Найти тему
Заметки Моргора

Откуда есть пошли представления о волкодлаках

Оглавление

Откуда есть пошли представления о людях, превращающихся в волков? Исчерпывающего ответа на данный вопрос я, конечно, не дам, но информацию к размышлению – пожалуйста.

Есть мнение, что пошли они, эти самые представления, от такого явления как тотемизм (религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема – в данном случае, волка), при котором бытовали обряды облачения в шкуры тотемных животных. Так, славяне рядились волками (на новогодние праздники, на Масленицу, а также по иным случаям), что некоторыми исследователями рассматривается как имитация оборотничества.

Маска волка из Марчелей. Этнографический музей в Загребе (Хорватия)
Маска волка из Марчелей. Этнографический музей в Загребе (Хорватия)

На основании того, что мотив превращения в волка женщины у славян довольно редкий (за исключением насильственного обращения целых свадеб), делается следующее предположение: истоки образа волкодлака проистекают из обрядов юношеской инициации, предположительно сопровождавшихся употреблением изменяющих сознание веществ, ритуальным «перерождением» в волков и образованием «волчьих» союзов. Вступив в такие союзы, молодые воины жили в лесу и промышляли разбоем. С одной стороны, отголоски таких союзов видят в польских и украинских обрядах посвящения в мужские общины XIX века, в украинских представлениях о запорожских казаках и благородных разбойниках начала XIX века, а с другой – в образе волкодлака.

«Вольга-волк» – работа художника Андрея Клименко
«Вольга-волк» – работа художника Андрея Клименко

Также возникновение образа волкодлака объясняли психическими расстройствами вроде клинической ликантропии (когда больной считает себя волком), атавизмами (густым оволосением лица) и попросту запущенным внешним видом.

«Мальчик с пёсьей мордой» Фёдор Евтихиев (1864–1904 гг.), страдавший гипертрихозом (заболеванием, проявляющимся в избыточном росте волос, не свойственном данному участку кожи, не соответствующем полу и/или возрасту.)
«Мальчик с пёсьей мордой» Фёдор Евтихиев (1864–1904 гг.), страдавший гипертрихозом (заболеванием, проявляющимся в избыточном росте волос, не свойственном данному участку кожи, не соответствующем полу и/или возрасту.)

См. также

Список использованной литературы

  • Балушок В. Г. Волк и волколак в славянской традиции в связи с архаическим ритуалом
  • Иванов Вяч. Вс. Реконструкция индоевропейских слов и текстов, отражающих культ волка
  • Криничная Н. А. Русская мифология: Мир образов фольклора
  • Рыбаков Б. А. Язычество древних славян
  • Айдачич Д. Перевертень (вовк) у східнослов’янських літературах
  • Бондаренко А. О. Культ воїна-звіра у мілітарних традиціях на території України
  • Ваўкалак / М. Ф. Піліпенка // Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя
  • Георгиева И. П. Българска народна митология
  • Baranowski B. Wilkołaki // W kręgu upiorów i wilkołaków
  • Osiński Z. Zabobon, przesąd, diabły, czarownice i wilkołaki w pamiętnikach polskich z XVI i XVII wieku
  • Pełka L. Wilkołaki // Polska demonologia ludowa