«Несколько сотен студентов из Ганы и других африканских стран сегодня штурмовали Красную площадь, прямо под окнами премьер-министра Хрущева, боролись с милицией и пробовали прорваться в Кремль» - так выглядело сообщение о митинге африканских студентов в Москве от издания «Ассошиэйтед пресс», вышедшее 18 декабря 1963 года. Подобная информация, конечно же, всколыхнула мировую общественность, жестко осуждавшую расизм и любое проявление дискриминации. Однако позднее выяснилось, что западное издание сильно приукрасило произошедшее в Москве событие...
Но давайте обо всем по порядку. Молодые люди из африканских стран стали активно приезжать в СССР с конца 50-х годов прошлого столетия. Советский Союз им виделся некой идеальной картинкой успешного будущего, в котором у них непременно будет хорошее образование и достойная профессия, способная обеспечить их работой до конца жизни.
По сути, в чем-то они были правы, поскольку Советы, действительно, были крайне лояльно настроены по отношению к заграничным гостям: африканцы были обеспечены всем необходимым. Кроме того, советское образование, считавшееся в то время одним из самых лучших и доступных в мире, открывало гражданам Африки, сбежавшим от бедности и голода, дорогу в совершенно новую и светлую (уж простите за каламбур) жизнь.
К тому же, и сам Советский Союз был заинтересован в укреплении дружбы между народами, создании новых интернациональных связей, а также в воспитании будущих лояльных к СССР руководителей из африканских, азиатских и ближневосточных государств. Проще говоря, хочешь в будущем иметь хорошего и надежного иностранного партнера – воспитай его сам. Примерно такой логикой руководствовалось правительство СССР, радушно распахивая двери страны для граждан Африки.
План был неплохим и не слишком сложным в осуществлении. По крайней мере, Советы старались делать все возможное, чтобы студенты из Африки чувствовали себя на советской земле максимально комфортно. Так, например, в общежитие к иностранным гостям подселяли только отличников и студентов с примерным поведением, а преподаватели делали все возможное, чтобы африканские студенты видели только плюсы в жизни советских граждан и страны в целом.
Во всех вузах, где учились иностранцы, на всех предприятиях, куда в дальнейшем шли работать африканские выпускники советских университетов, проводилась активная пропаганда интернационализма и дружбы народов. В общем, делалось все возможное, чтобы граждане Африки чувствовали, что в Советском Союзе их уважают, любят и всегда ждут.
Правящая верхушка и, правда, старалась показать страну во всей красе, однако конфликты между советскими и иностранными гражданами все равно случались. И причины были совершенно разными: в основном, из-за культурных различий и привычек заграничных гостей. Далеко не всегда советские граждане были готовы с пониманием относиться к некоторым вещам, привычным для африканских граждан. А те, в свою очередь, не понимали, что не так, ведь советский народ с такой теплотой и охотой принял их на своей земле, вероятно, понимая, что вместе с африканцами в СССР приедет и их культура.
Очень показательным является случай, произошедший на вечеринке в МГУ. Студент из Сомали по имени Абдулламид Мохамед Хусейн пригласил на танец девушку, но та ему отказала и пошла танцевать с другим. Сомалиец расценил подобный жест как оскорбление, вернулся к девушке, плюнул ей в лицо и ударил. Конечно же, находившиеся рядом советские студенты вступились за соотечественницу, в результате чего началась драка.
Опуская все не слишком важные подробности скажу, что в результате этого инцидента, явно агрессивное поведение сомалийца, который, к слову, уже имел на своем счету несколько штрафов, было расценено как проявление расизма... правда, лишь в среде африканских студентов. И таких случаев было превеликое множество, однако чаще всего органы правопорядка и руководство вузов старались «заминать» подобные истории, дабы не портить репутацию страны в глазах мировой общественности, откровенно считавшей, что в СССР расизма нет.
А вот африканские граждане, меж тем, считали совершенно иначе, и в период с 1962-1963 год в буквальном смысле забрасывали посольство, университеты и организации, которые предоставляли им стипендии и рабочие места, жалобами на агрессивное поведение советских граждан. В конечном итоге недовольство бездействием советских властей и продолжающиеся выпады в сторону иностранцев вылились в полноценный митинг африканских студентов, который прошел в Москве в 1963 году.
Однако основной причиной, подтолкнувшей африканцев все же выйти на массовую акцию протеста, стала смерть студента из Ганы, проходившего обучение в Калининском медицинском институте, Эдмунда Ассаре-Аддо. Его тело было обнаружено недалеко от железнодорожной станции под Москвой, и по заверениям африканских студентов его убил именно советский граждан, обязательно расист, из-за того, что иностранец ухаживал за русской девушкой.
Согласно судебно-медицинской экспертизе, которая проходила в присутствии представителей ганского посольства и при участии двух ганских студентов-медиков, выяснилось, что смерть Эдмунда Ассаре-Аддо наступила от переохлаждения в состоянии чрезвычайного алкогольного опьянения. Ганские студенты-медики полностью подтвердили эти выводы.
Но в ходе расследования выяснились и другие подробности. Так, к примеру, следователям показалось странным, что Ассаре-Аддо, являвшийся студентом Калининского университета (теперь это Тверь), вдруг ни с того, ни сего оказался в Подмосковье. В дальнейшем им удалось выяснить, что 9 декабря 1963 года Ленинградский и Калининский университеты уведомили Минвуз, что студентам из Ганы 14-15 декабря следует прибыть в Москву, дабы посетить посольство своей страны.
На запрос министерства посольство Ганы ответило, что отменило это приглашение, а вот администрацию Калининского университета об этом предупредить то ли забыли, то ли не сочли нужным. Вот и получается, что студент из Ганы погиб как раз в тот момент, когда направлялся из Калинина (Твери) в Москву на встречу в посольстве.
Несмотря на то, что причастность советских граждан к убийству Ассаре-Аддо так и не была доказана, африканских студентов, решившихся выказать свое недовольство советскими порядками, выйдя на митинг, было уже не остановить.
В общей сложности 13 декабря 1963 года у посольства Ганы собралось порядка 150-200 африканцев, учащихся вузов Москвы, Харькова, Киева и Калинина, вооруженных плакатами и баннерами с надписями: «Остановите убийство», «Москва - центр дискриминации» и тому подобное. По словам очевидцев, студенты разбили палаточные лагеря возле посольства и на протяжении четырех дней пили и шумели, активно мешая работе дипломатов и всячески привлекая к себе их внимание.
Несмотря на то, что в целом митинг прошел спокойно, без кровавых потасовок с милицией и без жертв, иностранные СМИ очень быстро раскрутили эту историю, подав ее под совершенно иным соусом. А как же иначе! По заверениям западных газетчиков, в африканском бунте в Москве принимало участие не 150-200 студентов, а все 500! Также эта история была приукрашена фирменными газетными штампами про кровавые столкновения с милицией, про драки и большое количество пострадавших. И все для красного словца! На самом же деле, митинг хоть на первый взгляд и выглядел устрашающе, прошел спокойно, мирно, а милиция, по словам очевидцев, на Красной площади вообще не появлялась.
Как признался потом один из участников африканского бунта 1963 года, студент Львовского медицинского университета Эдвард На, приехавший в СССР из Ганы, если бы советские власти сразу признали смерть Ассаре-Аддо убийством, а не несчастным случаем, то никакого бунта бы вообще не было. Но нежелание Советов признать очевидное, и упорное утверждение о том, что студент из Ганы, будучи нетрезвым, просто замерз в снегу, очень возмутило африканцев и подтолкнуло их доказать свою правоту с помощью бунта.
И, к слову, тот же Эдвард На утверждал, что, по его мнению, никакого расизма в СССР действительно не было. Безусловно, конфликты между советскими гражданами и африканскими студентами случались, однако они случаются и между соотечественниками, и в этом нет ничего удивительного. А трагические случаи в СССР с участием иностранцев – это, скорее, отдельные инциденты, но никак не тенденция. Более того, советский народ всегда относился к африканцам дружелюбно, а многие из них в дальнейшем даже женились на советских девушках.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше контента и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!
Увидимся в следующей статье!