Найти в Дзене
Секреты карате

2.4 Что такое Истина?

Даже несмотря на то, что история карате недостаточно запутана, в конце концов становится понятно, что многие японские писатели и мастера карате имеют совершенно особое отношение к истине. После того, как он это обнаруживает, наивного западного читателя смущает то, что уважаемые японские сэнсэи небрежно скрывали, искажали или фабриковали истории об историческом происхождении карате в своих собственных целях. В традиционной японской культуре официальная история важнее реальной правды. На самом деле они считали официальную версию правдой другого рода, даже если она была полностью сфабрикована и намеренно вводила в заблуждение. Для человека было шокирующе грубо подвергать сомнению официальную версию. Людей, настаивавших на раскопках в поисках поддающихся проверке фактов, высмеивали как rikutsuppoi, или «помешанных на разуме». Мы можем обьяснить происхождение этой философии лейасу Токугавой, мастера контроля над разумом. Указы Токугава заставили японцев принять двойные стандарты истины. У к

Даже несмотря на то, что история карате недостаточно запутана, в конце концов становится понятно, что многие японские писатели и мастера карате имеют совершенно особое отношение к истине. После того, как он это обнаруживает, наивного западного читателя смущает то, что уважаемые японские сэнсэи небрежно скрывали, искажали или фабриковали истории об историческом происхождении карате в своих собственных целях. В традиционной японской культуре официальная история важнее реальной правды. На самом деле они считали официальную версию правдой другого рода, даже если она была полностью сфабрикована и намеренно вводила в заблуждение. Для человека было шокирующе грубо подвергать сомнению официальную версию. Людей, настаивавших на раскопках в поисках поддающихся проверке фактов, высмеивали как rikutsuppoi, или «помешанных на разуме».

Мы можем обьяснить происхождение этой философии лейасу Токугавой, мастера контроля над разумом. Указы Токугава заставили японцев принять двойные стандарты истины. У каждого человека было свое личное мнение, свой тайный хонне, делиться которым даже в семье было небезопасно. Вместо этого все они стойко поддерживали официальную версию правительства, татемаэ. Это был единственный безопасный поступок в эпоху, когда неосторожное слово могло погубить целую семью или даже деревню.

Различие между хоннэ и татемаэ снова и снова появляется в истории карате, особенно в книгах мастеров карате старой школы. Хонне относится к истинным чувствам человека, основным мотивам или истинным фактам дела. Хоннэ пишется с использованием кандзи «истинный или настоящий» плюс кандзи, означающий «звук». Татемаэ означает «история на обложке» и написана кандзи, означающими «строить» и «перед». Другими словами, татемаэ — это экран, который мы воздвигаем, чтобы скрыть правду.

Например, на Окинаве в 19 веке татемаэ (официальная версия) заключалась в том, что короли Сё отвечали за королевство и подчинялись только китайскому императору. Скрытая хоннэ (реальная ситуация) заключалась в том, что повелители Сацума тайно контролировали ситуацию. Короли Шо не делали ни одного шага без одобрения Сацума. В этом была разница между хонне и татемаэ.

Иногда татемаэ принимало физическую форму. Например, Голландцам разрешалось раз в год ставить на якорь торговое судно в гавани Нагасаки, но им не разрешалось сойти на берег. Во время этих посещений гавань патрулировалась японской канонерской лодкой, устроившей грандиозное шоу из своих грозных пушек. На палубе канонерской лодки маршировали воины-самураи в доспехах, потрясая оружием и выкрикивая угрозы голландским морякам.

Однажды сверхтяжелая канонерская лодка перевернулась и затонула. Бронированные самураи исчезли под волнами, но пушки всплыли! Голландцев это очень позабавило.

Тирания Токугавы окончилась 150 лет назад. После окончания Второй мировой войны Япония научилась быть менее милитаристской и развивать более просвещенное отношение к эксцессам прошлого. Тем не менее, проблема татемаэ иногда все еще всплывает. За последние три десятилетия население Японию неоднократно приводилось в замешательство спонсируемыми государством учебниками по истории, которые пытались обелить жестокую историю Японии. Согласно некоторым из этих учебников, ужасающая Нанкинская резня была просто «инцидентом», сексуальное порабощение корейских «женщин для утех» — мифом, а злобные Соединенные Штаты Америки вынудили мирных японцев напасть на Перл-Харбор». К их чести, японцы не приняли эти учебники. Их соседи в Корее и Китае были возмущены учебниками.

По мере того, как мы продвигаемся вперед в этом анализе, я буду указывать на притворство (tatemae) и правду (honne) во многих ситуациях.