взрослые и дееспособные.
Понимаю, что меня могут упрекнуть, дескать, нельзя же геополитику объяснять на примерах из семьи. Отлично, давайте рассмотрим другой пример. И даже не будем лезть в какие-то лохматые года, когда два дедушки, вглядываясь в карту семнадцатого века, не смогли там найти Украину (то, что на этой же карте не было и Российской Федерации, их ничуть не смутило. Они же не ее искали). Давайте отмотаем всего на один век назад. На начало двадцатого века. Знаете, сколько государств было тогда на карте мира? Примерно пятьдесят. Плюc-минус, некоторые разными источниками признаются, как отдельные, некоторыми – нет. Но цифра крутится вокруг пятидесяти. А на сегодняшней карте мира государств около двухсот. Та же история, признанные, непризнанные, частично признанные, поэтому цифра неточная. Во всяком случае в ООН входят 193 страны.
Получается трех четвертей ныне существующих стран не было! Мы как, во всех порядок будем наводить? В старушке Европе стран было не так уж и много, а теперь в ней только независимых стран – 50. На сколько самостоятельных стран разделилась Австро-Венгрия, например? И что теперь, Австрии влезать в дела Румынии, Болгарии и кучи других стран на том основании, что сто лет назад она была, а их не было?
То, что страны когда-то не было, совсем не мешает нашим властям привечать у себя и завязывать дружбу с африканскими странами. Вот уж кого не было в 17 веке! 1960 год в ООН был даже назван «годом Африки», такое количество новообразованных стран появилось тогда. Заметьте, не времена Киевской Руси, не семнадцатый век, не времена Ленина, а 1960 год, когда родители многих из нас были уже взрослыми людьми. Наши родители были, а стран – не было. И что из этого следует? Ничего, теперь-то они есть. И с этим нужно просто считаться.
Кстати, раз уж вспомнили Африку. Когда Россия развязала «спасение» Украины, мотивируя это в том числе и тем, что такого государства давно не было, то на сессии ООН лучше всех описал ситуацию представитель Кении. Сейчас будет цитата, она длинная, но она того стоит. Он сказал:
«Эта ситуация напоминает мне о нашей истории. Кения, как и почти любая другая страна Африки, родилась из обломков одной из империй. Границы наших стран чертили не мы, а чиновники в столицах далеких колониальных метрополий: Лондоне, Париже и Лиссабоне. Их не волновала судьба древних народов, которые они рассекали на части. Сегодня по другую сторону границы любой африканской страны живут наши соотечественники, с которыми у нас прочные исторические, культурные и языковые связи. Если бы в момент объявления независимости мы решили добиваться таких границ для наших государств, которые отражали бы их этническое, расовое или религиозное единообразие, мы бы до сих пор, много десятилетий спустя, вели кровавые войны.
Вместо этого мы договорились принять те границы, которые нам достались в наследство. И даже с ними мы решили добиваться экономической и правовой интеграции нашего континента. Вместо того чтобы стать нациями, которые бесконечно вглядываются в свое прошлое, предаваясь вредной ностальгии, мы решили идти вперед, к величию, которого никогда прежде не знали наши многочисленные народы и нации. Мы решили соблюдать правила Организации африканского единства и устава ООН. Но не потому, что нас устраивают наши границы, а потому, что мы хотели чего-то большего, чего можно добиться только в мире. Мы знаем, что многие жители многих стран, появившиеся на месте рухнувших или отступивших империй, мечтают о воссоединении с народами по другую сторону границы. Это нормально и заслуживает понимания. В конце концов, кто не хочет вновь встретиться со своими братьями и вместе с ними идти к общей цели?
Однако Кения отвергает насилие как средство достижения такой мечты. Мы должны завершить возрождение из праха мертвых империй так, чтобы избежать возврата ко временам господства и угнетения. Мы отвергли ирредентизм и экспансионизм, чем бы они ни оправдывались — этническими, религиозными или культурными доводами. Сегодня мы отвергаем их снова».
Народы Африки в большинстве своем поняли, что можно бесконечно воевать за прошлое, а можно развиваться в будущем и стирать границы. Мы же вцепились в это прошлое так, что не видим перемен в настоящем, не желаем будущего. Складывается впечатление, что у нас так мало поводов гордиться своим настоящим, что мы хватаемся за соломинку, чтобы найти повод для гордости где-то в прошлом, приписываем себе лично общую историю и хотя бы так обретаем вес в своих собственных глазах.
Что вы думаете по этому поводу? Пишите, обсудим. По традиции, простые правила канала: обсуждаем тему, а не друг друга. И не хамим.
Мир вашему дому!
Мой запасной канал (про историю изобретений)
https://dzen.ru/id/5fd19f5784ed1f44585c7f02
Мой телеграм-канал: https://t.me/nehotsunazad