Эмоциональный интеллект позволяет лидерам управлять своими эмоциями и сохранять уверенность и спокойствие даже в самых сложных ситуациях. Это важный элемент для создания эффективной и мотивированной команды. И он делает лидеров более гибкими, эффективными и открытыми новым идеям, способными и готовыми обучать других.
Работая в консалтинговых проектах с разными компаниями везде отмечаю одну и ту же деталь: ни лидеры, ни рядовые сотрудники не умеют распознавать, учитывать и выражать эмоции. Свои и чужие.
Спрашиваешь их по поводу какой-нибудь идеи или предложения: "Что вы чувствуете?..." Отвечают: "Ну не знаю... Нормально...". Не учили нас этому. Не знаем мы, что нормально - этот никак.
Поэтому приходится сейчас наверстывать. Чтобы участники команд наконец-то смогли качественно общаться, слышать и воспринимать друг друга. Чтобы понимали эмоции и состояния и при необходимости дали поддержку и заботу себе и окружающим. Чтобы могли достигать общих целей.
Обычно в подобных ситуациях я рекомендую руководителям компаний придерживаться следующего плана действий. И обязательно делюсь с ними проверенными техниками и инструментами, но это уже в формате групповой работы.
1. Понимание себя:
- Ведите дневник. Записывайте свои эмоции и анализируйте их влияние на решения и взаимодействие с командой;
- Занимайтесь самоанализом, определяя свои страхи, мотивы и ценности. Исследуйте их влияние на лидерское поведение;
- Проводите оценку 360 градусов среди коллег и членов вашей команды, чтобы получать обратную связь о своей эмоциональной компетентности.
2. Регулирование своих эмоций:
- Используйте дыхательные практики и техники релаксации для снятия стресса и поддержания эмоционального равновесия;
- Определите свои триггерные моменты и разработайте стратегии по их преодолению. Например, берите паузы, прежде чем отреагировать на какую-то ситуацию;
- Проводите регулярную рефлексию для осознания и выражения эмоций. Например, каждый день выполняйте технику “Я - молодец!” и отмечайте, за счет каких личностных или профессиональных качеств вы добились успеха.
3. Понимание эмоций других:
- Регулярно проводите беседы один на один с членами команды, используя открытые вопросы для более глубокого понимания их чувств, переживаний и взглядов;
- Развивайте свою эмпатию, ставя себя на место других, активно слушая и проявляя интерес к чувствам и переживаниям вашей команды;
- Изучайте невербальные сигналы (мимика и жесты), для более глубокого понимания эмоциональных состояний сотрудников.
4. Управление эмоциями в отношениях:
- Соблюдайте правило "Я-сообщений" при обсуждении конфликтных ситуаций и ссылайтесь на свои чувства и наблюдения, без обвинений и сделанных выводов;
- Развивайте навыки конструктивной обратной связи, чтобы эффективно общаться в сложных ситуациях;
- Будьте открытыми для обратной связи от вашей команды и происходящих в ней вещей.
5. Развитие навыков эффективной коммуникации:
- Используйте активные глаголы и яркие аналогии для четкого и убедительного выражения своих идей;
- Задавайте открытые вопросы и активно вовлекайте собеседников в диалог, чтобы улучшить взаимодействие и понимание;
- Подводите итоги и повторяйте ключевые моменты в разговоре, чтобы убедиться, что все члены команды вас правильно поняли.
P.S. Есть потребность решить аналогичную задачу!? -
Пишите! Звоните! Телеграфируйте!
Еще больше полезной информации на сайте Donskih.ru