Найти тему
sevprostor

Люди не могут понять, как выглядели нищие (или не хотят признавать, что кто-то мог нищенствовать?)

Показываю на фото нищих, а некоторые читатели упорно возражают, что они не нищие. Я вот не понимаю, а как тогда должны выглядеть нищие? Валяться в отбросах, голыми и прикрываться какой-то рваниной? И никаких вещей своих у них вообще быть не должно? А почему?

Нищий, это человек без своего постоянного дохода. Но у него может быть какое-то имущество, которое он носит в котомке. Хотя, нищий и странствовать не обязан, может иметь дом, но не иметь еды.

Еще эта вечная тема с лаптями. Мол, раз крестьяне дома и в лесу ходили в лаптях, то и бродить по дорогам в лаптях - нормально.

Ну вообще-то лапти это обувь для мягкого грунта, которая быстро изнашивается. Конечно, они удобны для работы в деревне, но в дороге-то все равно нужна обувь покрепче.

Вот эта многострадальная фотография, которую я недавно показывала.

 "Странники, автор Аркадий Шайхет, 1925 год, г. Нижний Новгород, МАММ/МДФ".
"Странники, автор Аркадий Шайхет, 1925 год, г. Нижний Новгород, МАММ/МДФ".

Не хотят люди признавать, что это нищета, несмотря на совершенно рваную одежду. Говорят, мол, что это не бродяги, а переселенцы (как будто переселенцы не могут быть нищими).

Ладно одежда, но головной убор у мужчины? Он же тоже рваный. Для людей это просто край, в рваном ходить. Не даром нищих как раз характеризовали словами "рванина".

Беликов А.А. Нищий старик. Русские. Россия, Ленинградская область, Тосненский р-он, город Никольское. 1925
Беликов А.А. Нищий старик. Русские. Россия, Ленинградская область, Тосненский р-он, город Никольское. 1925

Пока человек ну хоть какие-то копейки имел, он старался носить хорошую одежду. Если я напишу, что вот этот человек - бедняк, ну точно не поверят. Он же в сапогах, точно не бедняк раз сапоги есть. Женщины с бусиками, в платьях.

-3

Но на самом деле это тоже бедняк. На фото "Федорченко Василий Мефодьевич, крестьянин-бедняк, его жена Одарка Корниловна, горничная, и Чамара Ирина Мартыновна, чернорабочая, с дочерью. Неизвестный фотограф. Фотография Х. Гомельского. 1912 г". Источник фото Государственный исторический музей.

Вот еще один нищий. Чем он отличается от первого фото? Я не вижу разницы. Но ведь тоже кто-то может начать спорить. Скажет, мол, человек не голый, у него котомка за плечами, значит не нищий. Несмотря на то, что автор, Виноградов З.З в 1910-1913 годы назвал этот кадр «От села до села» (нищий).

-4

Некоторые читатели про первое фото говорят, что, судя по заплечным плетеным кошелям "это коробейники; а коробейники нищими не могут быть". Ну, по идее да, не могут. У них деньги на товар должны быть.

Но откуда мнение, что на первом кадре - челноки? Только на том основании, что у них плетеные котомки за плечами? Так они там свой чайник, чашки, какую-то мелочь держат. Это совсем обычные кошели, их в деревне кто угодно мог сплести. Его и сейчас сплести легко и бесплатно - березы в лесу просто так растут.

На прошлом фото у нищего (точно нищего, так подписал автор фото) точно также висит плетеная котомка. А вот тут даже не все нищие рваные. Но разве не видно по всему, что они нищие?

Нищие около часовни. Неизвестный фотограф. Лето 1925 г.
Нищие около часовни. Неизвестный фотограф. Лето 1925 г.

А тут нищие и вовсе в сапогах. И даже не рваные. Но они бредут по дороге с котомками, потому что у них ни дома, ни имущества, ни денег. Только путь.

Нищий и вожатый. Казахи. Казахстан, Семипалатинская область. 1899
Нищий и вожатый. Казахи. Казахстан, Семипалатинская область. 1899

Кстати, еще одна характеристика нищих бродяг: часто они идут с ребенком. Почему? Может пожалели сироту. Плюс с ним удобно, он и сбегает куда-то по делам, и милостыню вдвоем проще просить.

Каррик В.А. Нищие. Татары. Россия, (Казанская губ.). 1871-1878 гг.
Каррик В.А. Нищие. Татары. Россия, (Казанская губ.). 1871-1878 гг.

Нередко дети играли роль поводырей.

Дудин С.М. Слепая нищая. Украинцы. Украина, Полтавская область (Полтавская губ.). 1894
Дудин С.М. Слепая нищая. Украинцы. Украина, Полтавская область (Полтавская губ.). 1894

Вообще, если на то пошло, то коробейники выглядели вот так. И да, они точно не нищие.

-9

Это же мелкие предприниматели. Торговцы. Они не должны вообще вызывать ассоциации с рваниной.

-10
-11

Ок, скажете, что на севере челноки выглядели богато, а в центральной России они выглядели бедно. Ну вот еще фотографии офень. Разве они похожи на оборванцев с первого кадра?

-12

В общем, конечно, нищий мог стараться выглядеть не нищим, потому что это совсем край: хотя бы одежда до последнего должна быть хорошей. Но если даже по фото мы видим рвань, куцую одежду и лапти в дороге (именно в дороге, а не в поле или в деревне, во время работы), то можно с огромной уверенностью утверждать, что да, он нищий.

Хотя, вообще, интересно, как читатели все-таки оценивают нищих. Вот какие характеристики должны присутствовать, чтобы людей на старых фото такими все-таки признали? Неужели они должны дойти просто до ручки, и даже одежду истрепать настолько, что от нее останутся одни лохмотья, чтобы сказать - это нищий? Но это уже не нищий (человек без денег), это уже просто край.

PS,

кстати, я написала эту статью и вот что подумала. Оборванцы, которые выглядят как нищие, они по сути в "униформе нищего". По ним любой сразу издали должен видеть, что они на краю, и должны дать им милостыню. Именно на милостыне такие нищие как-то и жили.

-13
-14

Но был еще пласт нищих бродяг, которые "профессионалами" в попрошайничестве еще не были. Они могли и где-то присесть, милостыню попросить, или в деревенский дом зайти, попросить еды; но скорее ориентировались на поиск какой-то работы, которую можно найти по пути. И вот они вполне могли выглядеть как люди с первого фото (не совсем опустившиеся, и старающиеся подработать чем-то, но уже в рваной и бедной одежде).