Терракотовая армия — это тысячи глиняных моделей солдат, лошадей и колесниц в натуральную величину, которые были размещены вокруг грандиозного мавзолея Ши Хуанди, первого императора Китая и основателя династии Цинь, расположенного недалеко от Лишаня в провинции Шэньси, центральная часть Китая. Китай. Цель армии, вероятно, заключалась в том, чтобы охранять гробницу или служить своему правителю в следующей жизни. Это место было обнаружено в 1974 году н.э., а реалистичные армейские фигуры дают уникальное представление о древней китайской войне, от оружия до доспехов или от механики колесниц до командных структур. Ши Хуанди отчаянно нуждался в бессмертии, и, в конце концов, его терракотовая армия из более чем 7000 воинов, 600 лошадей и 100 колесниц дала ему именно это, по крайней мере, на словах и на деле. Место мавзолея является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, хотя сама внутренняя гробница еще не раскопана.
Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории
Первый император Китая
Ши Хуанди (также известный как Ши Хуанди) был королем государства Цинь, который объединил Китай с 221 г. до н.э., а затем основал династию Цинь. Он правил как первый император Китая до своей смерти в 210 г. до н.э. Его правление было коротким, но полным-полно инцидентов, большинство из которых были достаточно печально известными, чтобы Ши Хуанди заслужил прочную репутацию деспота, страдающего манией величия. В этот период были построены Великая Китайская стена, печально известное сожжение книг, в результате которого были уничтожены тысячи литературных и философских произведений, и построен роскошный королевский дворец. Император, кажется, был особенно заинтересован в обретении бессмертия, квест, без сомнения, был мотивирован тем, что он выжил после трех покушений. Перед учеными была поставлена задача открыть эликсиры, продлевающие жизнь, а молодые эмиссары были отправлены через Восточное море на поиски легендарного Пэнлай, земли бессмертных.
Потерпев неудачу в этих попытках неестественным образом продлить свою жизнь, Ши Хуанди прибегнул к вековечной поддержке автократических правителей и вместо этого построил огромный мавзолей. На самом деле, весь масштабный проект был начат в первые годы его правления, так как для его подготовки потребовался колоссальный объем работы. На этом месте был создан административный район, куда были насильственно переселены 30 000 семей, которым была поставлена задача построить самую большую гробницу, когда-либо виденную в истории Китая или кого-либо еще. В конце концов, когда Хуанди понял, что времени осталось мало, сотни тысяч подневольных рабочих были отправлены, чтобы довести проект до завершения. Так или иначе, о Ши Хуанди будут помнить еще долго после его правления. Терракотовая армия, кажется, достигла этой цели.
Мавзолей Хуанди
Мавзолей Шихуанди, на самом деле целый комплекс с множеством захоронений, занимающий невероятную площадь от 35 до 60 квадратных километров, был обнаружен в 1974 году н.э. и погребен у подножия искусственной горы Ли недалеко от Лишаня (современный Линьтун), в 50 км к востоку от Столица Цинь Сяньян в провинции Шэньси, центральный Китай. Сама гробница до сих пор не раскопана, но ее впечатляющая армия терракотовых защитников была частично обнаружена и уже принесла этому месту титул «Величайшей гробницы в мире». Курган погребенной гробницы имеет форму трехступенчатой пирамиды, имеет внушительные 1640 метров в окружности, 350 метров вдоль каждой стороны и достигает высоты 60 метров. Все окружено двойной стеной.
Легенда гласит, что гробница содержит огромные богатства, но включает в себя дьявольские ловушки, чтобы гарантировать, что Хуанди навсегда упокоится с миром. Ловушки и внутреннее убранство были описаны историком Сыма Цянем (146–86 гг. до н. э.) в следующем отрывке из его «Сидзи»:
Туда было отправлено более 700 000 каторжников со всего мира. Они прорыли три источника, залили жидкую бронзу и закрепили саркофаг. Чтобы заполнить его, въехали дома, чиновники, необычные и ценные вещи. Он [Ши Хуанди] приказал ремесленникам изготовить арбалеты, приводимые в действие механизмами. Любой, кто пройдет перед ними, будет немедленно расстрелян. Они использовали ртуть для создания рек, Цзян и Хэ, и больших морей, в которых ртуть циркулировала механически. На потолке были небесные тела, а на земле географические объекты. (Шелах-Лави, 318)
Карта пола с ее географическими моделями и нарисованный потолок вселенной символизировали статус императора как Сына Неба и правителя Бога на земле. Цянь также отмечает, что члены гарема Хуанди были погребены вместе со своим мертвым императором, а также многими мастерами и рабочими, чтобы навсегда сохранить в секрете сказочное богатство могильного инвентаря Хуанди.
Терракотовые воины
Чтобы защитить свою могилу или, возможно, даже обеспечить себе удобного телохранителя в следующей жизни, Ши Хуанди пошел намного лучше, чем его предшественники. Правители в древнем Китае обычно имели две или три статуи, которые стояли в качестве стражей возле их гробниц, но Хуанди пошел на целую армию из них. Терракотовая армия на самом деле является одной из четырех, по всей вероятности, поскольку та часть, которая была раскопана до сих пор - в 1,5 км от мавзолея - находится на восточной стороне и, вероятно, дублируется на трех других сторонах кургана. Даже эта четверть участка не была полностью раскопана: только три из четырех ям были полностью исследованы археологами.
Основная яма из четырех, в которых находится обнаруженная армия, имеет размеры 230 х 62 метра и глубину от 4 до 6 метров. В нем было около 6000 изображений пехотинцев (ростом 1,8–1,9 метра), колесниц и лошадей чуть больше, чем в натуральную величину. Яма, первоначально с деревянными колоннами, поддерживающими потолок из деревянных балок, разделена 10 коридорами, облицованными кирпичом. Пол был сделан из утрамбованной земли, на которую затем было уложено более 250 000 керамических плиток. Во второй яме, которая немного меньше и имеет форму буквы R, было около 1400 фигур. В соответствии с явной попыткой воссоздать именно настоящую армию, яма 3 размером 21 х 17 метров содержит командиров и напоминает командный пункт в полевых условиях.
Помимо пехоты, в состав армии входит 600 лошадей и почти 100 колесниц, на которых везут офицеров и всадников и которые имеют упряжку из двух, трех или четырех лошадей. Солдаты выстроены правильными рядами и изображены в разных позах — большинство стоит, а некоторые приседают. Их сочетание и особое расположение офицеров (немного выше всех остальных, а их генерал выше всех), кавалерии, арбалетчиков, стрелков, лучников, колесничих и конюхов создают иллюзию полной боевой армии, готовой к действию. Есть отряды легкой пехоты с лучниками, расположенными на флангах и спереди, тяжелая пехота позади них, в то время как колесницы замыкают тыл со своими офицерами, что соответствует размещению войск, упомянутому в древних военных трактатах.
Масштабы предприятия, должно быть, требовали огромного количества дров для растопки гончарных печей, из которых изготавливались фигурки, не говоря уже о бесчисленных тоннах глины из местных месторождений, необходимой для изготовления фигурок весом до 200 кг каждая. Помимо захватывающего дух конечного результата, начинание было триумфом организации и планирования.
Было приложено много усилий, чтобы сделать каждую фигурку уникальной, несмотря на то, что все они были сделаны из ограниченного набора собранных частей тела, сделанных по слепкам. Эти части имеют толщину 7,5 см и состоят из головы, туловища, ноги, еще одной ноги, выступающей в роли постамента, двух рук и двух кистей. В частности, были изменены лица и волосы, чтобы создать иллюзию настоящей армии, состоящей из уникальных личностей, даже если на самом деле существует всего восемь типов туловища и головы. Руки тоже были изменены с прямыми или согнутыми пальцами и изменениями угла наклона большого пальца и запястья. Фигурки не глазуровали, а покрывали лаком для защиты и раскрашивали яркими красками - на некоторых фигурках остались следы красного пигмента. Удивительно осознавать, что все это почти бесконечное разнообразие и реализм никогда не предназначались для просмотра кем-либо.
Каждая фигура должна была держать какое-то оружие, вероятно, настоящее, такое как мечи, алебарды, копья, луки и арбалеты, но большинство из них давно украдено, так как они ценились за свою бронзу. Те мечи, которые все еще были на месте, сохранили свои острые лезвия, и на каждом был написан их производитель и руководитель. У воинов есть семь вариантов циньских доспехов, которые (в подражание) обычно имеют форму склепанных или соединенных между собой панелей из кожи или металла, дизайн и материалы подтверждаются редкими археологическими находками в других местах, а также текстовыми описаниями и другими формами искусства, такими как гробницы. картины в другом месте. Некоторая пехота не носит доспехов, а щиты - еще один примечательный недостающий предмет, несмотря на свидетельства их использования в армиях Цинь из других источников. Они тоже могли быть украдены в древности, поскольку некоторые фигуры, кажется, держали по предмету в каждой руке.
Другие артефакты
Другие нетерракотовые артефакты, обнаруженные на этом месте по мере того, как археологи пробираются все ближе к центральной области гробницы, включают бронзовые и деревянные колесницы половинного размера, запряженные упряжками из четырех бронзовых лошадей, и бронзовые скульптуры птиц, особенно 3 очень красивых журавля. 20 лебедей и 20 гусей установлены у 60-метрового пруда, чтобы воссоздать сцену реки. В амбаре есть копия конюшни, фундаменты храмовых построек и кувшины для хранения глиняной посуды. Существует оружейная размером 100 х 130 метров, заполненная сотнями копий доспехов и шлемов, каждая часть тщательно сделана из сотен маленьких каменных кусочков. Есть гробницы других членов королевской семьи и высокопоставленных чиновников и статуи, представляющие их, в том числе одна могила придворного акробата.
Затем следует длинный список реальных объектов, а не просто моделей. К ним относятся 31 экзотическая птица и животное, каждое из которых похоронено в своем деревянном гробу, настоящие лошади (300 только в одной яме) и скелеты более ста человек с сопровождающими их бронзовыми табличками, указывающими, что они были рабочими и осужденными, которые погибли во время работы над гробницей. Все эти предметы, взятые вместе, вместе с их особым расположением и идеей карты и неба внутренней гробницы, были призваны продемонстрировать, что первый император Китая правил если не всем миром, то уж точно центральной и самой важной частью гробницы. это в глазах китайцев.
Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории