Легенда западного рока из Российской империи.
Импресарио, который так и не добился признания, которого, вероятно, заслуживали его тяжелый труд и предвидение. Мало кто знает, что Rolling Stones, если бы до их творческого апогея LP "Exile In Main Street" (1974) на посту советника не появился Джорджио Гомельский (Giorgio Gomelsky), до сих пор, вероятно, распевали поп-песенки о нервных срывах и девушках с Кингз–роуд. Они же в определенный момент, как по щелчку, устроили сатанинское блюзовое ревю, которым они в конечном итоге серьезно шокировали добропорядочную общественность.
Именно Джорджио привил Роллингам уважение к ритм-н-блюзу. Не удивительно, что вторые по значимости блюз-рокеры планеты позднее оказались в орбите парня с нескрываемым русским акцентом по фамилии Гомельский. Но об этом чуть позже.
ФАКТЫ
Джорджио родился в Тифлисе, Грузинской СССР 28 февраля 1934. Отец его был врачом, а мать из Монте-Карло. Семья покинула страну в 1938 году и через Сирию, Египет и Италию в 1944 году обосновалась в Швейцарии, стране, где проходил обучение его отец.
Вклад Гомельского в развитие рок-музыки долго не замечали и этому имелась причина. В 60-е, как свидетельствуют очевидцы, в Лондоне царила атмосфера ксенофобии и людей с неместным акцентом терпели до тех пор, пока они были нужны урожденным англичанам.
В Rolling Stones Джорджио оказался благодаря дружбе с Брайном Джонсом, но он же через некоторое время и выставил друга за дверь отдав его пост (консультанта, или советника) своему новому приятелю Луге Олдхэму. Гомельский ушел мирно, тихо, без протестов, он знал куда идти...
О Гомельском вспомнили в англо-саксонском мире лишь в 2023 году, когда вышла книга Фрэнсиса Дьюмарье "Джорджо Гомельский ‘Ради твоей любви’" ("Giorgio Gomelsky ‘For Your Love’", Francis Dumaurier). Первую книгу об одном из самых неизвестных продюсеров в период становления рок-музыки написал француз (близкий друг Гомельского). Британские издатели, надо отдать должное, встали на сторону исторической справедливости и не стали замалчивать великое, хотя и русское имя, в столь сложный период британо-российских отношений. Браво! Снимаем шляпу!
Выросший во время войны в Италии, Джорджио увлекся джазовой музыкой, в начале как слушатель. Когда в конце концов семья обосновалась в Швейцарии и Джорджио отправили в бенедиктинскую школу, там он научился играть в стиле буги-вуги на церковном органе, а также освоил барабаны.
Его мать руководившая шляпным салоном в Париже еженедельно посылала своему швейцарскому сыну-школьнику английскую музыкальную газету Melody Maker, по которой Гомельский выучил язык, а также познакомился с британской джазовой сценой.
Ради джаза Гомельский специально провалил экзамены в военно-воздушных силах Швейцарии и смог покинуть страну.
В середине-конце 50-х он снимал различные фильмы о джазовой сцене в Англии и писал статьи. Именно в это время он познакомился с Чарли Уоттсом, редактируя демо-записи группы Alexis Korner’s Blues Incorporated. Алексис Корнер считается одним из отцов-основателей "BRB" (британского ритм-н-блюза) — термина, придуманного Гомельским. Он заставил группу выступать на еженедельных блюзовых вечерах в клубе Marquee в Сохо, прежде чем переехать в клуб Сай Лори Пикадилли в Хэм-Ярде. Здесь Гомельский смог организовать первый фестиваль рит-н-блюза, участниками которого стали, в частности Alexis Korner’s Blues Incorporated, Blues By Six и Rolling Stones.
Поначалу ритм-н-блюз не вызывал особого энтузиазма у молодежи. В результате клуб единомышленников переехал в отель Стэйшен в лондонском пригороде Ричмонд, где на первый концерт Стоунз пришло всего три человека. Но иммигрантское упорство Джорджио не позволило никому опустить руки. Ему даже пришлось взять все менеджерские функции Роллингов на себя.
История продвижения ритм-н-блюза имела, прямую аналогию с рок-андерграундом в СССР. Консервативные владельцы помещений несколько раз выселяли блюзменов, из-за их "деградантской" позиции, которую честные журналисты отражали во влиятельной прессе. Но, всё что не делается, всё к лучшему. В итоге клуб, которому Джорджио дал имя Crawdaddy (в честь одной из песен Стоунз), переехал в помещение, выделенное Спортивной ассоциации Ричмонда, в трое превосходящее по вместимости "Станцию".
С этого момента, дела пошли на лад, Роллингам начали предоставлять все более масштабные площадки, что привело к их замене на группу из соседнего Кингстона на Темзе The Yardbirds с участием Эрика Клэптона. Среди других артистов, игравших в клубе, были Led Zeppelin, "Длинный" Джон Болдри (Long John Baldry), Элтон Джон и Род Стюарт.
После разрыва отношении с Rolling Stones Гомельский сосредоточился на управлении делами Ярдбёрдс. Также его можно встретить в числе авторов (The Yardbirds "Got To Hurry"), под именем Оскар Распутин (Oscar Rasputin).
Факты говорят о том, что не кто иной, а именно Гомельский стоял у истоков британского R'n'B. Он организовал для британских рок-музыкантов первые записи с американскими блюзовыми музыкантами.
Кроме того, Джорджио продюсировал ранние записи Джеффа Бека, Джимми Пейджа (оба играли с The Yardbirds), Blossom Toes, Рода Стюарта, Джона Маклафлина (альбом 1969 года "Extrapolation"), Алексиса Корнера, Грэма Бонда и Soft Machine.
Неудобно, как то получается, да, джентльмены! Русские и тут постарались принести вам культуру.
В 1978 году у Гомельского начинается новый этап, он переезжает в США. Это уже отдельная и очень интересная история, надеемся в скором времени, мы к ней вернемся...