Когда ты очень увлеченный учитель истории!
Помните, у Гоголя
«Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?».
Крылатое выражение, характеризующее очень эмоционального учителя истории. Так и здесь, только со знаком «+»!
На фото дети с учителем реконструируют знаменитое римское построение «черепахи».
Края щитов заходят друг за друга, прикрывая зазоры. Над головой возникает что то вроде черепичной кровли.
У римлян это было непробиваемое построение. Стена щитов была настолько прочной, что по ней в качестве эксперимента пускали повозку, которая свободно проезжала по щитам. Строй же не дрогнул.
«Черепаха» защищала легионеров от любого дистанционного оружия, кроме тяжелого метательного. Очень хорошо помогало при наступлении на укрепления противника.
В некоторых случаях «черепаха» при осаде строилась в два ряда. Легионеры на втором этаже стояли на щитах своих товарищей снизу. Получалось что-то вроде осадной башни. Для невысоких стен такой конструкции вполне хватало. Ну а высокие стены в то время встречались редко.
В этом видео реконструкторы наглядно демонстрируют «черепаху»:
«Черепаха» двигалась медленно, но верно. Так римляне, например, смогли взять Иерусалим.
Однако если бы со стен в атакующих летело больше крупных камней и бревен, то результат мог бы быть иным. «Черепаха» - не панацея, травм и сотрясений было не избежать. А если стена где-то давала пробоину - она переставала быть такой эффективной.
Вести рукопашный бой в таком построении тоже было технически сложно.
И, тем не менее, успешно бороться с ней умели немногие. Преуспели в этом лучше всех парфяне, комбинируя конных лучников и тяжеловооруженную конницу. Но против такого тандема пехоте традиционно трудно выступать при любом построении. Большинство других же «черепаха» просто сметала.