Когда о СМП только заявили российские власти, визгу из раздела "да зачем он нужен? Денег больше девать некуда?" было столько, что уши аж закладывало. Но вот прошли годы и оказалось, что этот маршрут очень даже был нужен нашей стране.
Как пишут - кусая локти - западные СМИ, поскольку Европа выпала из списка основных покупателей российской нефти, Россия начала перенаправлять свою нефть, ранее покупаемую европейцами, в Китай и Азию через Северный морской путь (СМП) через Северный Ледовитый океан. Россия отправила две первые партии сырой нефти в Китай в середине июля, еще четыре нефтяных танкера в настоящее время направляются тем же путем через Арктику, каждый из которых перевозит около 750 000 баррелей сырой нефти.
Арктический маршрут примерно на 30% быстрее, чем традиционный маршрут через Суэцкий канал, и эксперты говорят, что Северный морской путь станет ключом к перенаправлению потока сырой нефти из Европы в Азию. До недавнего времени Россия крайне редко использовала Северный морской путь для отправки нефти в Азию.
Как сказал High North News Мэтт Сейджерс, специалист по российской энергетике в S&P Global, "поворот на Восток" потоков нефти и сжиженного природного газа (СПГ) всегда планировался российским правительством:
«Сейчас этот процесс ускоряется из-за потери европейского рынка для российской нефти и переориентацией экспорта нефти на «восток от Суэца». Использование Северного [морского] пути сократило количество дней в море и, следовательно, количество танкеров (и общую вместимость), необходимых для транспортировки нефти на восток. Целые добывающие кластеры, такие как «Восток Ойл», будут поставлять нефть по этому маршруту».
И объемы транзита по СМП, вероятно, будут расти еще быстрее.
Как сказала Светлана Лобачева, старший аналитик рынка E.A. Гибсон:
«По нашим данным, только российской государственной танкерной компании «Совкомфлот» (СКФ) принадлежало более 35 танкеров ледового класса дедвейтом более 70 000 тонн. В реальности таких танкеров ещё больше и они принадлежать разным собственникам».
Слона-то они не заметили.