Ученые пытались выяснить, в связи с какими качествами людей появляются оригинальные идеи. Сейчас многие начинают понимать, что сам вопрос многое не учитывает. Помимо качеств личности есть много других факторов возникновения креатива.
Два стимула
Психоаналитик Отто Ранк в своей книге «Искусство и художник» обращает внимание на то, что наш выбор и наша карьера во многом зависят от нашего желания оставить после себя след, ощутить свое бессмертие, передать что-то последующим поколениям. Именно это, по мнению Ранка, подталкивает человека к творчеству и к поиску оригинальных идей.
Есть еще один важный стимул, о котором писал Абрахам Маслоу. Это потребность объединяться. Каждому важно ощущать свою принадлежность, быть замеченным. Если этого не происходит, пропадает душевное равновесие, появляется ощущение изгоя, а вместе с ним и потребность в творчестве.
Находясь в группе, мы радуемся безопасности и наслаждаемся сходством с окружающими. Принадлежность становится для нас важнее желания выделяться и отличаться. Мы нуждаемся в том, чтобы быть в группе, и нуждаемся в персонализации. Один стимул тянет нас в одну, а другой – в другую, противоположную, сторону. Чувство принадлежности снижает склонность к креативу, а чувство индивидуализма и обособленности – повышает.
Как развивать творчество в команде, если чувство принадлежности снижает мотивацию к оригинальному мышлению и препятствует креативности?
Ориентация на индивидуализм
Есть способ пробудить креативность в команде, и о нем полезно знать руководителю. Для развития креативного мышления нужно развивать ориентацию на благо каждого члена команды, личную пользу каждого и пользу для их семей. Ориентация на индивидуализм, по мнению исследователей, способствует развитию креатива каждого сотрудника, даже когда сотрудники в команде. При таком подходе для творчества не нужно оставаться в одиночестве или пребывать в состоянии изгоя.
Вырисовывается простая формула: для высокого уровня инноваций необходимы условия индивидуализма в команде.