Найти тему
Лунная программа

Альтернативная история

У этого словосочетания в русском языке есть два понятия.

1. Все было не так, как нам историки говорят. Официальные историки утверждают, что египетские пирамиды строили египтяне, пользуюсь той технологией, которая была в то историческое время. То есть медными инструментами и каменными абразивами. Сторонники "Альтернативной истории" утверждают, что пирамиды построили если и египтяне, то какие-то другие, и технология строительства была на порядок или два выше той, которая предполагается и декларируется официальными египтологами. Официальная история говорит одно, а альтернативная история совершенно другое. Именно альтернативная история несет в себе правду по мнению альтернативных историков. До крайности такое трактование термина "альтернативная история" доведено, например, трудами (если их можно назвать трудами) Фоменко и Носовского. Там такая альтернатива, что уж совсем альтернатива (например, Иисус жил в 11 веке в Константинополе)

2. Давайте посмотрим, что было бы, если бы были другие исторические параметры. Это такая альтернативная реальность. Например, что было бы, если бы Кеннеди не застрелили? Как бы развивалась история, если бы Новый Свет открыли не в 1492 году, а столетием раньше? Как бы выглядела Европа, если бы в ней не было христианства? Это то самое пресловутое "сослагательное наклонение", которого многие историки стараются избегать. Изменить, они говорят, ничего нельзя, так зачем нам напрягаться впустую.

Наше понимание альтернативной истории именно второе. Первое мы оставим конспирологам. Пусть они фантазируют про пирамиды и древнюю супер развитую цивилизацию в Сибири. Мы попробуем оценить роль личности в истории.

Пример 1. Королев СП, Глушко В.П. - два столпа нашей советской космонавтики. Сейчас мало кто сомневается в том, что если бы не было Королева, история советской космонавтики развивалась бы совершенно иначе. Скорее всего, не было бы первого спутника, не было бы первого полета в космос Гагарина. Смерть Королева в 1966 году показала, что это так. Космонавтика после смерти главного конструктора стала другой. Многие планы были изменены. И не в лучшую сторону. Про полет к Луне решили забыть.

А ведь судьбы Королева и Глушко висели буквально на волоске.

-2

Живы они остались чудом.

Какой была бы альтернативная история космонавтики без Королева и Глушко?

Пример 2. Его я возьму из книги Бориса Бердичевского:

"Идея радиолокации была известна в стране задолго до войны. Известна была она и немцам, и англичанам, и американцам. В России ленинградского инженера, предложившего эту идею, но до конца ее еще не доработавшего, арестовали. Он и его сотрудники после тюрьмы и лагеря зареклись продолжать разработку, а в Германии разработали, построили локаторы, которые широко использовались во время войны."

Если бы не сталинские репрессии, в СССР были бы построены радиолокаторы. А они были построены в Германии. Как бы выиграли советские военные, сколько бы жизней было спасено...

Королев чудом остался жив. А сколько людей, которые могли бы двигать нашу космонавтику вперед, сгнили в лагерях? Просто были расстреляны?

Как бы развивалась отечественная история БЕЗ РЕПРЕССИЙ СТАЛИНА?

Мне кажется, мы бы были первыми на Луне.

И еще из книги Бердичевского "Траектория жизни (люди, самолеты, ракеты" 2005. Заметки современника, так сказать:

"Из Германии к нам привезли несколько боевых самолетов «в подарок»: мессершмитты Ме-109 и Ме-110, Юнкерс-88, Фоке-Вульф, несколько других. Мы детально осмотрели их, поняли, в чем и насколько мы слабее. Моей жене поручили подготовить их описание с комментариями, что она добросовестно и сделала, но по-существу вышло очень смело и обидно для нас — мы очень отстали. Да и не мудрено, несколько лет почти все наши самые талантливые Главные Конструкторы сидели по тюрьмам и специальным КБ. Рассчитывать на то, что заключенные быстро создадут новую, передовую авиацию было нелепо. Заключенный, даже и работающий в специальном КБ, был арестантом. Он все время находился под контролем офицера НКВД, наблюдавшего за ним. За малейшее возражение офицеру, за ошибку в чертеже могли посадить в карцер, лишить обеда, вернуть в лагерь, отправить в шахту добывать уголь, золото. Конечно, это отражалось на его мышлении, на его творчестве, на темпах его работы. Одним словом, дальше стола начальства описание моей жены не пошло."

"18 мая 1935 года нелепо, неоправданно погиб самолет «Максим Горький» (АНТ-20), самый крупный в мире тяжелый самолет, рассчитанный на 80 пассажиров и 8 членов экипажа. Погиб в полете, при полной загрузке пассажирами и экипажем. В полете его в крыло ударил самолет-истребитель, совершавший «мертвую петлю» вокруг крыла. Был праздничный день, в самолете «катали» сотрудников ЦАГИ и его опытного завода. Погибли многие его создатели. Погиб Петр Матросов, двоюродный брат моей будущей жены, заместитель начальника производства опытного завода ЦАГИ. Это был прекрасный инженер, один из первых, кого посылали в командировку в Америку с А.Н. Туполевым. С гибелью самолета начался разгром ЦАГИ. Развернулась «критика» идей А.Н. Туполева по направлениям развития ЦАГИ. Было опорочено, на много лет заторможено важнейшее направление развития отечественной гражданской и военной авиации, производство крупных многомоторных, большегрузных высотных бомбардировщиков и многоместных пассажирских самолетов. Поднялась мутная волна подозрений, клеветы, доносов. Начались аресты среди руководителей института, опытного завода ЦАГИ. Арестовывали тех, кто разрабатывал самолет АНТ-20, и тех, кто его не разрабатывал; тех, кто его строил, и тех, кто никакого участия в этом не принимал. Главный Конструктор, основной технический руководитель ЦАГИ, его «душа», А. Н. Туполев был арестован в своем рабочем кабинете 21 октября 1937 года — пришли и увели. Освобожден он был только 19 июля 1941 года (почти через четыре года), со снятием судимости, после того как были проведены первые полеты разработанного в заключении самолета-бомбардировщика Ту-2. Вместе с А.Н. Туполевым освободили около 20 сотрудников специального конструкторского бюро (КБ), но далеко не всех. Часть сотрудников КБ А.Н. Туполева (в том числе и С.П. Королев) в качестве заключенных в теплушках были отправлены в Омск, развивать серийное производство самолетов Ту-2.
А.Н. Туполева, директора, почти всех руководителей конструкторских бюро, В.М. Петлякова, В.М. Мясищева, почти всех начальников отделов, в том числе и нашего, многих ведущих научных сотрудников арестовали. Не сразу, а постепенно, одного за другим. Некоторых расстреляли, других выслали на Колыму, кто-то после тюрьмы попал в специальное КБ, размешенное неподалеку от ЦАГИ, в нем работал и арестованный А.Н. Туполев.
Первоклассный научно-исследовательский институт с отлично оснащенными лабораториями, прекрасной библиотекой, аэродинамической трубой, гидроканалом, мощным опытным заводом, большими макетными мастерскими при основных отделах, большой летной станцией, ученым советом, председателем которого был академик С.А. Чаплыгин, забуксовал. Осталось несколько научных сотрудников, профессоров: Ветчинкин, Франк, Панов, но они были напуганы, не активны, отмалчивались, ждали своей очереди на арест. Научная молодежь (а молодежью в те времена были Христианович, Келдыш, Седов, Гроссман, Серебрийский, уже ставшие докторами или кандидатами наук, заметные и подающие надежды ученые) и все, кто следовал за ними, оставались, а руководителей не было. Меня приняли в отдел самолетного оборудования. Начальником отдела был А.А. Ен- гибарян, которого потом арестовали. После него начальником стал К. Рогов, его тоже арестовали. Затем Г Ратнов — милый, добрый человек. Двух начальников до него арестовали, он боялся последовать за ними, поэтому ничего нового не предлагал. Все шло само собой, по течению. И так было во всех отделах, во всем институте.
Были арестованы и исчезли без предварительного предъявления конкретного обвинения все, кто ездил за границу (это были самые способные сотрудники), и те, кто не ездил, но активно проявлял себя. По-прежнему работал Ученый Совет (мы иногда ходили на его заседания и тихонько сидели в задних рядах), так же как и раньше сидел в президиуме с закрытыми глазами С.А. Чаплыгин, иногда он открывал глаза и показывал докладчикам где у них допущены ошибки. Однако С.А. Чаплыгин не руководил работой всего института и конструкторских бюро, а только иногда подводил итоги, был, как нам казалось, неизмеримо выше всех, но занимался только своей аэродинамикой.
Время от времени собирали общие партийно-комсомольские собрания, на которых называли новые фамилии арестованных. Почему их арестовали, толком не объясняли. «Враг народа», но этого «врага» мы знали, он был хорошим специалистом, отличным человеком. Арестовали И. Проценко, умницу, талантливого ученого. Был он старше нас, но очень доброжелательно, объяснял нам, молодым, все, что было непонятно в технике. На собрании сказали, что И. Проценко был в командировке в Америке, работал на фирме и через несколько лет в Москве встретил американца, под руководством которого там работал. Поговорили на улице, американец сказал, что очень голоден. И. Проценко пригласил его домой, приготовил яичницу и накормил гостя. На собрании объявили, что И. Проценко враг народа, кормил американца яичницей, а при этом мог выболтать ему секретные сведения. Просидел И. Проценко почти десять лет. Работал в специальном КБ у А.Н. Туполева, в котором работали арестованные конструкторы и инженеры, под управлением офицеров НКВД. Приходил к нам в отдел с охранником, который запрещал разговаривать о чем-либо кроме техники.

"Разобравшись с теорией, подготовили эксперименты, провели их вместе с Сережей Семеновым и получили интересные материалы, хотя пришлось помучиться. Выяснили, что для полетов на высотах больше 6 километров (о чем тогда только мечтали) мы находились очень близко к критическим режимам. Для высотных самолетов конструкцию некоторых выключателей нужно было менять. Уточнили ряд проблем, связанных с зажиганием двигателей при организации высотных полетов. Эта работа много дала для понимания перспектив развития оборудования самолетов. Однако все эти работы велись на фоне неуверенности в правильности перспектив развития авиации, которые намечались прежним руководством ЦАГИ. Мы верили в эти перспективы, они казались нам правильными, но после арестов руководителей они охаивались «штатными ораторами» на собраниях. Возражать никто не решался, все понимали, что может последовать за его выступлением."

Итак, вопрос по альтернативной истории.

Каких высот достигла бы советская космонавтика (и российская), если бы не было сталинских репрессий?