Найти тему
Друг для друга Курск

Знаменитые участники Курской битвы

Оглавление

В числе тех, кто принимал участие в сражении на Огненной дуге, были известные артисты и писатели. Знаменитостями они стали уже потом, в мирной жизни. А в годы войны эти люди с оружием в руках защищали курскую землю.

Здесь ковали победу актёры Иннокентий Смоктуновский и Юрий Катин-Ярцев, а также клоун Михаил Шуйдин, выступавший в паре с Юрием Никулиным, тоже, кстати, фронтовиком. Ещё один известный человек – поэт, писатель и журналист Константин Симонов. Он участвовал в сражении на Курской дуге не с оружием в руках, а с «Лейкой» и блокнотом – в качестве военного корреспондента. В то время 28-летний Симонов был уже знаменитостью, ведь его пронзительное стихотворение «Жди меня», написанное в самом начале войны, солдаты знали наизусть.

Иннокентий Смоктуновский (1925–1994 гг.)

   18-летний Иннокентий Смоктуновский попал в самое пекло войны, оказавшись на Курской дуге
18-летний Иннокентий Смоктуновский попал в самое пекло войны, оказавшись на Курской дуге

Иннокентий Смоктуновский (настоящая фамилия Смоктунович, её он поменял после войны) родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновке Томской области в многодетной семье. В 1941 году отца Смоктуновского призвали на войну, и Иннокентию пришлось взять на себя заботу о семье. Он выучился на фельдшера и работал в госпитале при военной части. В январе 1943-го его призвали в армию и направили в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в Ачинске. В августе того же года в срочном порядке Иннокентий был отправлен на фронт и определён связным при штабе 212-го гвардейского полка знаменитой 75-й гвардейской стрелковой дивизии. Так Смоктуновский попал в самое пекло Курской битвы.

После этого будущий актер принимал участие в форсировании Днепра. При освобождении Киева в декабре 1943 года Иннокентий со своим подразделением попал в окружение под Житомиром. Оказался в плену. Чудом избежал смерти, бежав из плена во время отправки советских солдат в Германию.

Он прекрасно знал, что за попытку к бегству полагается немедленный расстрел.

«Был и другой выход – желающим предлагали службу в РОА (Русская освободительная армия – название одного из наиболее крупных вооруженных формирований из числа изменивших присяге советских военнопленных в составе Вермахта, – ред.)... Но меня он не устроил», – признавался потом Иннокентий Михайлович.

Шанс совершить побег представился спустя месяц, когда их колонну немцы гнали в Германию. Ближайшая подруга Смоктуновского Римма Маркова рассказывала: «Он ведь чудом бежал из плена. Когда их конвоировали, у Кеши, простите за подробность, стало плохо с желудком. И когда он уже был не в силах терпеть, ему и еще одному пленному разрешили по нужде выйти из строя. Смоктуновский до конца жизни с благодарностью вспоминал этого солдата, который жестом показал ему оставаться под мостом, а сам взял и скатился на спине по снегу, смазав их следы. Так отсутствия Смоктуновского никто и не заметил. А он чуть ли не сутки просидел в сугробе, а потом пробрался в близлежащую деревеньку».

Тем временем домой в Красноярск пришла повестка, что сын пропал без вести. В течение нескольких недель Смоктуновский скитался по лесам, прячась от немцев. То и дело впадая в полузабытье от голода, он пробирался через чащи, пока, наконец, не выбрался к деревушке Дмитровке. Здесь его, умирающего от истощения, подобрала старушка-украинка. После окончания войны Смоктуновский отыскал своих спасителей и поддерживал с ними контакт до конца своей жизни.

«Разве я могу забыть семью Шевчуков, – вспоминал Иннокентий Михайлович, – которая укрывала меня после побега из плена? Баба Вася давно умерла, а ее дочь Ониська до сих пор живет в Шепетовке, и эти дорогие, душевные люди, буквально спасшие меня, бывают у нас, и мы всегда их радушно принимаем».

Окрепнув и снова встав на ноги, Иннокентий присоединился к партизанам, которые позднее влились в одну из пехотных частей Красной Армии. Смоктуновсикй продолжил службу уже в звании младшего сержанта, командуя отделением роты автоматчиков 641-го гвардейского стрелкового полка 75-й гвардейской дивизии. Принимал участие в освобождении Варшавы. Войну закончил в немецком городе Гревесмюлен.

Награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя медалями «За отвагу», медалью «За победу над Германией». Удивительно, что за все годы сражений Иннокентий Михайлович не получил ни одного ранения.

После Великой Отечественной войны Иннокентий Смоктуновский реализовал свою давнюю мечту и стал актёром. В 1974 году ему было присвоено звание народного артиста СССР, а в 1990 году – Героя социалистического труда.

Смоктуновского называли первым интеллектуальным актёром советского кинематографа. Лучшие свои роли он сыграл в фильмах «Берегись автомобиля», «Солдаты», «Девять дней одного года», «Они сражались за Родину», «Гамлет», «Чайковский», «Дамский портной».

Михаил Шуйдин (1922–1983 гг.)

   Михаил Шуйдин участвовал в танковом сражении на Огненной дуге
Михаил Шуйдин участвовал в танковом сражении на Огненной дуге

Михаил Шуйдин родился 27 сентября 1922 года в деревне Казачья Тульской губернии. Окончил Горьковское танковое училище. На фронтах Великой Отечественной войны с 1942 года.

В апреле 1943 года назначен на должность командира танка Т-34-76 во 2-й батальон 35-й гвардейской танковой бригады. В июле того же года участвовал в завершающей стадии Курской битвы – Белгородско-Харьковской наступательной операции. 17 августа 1943 года танкисты нанесли контрудар во фланг наступающих немецких войск. 19 августа в районе Сухого Яра Михаил Шуйдин при выполнении разведки вместе с экипажами лейтенантов Грищенко, Утешова и Давиденко попал под артиллерийский огонь и столкнулся с немецкими танками. Два из них и одно противотанковое орудие советские танкисты уничтожили.

Особенно отличился Шуйдин при освобождении украинской деревни Удовиченки в Полтавской области. За это был удостоен ордена Красной звезды.

14 апреля 1944 года назначен командиром танкового взвода «Шерман». Гвардии старший лейтенант Шуйдин участвовал в освобождении Левобережной Украины и форсировании Днепра в районе Канева, а затем – в операции «Багратион». Был представлен к званию Героя Советского Союза, но решением командования звание Героя было заменено на орден Красного Знамени.

Несколько раз горел в танках, лечился в госпитале, на его лице и руках остались следы сильных ожогов.

После войны Шуйдин поступил в Государственное училище циркового искусства. В 1950 году окончил студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре. Затем вместе с Юрием Никулиным начал работать учеником-помощником у клоуна Карандаша. Вскоре Никулин и Шуйдин создали совместный клоунский дуэт и практически до конца жизни Михаила Ивановича работали вместе.

«Горел в двенадцати танках, сгорел в тринадцатом, пролежал год в госпитале. Изведав все человеческие муки, сознательно пришел в цирк дарить людям радость. Лучшего партнера и желать не надо», – так говорил о Михаиле Шуйдине его бессменный партнер по манежу Юрий Никулин.

В 2011 году перед зданием Курского государственного цирка установлен памятник Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину. Монумент изображает сцену известного номера «Лошадки». А надпись гласит: «Воинам Великой Отечественной войны, гениальным русским клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину». Это первый и единственный памятник Михаилу Ивановичу в России.

Юрий Катин-Ярцев (1921–1994 гг.)

   Юрий Катин-Ярцев провел в действующей армии 7 лет – с 1939-го по 1945-й
Юрий Катин-Ярцев провел в действующей армии 7 лет – с 1939-го по 1945-й

Юрий Катин-Ярцев родился 23 июля 1921 года в Москве. Предки были дворянами. В 1939 году Юрий окончил среднюю школу и поступил в училище при Театре имени Вахтангова. Но уже через месяц его призвали на службу в Красную Армию. Когда началась война, Катин-Ярцев служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке, строил мосты, а потом попал в действующую армию. Участвовал в боях на Курской дуге, бился с врагами под Орлом и Курском в 1943-м, воевал на 1-м и 4-м Украинских фронтах. Отличился в ряде сражений, был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией», в конце войны стал кавалером ордена Красной Звезды.

В мирное время Катин-Ярцев вернулся в театральное училище. Народный артист РСФСР сыграл более 100 ролей в кино. Большинству зрителей он запомнился по ролям Джузеппе из «Приключений Буратино» и слуги главного героя из фильма «Тот самый Мюнхгаузен».

Константин Симонов (1915–1979 гг.)

   Фронтовой корреспондент Константин Михайлович Симонов сидит на стволе орудия немецкой САУ «Фердинанд», подбитой на Северном фасе Курской дуги
Фронтовой корреспондент Константин Михайлович Симонов сидит на стволе орудия немецкой САУ «Фердинанд», подбитой на Северном фасе Курской дуги

Поэта, писателя и журналиста Константина Симонова называют летописцем Великой Отечественной войны. Большинство его произведений посвящено фронтовым годам и связано с воспоминаниями о войне.

Будущий литератор родился 28 ноября 1915 года в Петрограде. При рождении мальчика назвали Кириллом, но уже в сознательном возрасте он решил сменить имя. Причиной стал дефект речи. Симонов плохо произносил звуки «л» и «р», а потому решил стать Константином – это имя при произношении сложностей не вызывало. С юных лет он интересовался литературой и публицистикой. В 1940 году поступил на курсы военных корреспондентов. А когда началась война, отправился на фронт в качестве военкора. С июля 1941-го до самого окончания войны он работал в редакции газеты «Красная звезда».

В дневниках писателя, вошедших в книгу «Разные дни войны», указано, что с 7 до 10 июля 1943 года по заданию редакции Константин Cимонов вместе с фотокором Яковом Халипом выехал в поселок Поныри – на Северный фас Курской дуги. Они находились на Центральном фронте в 13-й армии. Сначала побывали в 129-й танковой бригаде, затем поехали в штаб 75-й гвардейской Сталинградской дивизии генерала Василия Горишнего.

Записи Симонов делал в командном пункте генерала и ходил в полки и батальоны, расспрашивая солдат о событиях. Собранного материала хватило на четыре статьи. Три опубликовали, а четвертая, рассказывающая о 75-й гвардейской дивизии, в «Красной звезде» так и не вышла. Константин Михайлович сначала напечатал её в журнале в виде рассказа, изменив фамилии героев, а затем в своем дневнике «Разные дни войны».

Рассказ о дивизии Симонов заканчивает повествованием о генерале Горишнем: «Очень хорошо помню то утро, когда немцы прекратили наступление на участке 75-й гвардейской. Мы сидели на наблюдательном пункте и ждали, что вот-вот снова начнётся. Ждали час, потом ещё… Потом Горишний вдруг сказал фразу, которая в первую секунду показалась мне странной: «Боюсь, не пойдут они сегодня на меня». Я не понял и переспросил. И он спокойно, как маленькому, стал объяснять мне, что его дивизию сегодня поддерживают восемь артиллерийских полков, и чем больше он перебьёт наступающих немцев, тем ему легче будет потом, когда самому придётся наступать на них. И я запомнил то утро и эту фразу, потому что она была связана с внезапным и острым ощущением, что немцы уже ничего не смогут с нами сделать».

Вторая поездка на Северный фас Курской дуги у Симонова состоялась в конце июля – начале августа 1943-го. Он побывал в войсках Центрального и Брянского фронтов, в 13-й армии, наступавшей южнее Орла на Кромы, в 70-й армии генерала Галанина.

А в третий раз приезжал в Поныри как гость: уже в мирное время, в июле 1963 года – на 20-летие Курской битвы.

Лариса БЕСЕДИНА

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1503/new/018453/.

Архив статей газеты ~ № 32 (1503) 8 августа ~ 2023 год.