Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как правильно просить о помощи?

Мы часто боимся обращаться за помощью, опасаясь получить отказ. Боимся продемонстрировать свою слабость или некомпетентность. Переживаем за то, что о нас нехорошо подумают, волнуемся за свою самооценку.

Умение просить непосредственно связано с установками, которых придерживались в родительской семье. Возможно, бабушка вспоминала свое графское происхождение и часто говорила «мы бедные, но гордые», любимой дедушкиной фразой было лагерное выражение «не верь, не бойся, не проси», а мама с папой исповедовали принципы «каждый сам за себя», «моя хата с краю» и «со всеми своими проблемами справимся сами».

Между тем при люди готовы и даже рады помочь, важно только обращаться за помощью правильно.

Итак,

  1. Обращаться нужно к конкретном человеку, а не к неопределенному кругу лиц. Если вы в большой компании спросите, кто бы мог вам помочь убрать картошку на даче, ответом скорее всего будет общее молчание.
  2. Личная просьба гораздо эффективнее телефонного звонка, обращения через смс или мессенджер. Труднее отказать человеку, когда смотришь ему в глаза.
  3. Озвучивать свою просьбу нужно прямо и максимально точно. «Могли бы вы помочь мне со сборкой мебели? Нужно собрать кухню, спальню и детскую. Это займет не более восьми часов вашего времени».
  4. Обращаясь за помощью, будьте готовы к отказу и прямо скажите об этом человеку. «Могли бы вы приходить кормить моего кота, пока я буду в отпуске? Понимаю вашу занятость и не обижусь на отказ, пусть даже в этом случае коту придется умереть с голоду» (конечно, последняя фраза – пример манипуляции, которую не стоит использовать при обращении с просьбой 😊).
  5. Поэтому, обращаясь с просьбой будьте честны, искренни и открыты, не пытайтесь манипулировать и играть на чувстве вины или долга. Просите, а не требуйте. Не стоит использовать наводящие вопросы: «И какой будет ваш положительный ответ?»
  6. Не бойтесь обращаться за помощью к тому, кто уже отказывал вам. По статистике вероятность отказа во второй раз меньше, чем в первый.
  7. Обязательно поблагодарите человека за оказанную помощь, подчеркните ее значимость для вас.

Важно понимать, что просьба — это выражение доверия к человеку. Чтобы это почувствовать, обратите внимание, что происходит с нами, когда мы сами выступаем в роли дающего. Обычно мы испытываем приятные и теплые чувства, начинаем лучше относиться к тем, кому помогли, больше интересоваться их делами. Психологи знают, что люди, которым мы оказали помощь, становятся в наших глазах более симпатичными. Почему бы тогда не дать шанс другому человеку испытать то же самое? Пусть он ощутит свою доброту, благородство, проверит лучшие качества, повысит свою самооценку. В выигрыше окажутся обе стороны.

Подведем итог: у нас есть право просить. При этом у другого человека есть право отказать — это два главных правила любой подобной коммуникации между людьми. При этом к вашей просьбе должны отнестись уважительно, как и вы — к отказу.

Если вам сложно просить о чем-то окружающих людей, а с внутренними установками не получается справиться самостоятельно, то правильным выходом станет помощь психолога.

Буду рад вашим комментариям, вашему мнению по теме настоящей публикации.

Если вам удобнее читать мои заметки в социальных сетях, приглашаю подписываться на телеграм-канал: https://t.me/psych_notes

Запись на очную или онлайн-консультацию: +79222155185 (вацап).

Автор: Седов Евгений
Специалист (психолог), Психолог-консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru