Найти в Дзене
Москвич Mag

Дом недели: дом Охотникова — Шувалова на Поварской улице

Слободу, лежащую по соседству с Кремлем, до конца XVII века населяли повара и служащие Государева Сытного двора. Дела минувших дней сохранились в названиях — Поварской улице, Хлебном, Скатертном, Столовом переулках.

Был и Чашников переулок, но его поглотили дальнейшие архитектурные вмешательства.

Целый квартал этой части Москвы сейчас отдан духовной, можно сказать, пище — учреждению отечественного музыкального образования. 2 февраля 1895 года три старшие дочери казенного раввина из Ростова-на-Дону Файвиша Иоселевича (Фабиана Осиповича) Гнесина и певицы, ученицы Станислава Монюшко, Беллы Исаевны Флейтзингер Евгения, Елена и Мария открыли Училище сестер Гнесиных.

На первых порах в маленьком деревянном домике в Гагаринском переулке, доме фон Шлиппе, где появилась соответствующая вывеска, девушки вели занятия, плату за которые брали весьма скромную. Первыми учениками были дети Скрябина.

-2

Гнесины получили консерваторское образование, учились игре на фортепиано. Им преподавали видные музыканты — Василий Сафонов, Антон Аренский, Сергей Танеев. Среди сокурсников — Александр Скрябин и Сергей Рахманинов. Однажды Елена Гнесина подарила Рахманинову подушку с собственноручно вышитыми гладью тремя нотами: ми, фа, соль. Композитор ответил посвящением в три такта.

После кончины отца в 1891 году семья Гнесиных в одночасье лишилась средств. Вот и пришлось крутиться, пытая счастье в семейном предприятии. Впрочем, Москва тогда переживала настоящий образовательный бум.

Старшая сестра Елена Фабиановна Гнесина стала директором и художественным руководителем училища и должность эту занимала целых 72 года. К даме с пышной шевелюрой, талантливой пианистке, заслуженной артистке республики, ученики и ученицы относились с неизменным почтением.

Ее перу принадлежит учебник «Фортепианная азбука».

В Гнесинское училище стремились поступить музыканты, приезжающие в Москву со всей России. И это было первое училище в нашем городе, где появился детский школьный хор.

В 1900 году учебное заведение заняло дом №5 на Собачьей площадке (площадь неподалеку от Поварской улицы, утраченная в 1968 году при строительстве Калининского проспекта, сейчас — Новый Арбат).

-3

После революции Анатолий Луначарский, первый нарком просвещения РСФСР, издал распоряжение, освободившее училище Гнесиных от реквизиции.

В 1919 году оно стало государственным — Второй московской государственной музыкальной школой.

Возросшее количество учащихся требовало площадей — Гнесинке отдали и соседний деревянный домик №7 на той же Собачьей площадке, когда-то уютное жилище писателя Алексея Хомякова, со скрипучей лестницей, ведущей на второй этаж, и крошечным вестибюлем. Довольно скоро Елена Фабиановна Гнесина выступила с инициативой открытия на базе музыкального училища высшего учебного заведения и была поддержана государством.

В 1937 году на Поварской улице, 32, принимаются за строительство классицистического здания Гнесинского института по проекту архитектора Алексея Васильевича Тишина. Для сих действий пришлось снести храм, освященный во имя святых Бориса и Глеба, где хранилась реликвия — образ Спаса Нерукотворного, выполненный иконописцем Симоном Ушаковым в 1685 году.

-4

К сентябрю 1946 года завершилась стройка института — первого здания в центре Москвы, специально созданного для вуза. На его парадном фасаде полуколонны с капителями композитного ордера чередуются барельефами с портретами композиторов — Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и др.

С того момента на Поварской и начинает постепенно формироваться квартал с комплексом зданий Гнесинского института. В 1951 году в его состав включают двухэтажный особняк по адресу Поварская, 30-36, стр. 3.

Судьба этого сооружения тоже была непростой и состояла из построенных в разное время частей.

Одноэтажный каменный дом с подвалом купец Селиверстов поставил здесь, на углу с Малым Ржевским переулком, еще в 1832 году. Тогда уже аристократический район Москвы, где что ни дом, то громкая дворянская фамилия, начинает облюбовывать купеческое сословие.

Генерал-майор, кавалер ордена Св. Георгия Константин Павлович Офросимов в 1838 году вплотную к купеческому владению пристраивает одноэтажный ампирный особняк с мезонином. Впрочем, жить в своем новом доме до поры Офросимов не стал, поселил в нем престарелую экономку. Страдающий суеверием состоятельный генерал надеялся на старинную примету «кто в дом первый войдет, тот в нем первый и умрет».

-6

Надо ли говорить, что экономка пережила самого хозяина.

В 1852 году недвижимость переходит в руки генеральской племянницы, а потом — сенатора, действительного тайного советника, члена Государственного совета Российской империи Владимира Николаевича Охотникова. Последний объединяет владения и в 1892 году заказывает перестройку здания Александру Степановичу Каминскому.

Зодчий сохраняет планировку и фасад офросимовского особняка, сводчатые подвалы Селиверстова, однако угловую часть превращает в башню с высоким куполом, двухколонной лоджией во втором этаже и глухим цоколем. В башне хозяева устраивают домовую церковь.

-7

Вскоре здание достается семейству графа Павла Андреевича Шувалова, видного дипломата, губернатора Варшавы, точно так же, как и Охотников, члена Госсовета. Вторым браком Шувалов был женат на кавалерственной даме Марии Александровне Комаровой, которую описывали как «пышную, неодаренную, павлинообразную женщину, с всегдашним опасением расплакаться».

В 1904 году Шуваловы сдают помещения особняка врачу Федору Андреевичу Гриневскому, устроившему в нем санаторий для пациентов с нервными болезнями. Врач, к слову, приходился троюродным братом писателю Александру Грину, автору «Алых парусов». Санаторий просуществовал здесь недолго — довольно скоро Гриневский организовал такой же в подмосковной усадьбе Гребнево.

После революции особняк Охотникова — Шувалова превратился в советское жилье. Угловую башню, двухуровневое пространство с семиметровыми потолками, винтовой лестницей и огромными окнами, в послевоенные годы заняла семья скульптора Георгия Тоидзе. Под потолком тогда еще висела огромная хрустальная люстра, оставшаяся от Шуваловых, в подвалах до поры хранились корзинки с фарфоровыми сервизами.

В гости к Тоидзе нередко заходила Елена Фабиановна Гнесина.

Сегодня в бывшем шуваловском особняке, объекте культурного наследия федерального значения, расположен концертный зал Института им. Гнесиных, так называемая Музыкальная гостиная дома Шуваловых.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com