Сегодня бы Козимо назвали подростком, но в XVI веке, к 17 годам, он не только признал свою незаконнорожденную дочку, разделив тайну ее происхождения лишь со своей матерью Марией Сальвиати, но и стал герцогом Флоренции после того, как предыдущий герцог Алессандро де Медичи был убит.
При этом Козимо не был номинальным правителем, отвергнув подписанное им ранее соглашение, по которому большая часть власти во флорентийском герцогстве передавалась Совету из сорока восьми человек.
Кем же была мать изображенной на полотне очаровательной девочки?
Некоторые утверждали, что это была простая деревенская девушка, проживающая недалеко от одной из вилл Медичи. Другие полагали, что это была знатная флорентийка. Эту тайну Козимо и его мать унесли с собой в могилу.
Молодой отец и бабушка признали родство с незаконнорожденной девочкой и назвали ее Бьянка Медичи.
Еще существует версия, что маленькую девочку звали Ла Биа, сокращенно от Bambina (маленькая девочка или младенец).
Когда Биа исполнилось 2 годика, Козимо женился на Элеоноре Толедской. Но малышке повезло с мачехой, которая «воспитывала ее с большой любовью».
Биа росла жизнерадостной и веселой под присмотром бабушки по отцовской линии, которая считала, что маленькая девочка «была утешением нашего двора, будучи очень ласковой».
Загадка белого личика Бьянки
Автором единственного портрета Бьянки Медичи является итальянский живописец Аньоло Бронзино и, по мнению искусствоведов, это одна из лучших его работ.
Вглядитесь в этот портрет: поза маленькой девочки достаточно официальная, но кажется, что она собирается встать. Взгляд обращен прямо на зрителя, но не выдает сильных эмоций.
На девочке жемчужные серьги, золотая цепочка и медальон с профилем ее отца. Ее роскошное платье из атласа с пышными рукавами, вероятно, было изготовлено на шелковых фабриках, которые Козимо в то время основывал во Флоренции.
Историк искусства Габриэль Лэнгдон считает, что Бронзино изобразил девочку с эффектом ореола в «светоизлучающем белом атласе и жемчугах», как метафору ее имени «Бьянка», что означает «белая».
Синий фон подчеркивает белую и гладкую кожу лица ребенка. Большинство историков искусства считают, что Козимо заказал художнику портрет дочери уже после ее смерти. Поэтому Бронзино написал портрет, используя ее посмертную маску в качестве модели.
Этот портрет не был официальным, и находился в личных покоях герцога, как напоминание о навсегда покинувшей этот мир дочери.
Причина смерти
Все случилось в феврале 1542 года, когда пятилетняя Биа и ее двоюродная сестра Джулия заболели лихорадкой. Джулия смогла преодолеть коварную болезнь, а Биа умерла 1 марта 1542 года. Она была похоронена в фамильном склепе Медичи в Сан-Лоренцо.
Приближенные герцога наблюдали, как тяжело он переживал утрату своего первенца. Малышка Биа была незаконнорожденной, но очень любимой отцом. Поэтому, когда полгода спустя супруга родила Козимо дочь, названную Изабеллой, его искренне поздравляли с рождением дочери, а не сына.
«(Я) поздравляю вас с прекрасной девочкой, которую Бог даровал вам в награду за ту, которую он забрал, чтобы присоединиться к нему в раю», - написал Паоло Джовио после рождения Изабеллы.
Козимо очень любил Изабеллу и, насколько мог, ограждал ее от жестокости и несправедливости этого мира. С ее историей можно ознакомиться тут:
Жизнь еще не раз демонстрировала Великому герцогу Тосканы, что даже самые знатные и богатые сталкиваются с неизбежными и трагическими утратами.
О судьбе законных детей Козимо можно прочесть в статьях:
А о судьбе приемной дочери Козимо I можно узнать тут:
Благодарю за прочтение!
Лайки и подписка - лучшая благодарность автору! Спасибо всем неравнодушным!