Наткнулся в «Дзене» на статью об ученом долгожителе.
Поразила меня не столько замечательная статья, сколько удивительно неестественный цвет лица академика на портрете.
Можно конечно предположить, что «обугленный» профессор вел крайне нездоровый образ жизни, но тогда как он смог дожить до 100 лет?
Все-таки, полагаю, причина не в нехватке витаминов у портретируемого, а в особом даровании портретиста - видеть мир в коричневых тонах.
Вообще собираясь окунуться в глубины интернета в поисках современных портретов, будьте готовы к тому, что вас прямо-таки накроет «коричневой волной».
В чем причина такого повального увлечения марсами, умбрами и сиенами?
Все потому, что пойдя по легчайшему пути срисовывания с глянцевых журналов и фотографий (в которых цвета уже искажены и «отфотошоплены»), художники не обращают внимание на благородные цветовые изыски, которыми всегда изобилует натура .
Сколько радости цвета (если внимательно присмотреться) можно увидеть в портретах мастеров-импрессионистов!
Чего только не намешано в лучших портретах Николая Фешина!
Тут можно разглядеть и зеленые, и фиолетовые, и пурпурные оттенки!
Но все это сбалансировано! «Вкусно»! Ни один мазок не «рвет», не «режет глаз», не разрушает целостности формы головы.
После таких богатых цветовых аккордов, портреты современных художников выглядят несколько грустновато.
Создается впечатление, что изображаемые на холстах «звезды» специально подолгу посещали солярий, перед тем, как быть запечатленными в веках.
Валентин Серов целое лето мучал свою кузину, заставляя ее сидеть под деревом в одной и той же позе. Закончилось это тем, что в один прекрасный день она встала и заявила - «по-моему итак уже очень хорошо».
Серов вздохнул и отложил кисти.
По воспоминаниям Игоря Грабаря, когда через много лет он и Валентин Александрович были в Третьяковской галерее, они остановились у того самого портрета, и «долго любовались переливами лиловых на руках”. Спустя некоторое время разглядывания шедевра, Серов махнул рукой и сказал куда-то в сторону - «написал вот эту вещь, а по том всю жизнь, как не пыжился, ничего не вышло, тут весь выдохся"…
Действительно, «не наврать», передать сложившуюся в данных условиях, присущую натуре цветовую гармонию достаточно непросто.
Легко «засушить» краски, а вот «схватить» всю свежесть натурных цветовых аккордов, как оказалось, под силу было немногим.
Конечно и несколькими красками можно сотворить шедевр.
Так Андерс Цорн умудрялся достигать гармоничной гаммы, используя лишь охру желтую, охру красную, черную и белила.
Но в целом стоит признать, что должный эффект картины достигается, в основном, за счет светового эффекта и прекрасной «лепки формы» шведским мастером, оказавшем большое влияние на мировую живопись 19 века.
20-й же век уже немыслим без влияния открытий импрессионистов.
Портреты братьев Ткачевых просто искрятся разноцветными мазками, напоминающими сверкающую мозаику.
В то время, как современные портретисты все больше внимания уделяют блеску страз.
Всем здорового румянца!