Парфяне правили с 247 г. до н.э. по 224 г. н.э., создав огромную империю, которая простиралась от Средиземного моря на западе до Индии и Китая на востоке. К востоку от Каспийского моря из степей Средней Азии вышло кочевое скифское племя, называемое парни. Позже названные парфянами, захватив империю Селевкидов и отбиваясь от римлян, они зарекомендовали себя как самостоятельная сверхдержава. Обладая уникальным и чрезвычайно успешным боевым стилем, обширная территория, которую они завоевали, позволила им соприкоснуться с товарами и культурными влияниями из разных частей их империи. Из-за этих влияний парфяне не только смешали архитектурные стили, чтобы создать свою собственную парфянскую архитектуру, но и создали свое собственное уникальное парфянское искусство и одежду.
Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории
Парфянская экспансия
История Парфии начинается с Селевка I, одного из полководцев Александра Македонского. После смерти Александра его полководцы поделили завоеванные территории. Селевк захватил Месопотамию и другие районы, когда-то центральные для Персии, создав империю Селевкидов. Включив греческую инфраструктуру и администраторов, Селевк принял персидскую форму правления. С районами или сатрапиями, возглавляемыми сатрапами (губернаторами), обязанными центральному правительству и, в конечном счете, царю, Парфия стала одной из таких сатрапий. Но Парфия как сатрапия Селевкидов вскоре станет отдельной империей.
В зачаточном состоянии своей политической истории парфянская сатрапия располагалась к юго-востоку от Каспийского моря. Кочевое племя парни, которое, как считалось, связано со скифской культурой Центральной Азии, в конечном итоге стало контролировать Парфию. В то время как Селевкиды были ослаблены внутренней войной и конфликтом с Птолемеями на западе, парни двинулись на восток. Дверь для Парни открылась в 247 г. до н.э., когда местный губернатор Андрагор поднял восстание против правления Селевкидов. Зная, что Селевкиды отвлеклись, а Андрагор слаб, Арсак (годы правления 247–217 до н. э.), первый царь Парфии, завоевал Парфию. Желая вернуть Парфию, правитель Селевкидов Антиох III вернул ее в 209 г. до н.э. К этому времени на троне находился сын Арсака, Арсак II (годы правления 217–191 до н. э.). Антиох мог убить его, но вместо этого сделал его сатрапом. Это могло быть ошибкой.
После того, как Антиох уехал, чтобы вернуться в Сирию, парфянская элита, недовольная своим подчинением, свергла Арсака II и поставила своим третьим царем Фриапатия (годы правления 191–176 до н. Э.). Поскольку обстоятельства снова благоприятствовали парфянам, с уменьшением могущества Селевкидов по Апамейскому договору с римлянами в 188 г. до н.э., сын Фриапатия Фраат (годы правления 176-171 до н.э.) напал на империю Селевкидов. Завоевав амардийцев, Фраат получил регион между Гирканией на востоке и Мидией на юго-западе. Таким образом, Фраат запустил дело для Парфии, но избрание своего брата Митридата (годы правления 171–132 до н. э.) своим преемником привело бы к наибольшему расширению Парфии.
Митридат сразу же повернул на восток, чтобы завоевать Бактрию — Индию и соседа Китая — около 168 г. до н. э. Затем, желая увеличить прибыль Фраата, он повернул на запад, в сторону Мидии. Встретив ожесточенное сопротивление в ходе девятилетней войны, Мидия наконец присоединилась к растущему территориальному наступлению Парфии в 151 г. до н. э. После четырехлетнего перерыва в Гиркании, возможно, для перезагрузки своих вооруженных сил, Митридат решил, что пришло время взглянуть еще дальше на запад, в сторону крайне важной плодородной области рек Евфрат и Тигр, известной как Месопотамия. Около 144 г. до н.э. он захватил Селевкию, бывшую столицу Селевкидов. В 141 г. до н. э. он взял Вавилон. Получив возможность отразить кампанию Деметрия II по возвращению территории Селевкидов в 138 г. до н.э., Митридат затем повернул на юг, чтобы захватить страну эламитов и столицу Сузы. Желая вернуть свою территорию, Селевкиды снова нанесли парфянам ответный удар. Сын Митридата Фраат II (годы правления 132–127 до н. э.) убьет правителя Селевкидов Антиоха VII в битве, но погиб, пытаясь подавить скифский мятеж. После смерти Фраата II на парфянской территории вспыхнули восстания. Распадется ли сейчас ткань их империи? Артабан I и его сын Митридат II сыграют решающую роль.
Дядя Фраата II, Артабан I (ок. 127–124 гг. до н. э.) успешно подавил восстания в Эламе, Харасене и Вавилоне, но его правление было прервано, когда он был убит в битве против юэчжи на востоке. Его сын Митридат II (годы правления 124–88 до н. э.) вступит во владение и станет величайшим правителем Парфии. Митридат не только укрепил позиции Парфии в Эламе, Харацене, Месопотамии и Бактрии, но также добавил Албанию и Армению и захватил сирийский город Дура-Европос на западе. Теперь, когда границы простирались между Средиземным морем и Китаем, Парфия стала географическим гигантом и настоящей сверхдержавой.
Парфянская империя снова столкнется с серьезными проблемами; на этот раз из Рима. Фраат III (годы правления 70-57 г. до н.э.) потеряет Армению, Албанию и Гордиену в северной Месопотамии из-за римлян, в результате чего его сыновья убьют его. После того, как разразилась гражданская война, когда Ород II (годы правления 57–37 до н. э.) убил своего брата Митридата III и отвоевал столицу Селевкию, настало время для парфянских побед. В 53 г. до н. э. Красс, римский триумвир, вторгся в Парфию недалеко от Карр. Ородес послал своего генерала Сурену разобраться с этим вопросом. При подавляющем использовании парфянских лучников на лошадях Красс потерпел полное поражение, и римские знамена были взяты; огромный психологический удар для Рима. Затем, в довершение всего, парфяне вернули Армению после поражения Марка Антония в 32 г. до н.э. Эти два поражения усадили Рим за стол переговоров. Чтобы избежать продолжения конфликта, который значительно ослабил бы плацдармы, уже завоеванные каждой стороной, был заключен договор, позволяющий Парфянской империи следить за успехами на востоке. Как метко отмечает Рауль Маклафлин:
В 20 г. до н. э. Август заключил долгосрочное мирное соглашение с парфянским царем Фраатом IV. Это соглашение позволило обоим правителям сосредоточить свои военные действия на других границах и тем самым расширить свои империи. (181)
Парфянская военная тактика
Ключом ко многим парфянским победам и расширению Парфянской империи было уникальное использование лошади и лука. Тактика Парфии с боевым стилем «бей и беги» (включая симуляцию отступления) хорошо подходила для противодействия сосредоточенным передвижениям войск других стран. С лучниками на самых быстрых лошадях и всадниками на верблюдах, обеспечивающими стабильный запас стрел, они превратили пехоту в сидячих уток, способных атаковать только с близкого расстояния. Когда конница противника бросилась в погоню, у парфян был ответ. Столь искусные в своем смертоносном ремесле, они разработали «парфянский выстрел». Имея возможность стрелять назад с лошади на полном скаку, парфянский лучник наносил смертельные выстрелы по преследующей кавалерии. Таким образом, парфянские всадники могли наступать на вражеские войска со всех сторон, создавая замешательство и сея хаос. Наконец, их тяжелобронированная кавалерия (катафракты) оказывала наступательную поддержку и помощь в подавлении оставшихся очагов сопротивления длинными копьями и мечами.
Парфянское правительство
Форма правления Парфии представляла собой смесь практических ответов на местные нужды. Правление сверху никогда не вызывало сомнений. «Царь царей», как называли себя более поздние парфянские правители, требовал абсолютной лояльности, но практический смысл правления Парфии проявился сразу же, когда Митридат I оставил греческую знать на руководящих должностях, чтобы обеспечить непрерывность экономических и бюрократических дел. Фактически Митридат называл себя «филэллином» или «любителем греческой культуры». Греческие поселения по всей империи оставались в покое до тех пор, пока они платили дань королю.
Более того, восстаний Селевкидов удалось избежать, разделив их провинции на более мелкие сатрапии, называемые епархиями. Это устранило концентрацию региональной власти в руках одного человека. Парфяне также позволяли завоеванным царствам в пределах своей империи иметь своих царей. Это обеспечивало доход от дани и военной помощи, когда это было необходимо.
Экономика и торговля
Пока римляне были в страхе, Парфия могла попробовать свои силы в торговле. Как упоминает Ричард Фрай:
Небольшие государства Плодородного полумесяца, которые поддерживали децентрализованную «феодальную» форму правления Парфии, быстро развивались как торговые центры международной торговли. Первые два века нашей эры были веком торговли, и государства-оазисы «Плодородного полумесяца» процветали как никогда раньше. (18)
Коммерческое развитие парфян началось с инфраструктуры, унаследованной ими от Селевкидов. Они мудро сохранили полученные города и дороги. Их владение Арменией и возможный доступ к Черному морю, а также контроль над Гирканией и Каспийским морем давали им доступ к рынкам Центральной Азии. Их захват Персиды и таких городов, как Антиохия-ин-Персис на берегу Персидского залива, означал доступ к индийским рынкам по воде. Их контроль над Эламом и политически важным городом Сузами, а также плодородным регионом Мидии и его богатым городом Экбатаной обогатил бы парфян культурно и материально.
Одной из самых ценных процессий в Парфии была Королевская дорога. Этот путь, пролегавший на восток и запад через Месопотамию, укрепил положение Парфии как международного торговца — вместе с ним появились Багдад и Селевкия как ворота на запад. Затем, простираясь на восток, включая Бактрию, соседнюю с Индией, доступ к восточным рынкам теперь был прямым и прибыльным. Наконец, торговля с Китаем стала реальной возможностью. По словам Ван Тао,
Теперь мы знаем, что уже в третьем тысячелетии до нашей эры в евразийской степной земле уже существовала сеть [дорог], простиравшаяся от Каспийского моря на западе до Таримской котловины на востоке. (87)
Благодаря экспансионистской политике династии Хань в Китае был установлен контакт с Западом. Согласно китайским хронистам, китайские послы посетили Парфию в 115 г. до н.э. Обмен символическими предметами торговли между парфянским царем и китайскими представителями мог создать прецедент для более широких торговых сделок в будущем.
Парфянская архитектура и искусство
Из-за расположения их империи и их происхождения в Центральной Азии, парфяне имели своим источником широкий спектр влияний, когда дело касалось искусства и архитектуры. Дариуш Акбарзаде так описывает Парфию:
Археологические данные свидетельствуют о величии культуры и искусства парфянской эпохи. Культурное наследие, связанное с этой эпохой, было обнаружено на огромном пространстве, от границ Китая и Средней Азии до Месопотамии и Сирии на западе. (76)
Некоторые ученые предполагают, что отказ Парфии от эллинистического влияния произошел из-за ее конкуренции с Римом. В любом случае, в отличие от греков-селевкидов, парфяне разработали свой собственный уникальный художественный и архитектурный стиль. Заимствования с востока и запада, их язык представлял собой смесь, которую легко идентифицировать как парфянскую. В их архитектуре и искусстве использовались, соответственно, интересные круговые и фронтальные мотивы.
В архитектурном отношении парфяне оставили на месте существующие постройки, которые при греках-селевкидах, естественно, копировали эллинистическую прямоугольную планировку с колоннадами и треугольными элементами, хорошо известную и до сих пор воспроизводимую на западе, но там, где они могли, парфяне стремились отличаться. Входя в греческий или римский храм, нужно пройти через портик с колоннами. Войдя в парфянский храм в Хатре, попадаешь под взгляд изящных арок. Сочетание колонн в греческом стиле и треугольных фронтонов с несколькими парфянскими арками в Хатре придает храму уникальную привлекательность. В парфянском Ассуре снова заметно использование парфянских арок. Но использование округлости в качестве архитектурной особенности в парфянский период выражено иначе.
Напоминая абсолютно круглую хорезмийскую крепость Кой-Крылган-Кала (ок. 400 г. до н.э. - 400 г. н.э.) к востоку от Каспийского моря, целые парфянские города и крепости также были расположены по кругу. Сравнивая селевкидскую и персидскую прямоугольную планировку с некоторыми парфянскими памятниками, Малкольм Колледж говорит:
Совсем другой подход к планированию был представлен смутно круглой формой нескольких городов, находящихся под парфянским контролем или влиянием, парфянским повторным основанием Ктесифона и валами вокруг Каррая, Тахт-и-Сулеймана и Хатры примерно в первом веке нашей эры. внимательно и нарочито, по кругу. (34)
В Нисе, своей первоначальной столице, парфяне снова выбрали круглую форму в качестве характерной архитектурной особенности. Там парфянские архитекторы построили купол, с которого открывался вид на город. В отличие от римских куполов, которые стояли на опорных конструкциях, стены купола Нисы спускались к земле. Окружающее квадратное здание содержало выступ стен купола наружу. Влияние Средней Азии снова могло исходить от Хорезмии.
В то время как парфянская архитектура уникально включала элементы округлости, их искусство включало мотив фронтальности. Стиль, который позже переняли византийцы, парфянские модели смотрят прямо перед собой, создавая личную связь между собой и зрителем. Парфяне также часто теряют более трезвый вид греков и римлян. Углубляя непосредственные отношения между субъектом и зрителем, некоторые фигуры кажутся почти дружескими. Более того, помимо творческого изготовления украшений из драгоценных металлов, бронзовых, терракотовых и каменных фигурок, украшенные внутренние стены снова являются свидетельством парфянского художественного выбора и творчества. Поверхности стен в Assur были красиво украшены лепниной с геометрическими и цветочными узорами. Эти украшения украсили бы любую комнату с применением дополняющих и контрастирующих цветов.
Культура и религия
Хотя парфяне в некотором роде были либеральны в разнообразном использовании художественных и архитектурных стилей, когда дело касалось одежды, нормой было большее единообразие, по крайней мере, среди правящего класса. Совпав с пиком могущества империи, к концу I века до нашей эры туника с поясом и брючный костюм стали популярными по всей империи. Свободная одежда с множеством горизонтальных складок, иногда преувеличенно, стала рейвом. Спортивные длинные усы, часто с тщательно ухоженными бородами, внешний вид парфянской знати включал в себя пышную прическу умеренной длины, закрепленную повязкой на голове.
Знать, кем были правители по их одеянию, было необходимо в огромном царстве различных религий. Поскольку выбор одной веры над другими вызвал бы восстание, разнообразие религий в их царстве подчеркивало необходимость единообразия в одежде парфянских правителей. В то время как дуализм добра и зла в зороастризме и его верховном боге Ахура Мазде был широко распространен, почитание стихий — рек, озер, деревьев, моря и камней — все еще почиталось в западной Парфии. Селевкиды, будучи греками, имели свой пантеон богов, и хотя вавилоняне все еще почитали богов плодородия Иштар и Бела, анклав евреев в Месопотамии поклонялся Яхве. Там, где в Хатре почитались боги солнца и луны, христиане к востоку от Тигра обосновались к концу парфянского периода. Трудно понять, во что верили сами парфяне, но очевидно, что как правители они были терпимы к различным верованиям — ключ к тому, что они правили в течение 500 лет.
Упадок и падение
После своих военных побед над Крассом и Марком Антонием и мирного соглашения с римлянами в 20 г. до н. э. парфяне могли думать, что их империя в безопасности, но внешние вторжения и внутренние разногласия возьмут свое почти как домино. Хотя Артабан II (годы правления 10-38 гг. н.э.) успешно справился с восстанием в провинциях и выиграл борьбу за контроль со своим братом Вононесом II, внешнее давление на восточных и западных границах Парфии было на горизонте. На западе, в 115 г. н.э., римский император Траян вторгся в Парфию, завоевав Месопотамию и разграбив столичные города Селевкию и Ктесифон. Затем на востоке, поддерживая восточные записи о войне между парфянами и кушанами, кушанский военачальник Канишка (120–144 гг. до н. э.) основал свою империю в Бактрии, которая когда-то была самой восточной провинцией Парфии.
Вернувшись на запад, хотя силы, посланные Траяном, были отозваны, Рим снова придет к Парфии c. 165 г. н.э., во время правления Вологаса IV (147-191 гг. н.э.). Император Луций Вер выиграл несколько сражений и снова разграбил Селевкию и Ктесифон. Каким-то образом парфянам удалось изгнать римлян, но они вернулись в 198 г. н.э. Хотя императору Септимию Северу пришлось уйти из-за нехватки продовольствия, Месопотамия будет опустошена в третий раз за короткие 83 года, а Парфянская империя будет сильно ослаблена.
Наконец, в 3 веке, после того как Артабан IV (годы правления 213–224 гг. Н. Э.), Царь Мидии, восстал против своего брата Вологаза VI (208–213 гг. Н. Э.), Был создан прецедент для сильно ослабленной Парфии, которая была полностью свергнута другим мятежником. царь Ардашир, основатель Сасанидской империи в 224 г. н.э.
Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории