Найти в Дзене

Почему простые немцы допустили фашизм? Психологический эксперимент

Оглавление

Однажды такой вопрос задали ученики своему учителю истории, когда они проходили Вторую Мировую войну на уроке. Рон Джонс, их преподаватель, родился в 1941 году в Сан-Франциско, окончил Стэнфордский университет и преподавал историю в старших классах гимназии Пало-Альто, в Калифорнии. Поскольку этот класс опережал программу, Джонс решил выделить неделю на проведение практического эксперимента, который мог наглядно показать, как это произошло

Как зарождается фашизм: эксперимент "Третья волна"

Этот эксперимент не является классическим в строгом смысле этого слова - здесь не было контрольной группы. Но он получился очень интересным. Споры о том, этично ли повел себя тогда педагог, ведутся до сих пор. Однако многие участники эксперимента остались благодарны своему учителю за то, что он изменил их представление о самих себе и познакомил детей с их собственной темной стороной личности, которая есть у каждого их нас

Еще тогда, на уроке, Рон рассказывал детям, что такое диктатура, но школьники никак не могли понять, почему обычные граждане добровольно поддерживали решения нацистского правительства. Они не могли поверить в то, что простые немцы не протестовали против решений Гитлера. Почему они мирились с массовым истреблением людей, с жуткими концентрационными лагерями и прочими ужасами нацистской Германии? И тогда Джонс предложил им провести психологический эксперимент, а ребята согласились

Германия. Адольф Гитлер
Германия. Адольф Гитлер
«Всё начиналось как забавная игра с участием самого популярного учителя в школе», — рассказывал позже один из учеников

Как продать идею массам

Но задумка педагога произвела совсем не детский эффект... Сначала учитель рассказал ребятам о пользе дисциплины. О том, как она развивает силу воли и помогает добиться колоссальных успехов в учебе и спорте. После чего были введены новые правила. Джонс начал с того, что с понедельника ввел в классе жесткую дисциплину

Например, теперь школьники могли сидеть только строго в определенной позе, а отвечать на вопросы учителя только стоя, а по команде "смирно" дети должны были выровнять спину, сидя за партой, согнуть колени под углом 90 градусов, прижать ступни к полу и скрестить руки за спиной. Ребятам нравилась эта "игра" и они с удовольствием выполняли приказы учителя

Дети ходили строем и хором скандировали: "Сила - через порядок, сила - через общность"

Сделай так, чтобы они почувствовали себя избранными

Дальше он стал внушать детям идею, что они лучше других, что они избранные... Было разработано особое приветствие для членов группы, собственное знамя и другая символика. Рон придумал особенный жест при помощи которого ребята приветствовали друг друга каждый раз, когда видели "своего". Они с удовольствием все это делали, так как им нравилось чувствовать принадлежность к некой особенной группе. Вместе с учителем они придумали и название движения - "Третья волна". Согнутая в приветствии ладонь символизировала волну на море, а по поверьям моряков третья волна была самой крупной и мощной

Школьникам это все так понравилось, что уже в среду к ним присоединились подростки из других классов. В этой группе они ощущали свое превосходство над другими. Ощущали избранность и востребованность

Фото: кадр из фильма "Эксперимент 2: Волна"
Фото: кадр из фильма "Эксперимент 2: Волна"

Делегируй полномочия, сделай других непосредственными участниками происходящего

В среду Рон вручил всем участникам нового движения членские билеты и распределил среди них должности. Теперь у ребят появились конкретные обязанности. Например, докладывать о непослушании членов группы и вербовать новобранцев. Троим школьникам была вменена обязанность жаловаться на тех, кто нарушает правила группы, однако, ему начали доносить о нарушениях около 20 учеников без всяких просьб

Учитель начал беспокоиться, когда понял, что никто не думает сопротивляться нововведениям. По свидетельствам очевидцев, игру даже поддержал директор школы, который начал приветствовать ребят из группы жестом волны...

Фото спектакля, посвященного эксперименту "Третья волна"
Фото спектакля, посвященного эксперименту "Третья волна"

Он дал ученикам новое задание - велел четырем ребятам вывести из класса и сопроводить в библиотеку трех девушек, чья лояльность группе была сомнительной. "Конвоиры" были из той же группы учеников и они сами выбрали себе эту роль. И никто из группы не выступил против этого

На четвертый день Рон по-настоящему испугался и хотел было завершить эксперимент, но в итоге решил пока не останавливаться

Он сказал ребятам, собравшимся в классе, что они представляют собой часть общенациональной молодежной программы, чья задача - политические преобразования на благо народа. Он объявил, что подобные группы, якобы, создаются по всей стране и в пятницу об этом объявят по телевидению

Эксперимент начал окончательно выходить за рамки класса. Участники «Третьей волны» почувствовали свое превосходство над другими. Они начали патрулировать школу и устраивать массовые беспорядки. Ребята защищали единомышленников и нападали на тех, кто говорил хоть что-то плохое про их движение

«Я просто хотел быть одним из революционеров, которые потом получат высшую отметку. Но все довольно быстро вышло за рамки нашего класса, и я был напуган до смерти», — рассказывал потом один из участников эксперимента.
Учебный класс школьников, принявших участие в эксперименте. Надпись: "Сила через дисциплину. 3-я волна"
Учебный класс школьников, принявших участие в эксперименте. Надпись: "Сила через дисциплину. 3-я волна"

К концу недели к отряду «Третья волна», в котором изначально числилось 30 десятиклассников, присоединились дети из других классов — в итоге отряд насчитывал около 200 учеников. Один из них даже напросился к Рону в телохранители. Роберт был очень крупным и не особенно талантливым парнем. Зато теперь он почувствовал себя востребованным. Рослый мальчик стал везде сопровождать обожаемого учителя, открывать перед ним дверь и сторожить у входа в учительскую

Разоблачение. Вас всех одурачили

В пятницу Рон собрал отряд "Третьей волны" в актовом зале школы, якобы, чтобы они все вместе посмотрели обращение к участникам этого движения по телевидению. Учитель включил телевизор, на экране был белый шум. Он приказал школьникам внимательно смотреть на экран и ребята не отрывали глаз от экрана в течение семи минут. Никто не спросил, зачем это нужно. Они беспрекословно выполняли приказ

Фото Рона Джонса
Фото Рона Джонса

После этого Рон признался ребятам, что никакого движения не существует. Он сказал, что манипулировал ими, а их собственные амбиции позволили ему это сделать. Он объяснил, что именно так Гитлер и захватил власть над народом - не силой, а используя психологию влияния, управляя массами через их собственные амбиции и желание чувствовать свое превосходство, власть, силу

Вы ощутили на себе, на своем собственном опыте, как легко и быстро можно превратить группу доброжелательных детей в Третий рейх. Вы повели себя так же, как обычные жители Германии тех лет. Вы посчитали себя избранными. Как далеко вы бы зашли? Сейчас я вам покажу

И тогда на экране телевизора замелькали кадры кинохроники: парады, восторженные толпы, вскидывающие руки в ритуальном приветствии, съемки из лагерей… Люди, которые на суде твердили: «Я лишь выполнял приказы. Я делал свою работу».

Адольф Гитлер, фото со школьниками
Адольф Гитлер, фото со школьниками

Некоторые ребята даже не поверили сначала признанию учителя. Они продолжили ходить строем и скандировать понравившиеся лозунги

Некоторые расплакались. Некоторые закричали, что они совсем не похожи на немцев и вели себя так только потому, что участвовали в эксперименте. Телохранитель Рона Роберт рыдал в голос. Взрослые не проявили никакого интереса к происходящему. Только двое родителей приходили в школу, чтобы выяснить, что происходит с их детьми. Директор школы вовсе не считал, что происходит что-то предосудительное. А эксперимент, в свою очередь, продемонстрировал, как легко обычные дети следуют за диктаторами и превращаются в агрессивных фанатиков

Через несколько лет Джонс издал книгу, где рассказал о своем педагогическом эксперименте. И лишь тогда этот случай начали широко обсуждать. До этого большинство участников эксперимента старались не обсуждать его, потому что им было стыдно за себя. И после выхода книги Рона осудили и обвинили в неэтичном поведении

Фото Рона Джонса в местных СМИ
Фото Рона Джонса в местных СМИ

Позднее в интервью Рон Джонс рассказывал, что не гордится этим экспериментом и не хотел бы его повторять. Он отмечал, что средние ученики и изгои в этом эксперименте почувствовали себя наконец-то нужными и значимыми и поднялись на этой третьей волне. И как раз самые умные и успешные школьники были изгнаны из рядов "Третьей волны" почти сразу, оказавшись не у дел. А середнячки и изгои захватили власть

Через два года после проведения эксперимента Рон уволился и отучился на психолога, чтобы работать с людьми, страдающими от тяжелых психологических расстройств

«Третья волна» осталась в истории как уникальный прецедент, который показал, что лишь недели хватает совсем обычным людям, чтобы воссоздать Третий рейх в миниатюре

Берегите себя и своих близких!

БЛАГОДАРЮ Вас за ваши лайки👍 и подписку на мой блог!

Вам так же может быть интересно:

Психопатки. Женский абьюз
Жестокий гендерный эксперимент над детьми
Что не так с патриархатом?
Сколько гендеров существует в природе?

.•°*°•♥●•٠ ✽ ✾ ✽ ٠•●♥°*°•
Автор публикации:
Copyright © Ирина Шевцова, 2023. Все права защищены