По сути, отравление спорыньей в ее обоих вышеперечисленных проявлениях чаще всего наступало при длительном употреблении выпечки из муки, полученной из засоренного рожками зерна и, очевидно, происходило непреднамеренно.
А могло ли быть преднамеренное употребление спорыньи в пищевых целях? Да, могло.
Нередко крестьяне ошибочно считали крупные рожки на колосьях ржи прибавкой к урожаю, или спорым (изобильным или удачным) хлебом.
Отсюда, кстати, и берет, по наиболее частой версии словообразования, свой исток русское название гриба - спорынья.
Научное же название ей было дано французским ботаником Луи Тюланом в 1850 году, который, кстати, тремя годами позже и разгадал полный жизненный цикл спорыньи и внес принципиальную ясность в знания о грибе.
Только после понимания причин массовых отравлений и смертей людей началось становление мероприятий по предотвращению эпидемий эрготизма. Поскольку, очевидно, термическая обработка алкалоиды спорыньи не брала, зерна оставляли на годик отдохнуть в амбарах, что хорошо обезвреживало урожай.
Обильно зараженные партии зерна могли дополнительно вымачивать в 25% растворе поваренной соли.
Также немаловажным фактором, повлиявшим на снижение заболеваемости эрготизмом явилось повсеместное внедрение в культуру картофеля.
А могло ли быть намеренное употребление спорыньи не в пищевых целях?
Да, могло. Конечно это носило не такие глобальные масштабы, как неосознанное употреблении зараженной ржи в пищевых целях, но своего больного эрготизм все же находил.
С давних времен спорынья под латинским названием Secale cornutum, что означает рожь рогатая, применялась в лечебной практике, и именно при превышении дозировок гриба больной рисковал вместо долгожданного исцеления приобрести новую мучительную болезнь.
Раньше спорынья повсеместно использовалась в послеродовом периоде, для ускорение сокращения матки и для остановки кровотечения.
В Германии спорынья известна по меньшей мере с XVII века: ее применяли повитухи для облегчения родов - спорынья уменьшала боль от схваток, отсюда еще одно название гриба - «маточные рожки».
Со временем, правда, эти практики приостановили, поскольку часто эффект от применения спорыньи был непредсказуем и вместо нужных сокращений матки гриб негативно влиял на сам плод.
На сегодняшний день спорынью редко применяют в народной медицине, и не столько из-за ее ядовитости, сколько из-за нечастых встреч с грибом.
Кроме родильных дел, народная медицина использовала препараты спорыньи при повышенном артериальном давлении, трофических язвах, сотрясении мозга, поносе и диабете.