Сергей Тимофеевич Конёнков родился в 1874 году, в крестьянской семье (причем предки Конёнкова самостоятельно выкупили себя из крепостной зависимости).
Любимый материал Конёнкова - дерево, причем он виртуозно обращался с этим материалом, используя все его пластические возможности. Дерево также частенько подсказывало ему и тему произведений - еще в начале 20 в. он создал "Лесную серию", вырезав из дерева персонажей старинных сказок.
«Фантастический мир, — вспоминает скульптор, — был для меня реальным. В ночном лежишь у костра, задумаешься и чудится, что стоит рядом старичок, а всмотришься — это просто обгоревший пень. Казалось, что на согнутом суку березы раскачивается русалка и ее длинные волосы касаются самой земли. Мог ли я думать тогда, что в этом мире сказки уже зарождались мои будущие произведения. Среднерусская равнина была моим первым учителем. Я всему учился у природы».
Впоследствии он возвращался к сказочным персонажам. "Наяда" - скульптура 1960 года. Она создана из коряг, корней, узловатых сучков - чем причудливее, тем лучше. Из корявых веток сплетается силуэт таинственной подводной жительницы. Кому из нас в детстве старый пень в сумерках не казался каким-то сказочным существом?
Лицо "Наяды" имеет черты второй жены скульптора, Маргариты. Эта женщина не простая. Она была советской разведчицей, возлюбленной Эйнштейна, знакомой Оппенгеймера. Еще до объявления Второй мировой войны Маргарита Конёнкова отправила в Москву сообщение, что США заняты разработкой ядерного оружия, и она же организовала встречу Эйнштейна с советским вице-консулом (он же резидент военной разведки). Впрочем, подробности работы Маргариты Конёнковой засекречены.
____
Читайте также мою статью о средневековой живописи:
А также подписывайтесь на мой телеграм-канал ArtxxBooks - новые публикации на тему искусства каждый день!