Военный переворот на «черном континенте», дело, к сожалению, обычное. Это связано с положением африканских стран как периферии или даже экономической колонии более развитых стран. Однако, смена власти в Нигере, до сих пор привлекает внимание российских СМИ и новости о ней не утихают и спустя почти 2 недели после переворота. Почему так, постараемся разобраться далее.
Нигер (не путать с Нигерией) – является страной с самым низким показателем ИЧР, однако, с одними из крупнейших запасов урана в мире (5 место в мире по добыче), что закономерно делает ее постоянной целью более развитых стран (будь то европейские державы, Китай, Россия или даже ее более развитые соседи). Более того, выгодное месторасположение между арабской и черной частью африканского континента, в прошлом, делало эту страну центром торговых путей, культуры и развития, что, однако, в современности уже не играет сильно большой роли.
Вся история независимого Нигера – это история восстаний и военных переворотов. Первая попытка добиться независимости от французской метрополии радикальным путем в 1958 году, под руководством партии социалистов «Сауаба» и Джибо Бакари – потерпела крах. Партия была запрещена, а Джибо Бакари должен был покинуть страну (в которую, впоследствии, правда все равно вернулся и был не единожды арестован правящими там диктаторскими режимами). В 1960 году крах потерпела уже сама французская колониальная империя и под руководством Амани Диори (двоюродным братом Джибо Бакари из более «умеренной» партии) страна получила независимость. Так началась история регулярных военных переворотов и путчей в этой стране.
Всего за период с 1960 и по 2023 (63 года) в Нигере произошло 5 провальных попыток и 5 успешно проведенных военных переворота, а нынешняя республика именуется седьмой. Причины для восстаний были разные: от недовольства большей части населения политикой проводимой президентом и клановых разборок, до личных амбиций полковников и генералов, которые ухватились за возможность вырвать для себя немного власти. Одно можно сказать точно, развитию страны такие частые и насильственные смены власти помогли не сильно.
Вернемся же к современности. 26 июля 2023 года солдаты Национальной гвардии Нигера задержали президента государства Мохамеда Базума, а другая группа военных объявила о его свержении, закрыла границы государства, приостановила деятельность государственных учреждений и объявила комендантский час, сформировав Национальный совет по охране Родины (военную хунту), которая 28 июля провозгласила командующего президентской гвардией генерала Абдурахамана Тчиани главой переходного правительства.
Если говорить о личностях восстания, то президент страны Махамед Базум – является председателем партии «За демократию и социализм Нигера», которая является одной из двух крупнейших в стране. Не смотря на название, партия, представлены в основном социал-демократами и ничего революционного в ней нет. Генерал Абдурахаман Тчиани отметился тем, что поддерживал прошлого президента Нигера, который состоял в той же партии, что и нынешний, Махамада Иссуфа и участвовал в подавление военного переворота в 2021 году, что иронично, учитывая его роль в нынешнем.
Переворот же, интересен тем, что происходил под антиколониальными и антифранцузскими лозунгами: «Долой Францию, долой «Бархан», нам плевать на ЭКОВАС, Европейский союз и Африканский союз!», «Арестуйте бывших высокопоставленных лиц, чтобы они вернулись украденные миллионы», и «Долой Францию, да здравствует Мандела!», а протестущие призывали новых властей ввести наемников ЧВК «Вагнер» на территорию страны (что, если судить новостям, хунта и сделала). Однако, в то же время, протестующих, вышедших на площади своих городов, просили мирно разойтись сами же военные.
Вряд ли переворот можно назвать пророссийским, однако, тот факт, что на ЧВК «Вагнер» и Россию военные сделали ставку – сомнений нет. В то же время, им противостоит Франция и Экономический союз Западной Африки, который (судя по их заявлениям) готовит военную интервенцию в Нигер с целью восстановления «законной власти», что в прошлом, было всего один раз и связано было с уничтожением исламистских группировок в Мали в 2012 году.
Интересы Франции, России и ЭКОВАС, в этом конфликте, более чем понятны: сохранить рынки сбыта и экономическое влияние на неоколонию, расширить собственное влияние и укрепить международный авторитет, а также получить плацдарм на влияние в другие страны Западной и Центральной Африки, однако, с уверенностью можно сказать пока одно, кто бы не победил в этом конфликте, проигравшими всегда будут трудящиеся, так как ни одна из сторон не отвечает их интересам. К сожалению, империализм стран Запада никак не отрицает наличие империалистических мотивов у России, Китая и других стран, которые ранее или сейчас, находятся в стадии переферии. Поэтому, изменение одной страны (или группы стран) эксплуататоров на другие - не поможет трудящимся Нигера добиться справедливости или улучшить условия своей жизни и труда (по крайней мере долговременно). Могло ли быть по-другому? Вряд ли, учитывая минимальный уровень развития и классовой осознанности трудящихся Нигера, а также уровень опасности внешних сил, которые им противостоят. Как показал опыт Буркина Фасо и Демократической Республики Конго – без внешней и серьезной поддержки, народное правительство долго не продержится, а значит, что нам, как минимум, стоит не забывать про ответственность перед угнетенными народами Африки в деле построения социализма.