Развитие внутреннего туризма – тема ныне актуальная. Недавно она поднималась на совещании Президента РФ с правительством.
Есть для этого скрытые ресурсы и на ярославской земле. Так, звездой первой величины мог бы стать райцентр Некрасовское. Он расположен на оживленном маршруте «Золотое Кольцо» между Ярославлем и Костромой. Мог бы, но пока не стал ...
Почти 90 лет минуло с того дня, как поселку было присвоено имя великого русского поэта, певца земли ярославской. Но в быту местные жители часто по старинке величают его Большими Солями.
В том есть историческая справедливость. Уже в начале XIII в. село именовалось Солью Великой! Битва за тогдашний стратегический ресурс напоминала борьбу за современные нефтяные шельфы.
Так, в 1214 году в жестоком противостоянии за обладание соляными варницами сошлись Ростовский князь Константин и Владимирский князь Георгий.
А в 1583 году 20 «заводов» Больших и Малых Солей были жалованы Иваном Грозным Семену Строганову в качестве высокой награды за присоединение Сибири.
Добыча соли продолжалась в этих местах вплоть до начала XX века.
В наши дни уникальная специфика Больших Солей получила новое воплощение. Гидрология здешней реки Солоницы оказалось на редкость щедрой на лечебные грязи.
Сегодня в окрестностях поселка образовался настоящий курорт - своеобразный Баден-Баден местного масштаба. Действуют сразу несколько санаториев и грязелечебниц.
Особой популярностью пользуется Медицинский центр «Большие Соли». Долгое время его возглавлял заслуженный врач РФ Александр Аполлонович Барбакадзе (1946-2016). Открыты отделения массажа, криотерапии и др. К услугам пациентов два бассейна, минеральные и грязевые ванны … Сегодня учреждением руководит дочь доктора-кудесника, Лейла Барбакадзе. Лечат здесь реально: по отзывам друзей, "не хуже, чем в Израиле".
Привлекательности здешних здравниц в немалой степени способствует живописная речка Солоница. Виды её заводей полны очарования. Недаром при Советской власти здесь располагались дачи областного партхозактива с закрытыми затонами и личными купальнями.
И сегодня поселок во многом сохраняет свой престижный статус. В зелёных кущах располагаются целые кварталы элитных коттеджей «а-ля Рублёвка».
А вот в плане туризма картина складывается менее мажорная. Так, знакомые, большие любители старины, предложение съездить в Некрасовское восприняли с некоторым недоумением: «А разве там есть, что смотреть»?
Ну, что-то есть. Отчасти теплится ручеек паломников к соседнему Николо-Бабаевскому монастырю, с его памятью о святителе Игнатии Брянчанинове. Архитектурный ансамбль обители, к сожалению, почти полностью утрачен.
Меж тем, в самих Больших Солях (Некрасовском) сохранился ряд ценных памятников церковного зодчества XVII-XVIII веков. Широко представлены и гражданские постройки XIX века.
Другое дело, в каком состоянии они находятся… Давайте посмотрим!
В центре Больших Солей (Некрасовского) одиноко высится храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он строился в период расцвета ярославско-костромского зодчества конца XVII в. на средства посадского головы Симеона Мельникова.
Освящение храма состоялось ровно в 1700 г. С западной стороны в 1770 году была пристроена ярусная колокольня. Автором её проекта являлся талантливый костромской зодчий Степан Воротилов.
Храм, несомненно, хорош сам по себе: украшен филигранными наличниками, пучками изящных полуколонок. Но объем его сильно затеснен огромным зданием торгового центра. И потому памятник выглядит отрезанным от архитектурной среды посада. Колокольня была разрушена еще в 1930-е гг.
Не сразу замечаешь, что буквально в 150 метрах находится главный собор Больших Солей – Воскресенский. Памятник тоже древний - постройки 1700-1715 гг.
Декоративное узорочье достигает здесь своего совершенства. Фасады опоясывает насыщенный фриз из нескольких рядов фигурного кирпича. Окружности закомар украшены городчатыми поясками.
Однако на заре Советской власти памятник лишился не только колокольни, но и венчающего пятиглавия. И увы, в таком состоянии пребывает до сей поры, т.е. почти столетие. При том, реставрация его не кажется чрезмерно сложной, четверик сохранился неплохо.
Ещё меньше повезло 3-й правобережной церкви – храму Благовещения Пресвятой Богородицы середины XVIII в. В 1930-е гг. местные активисты начисто срыли памятник. А когда-то над ним возвышалась торжественная колокольня, служившая главной доминантой посада.
Сегодня на месте Благовещенского храма установлен памятный крест.
Как видно на архивных фото, три правобережных храма составляли выразительный архитектурный ансамбль, своеобразный «парад церквей».
И это еще не всё! Слева за мостом через Солоницу видна Покровская церковь (1786 г), стоящая на подклете XVII века. Когда-то её колокольня спорила по высоте с помянутой благовещенской «свечой». Композицию дополняла вторая, шатровая, колокольня.
Сегодня Покровский храм представляет собой прискорбный «останец». Впрочем, декоративные детали в основном сохранились.
И при грамотной реставрации восстановление святыни представляется возможным.
Лучше уцелели находящиеся справа от моста церкви Преображенского прихода. Малый (зимний) храм во имя иконы «Утоли Моя Печали» представляет собой классическую постройку 1844 г.
Над ним высится шатровая колокольня – единственная уцелевшая в посаде.
В некрополе возле алтаря выделяется гранитное надгробие купца В.А. Охлобыстина. Подумалось, уж не предок ли известного киноартиста? Но нет, в местном музее версию о родстве не подтвердили. Тем не менее, здешний Охлобыстин являлся фигурой весьма примечательной. Но об этом позже
Летний Спасо-Преображенский храм, построенный в 1755 году, являет собой хороший образец «дивного узорочья», но уже с очевидным влиянием барокко.
Об этом свидетельствуют вычурной формы дуги закомар, гранёные барабаны с декоративными нишами.
Над купольным притвором когда-то возвышалась колокольня
Можно представить, как празднично звучала над Солоницей колокольная медь 6-ти право- и левобережных церквей! Их главы и золотые кресты формировали неповторимый облик Больших Солей.
Ансамбль дополняли гражданские каменные здания. Многие из них сделали бы честь иным уездным городам.
Так, по-своему выразителен первый каменный дом Больших Солей, построенный в начале XIX века посадским головой Семеном Казаковым. Позже здесь располагались трактир и чайная, известная своими горячими калачами.
Возвышается над прочими строениями нарядный дом крахмалопаточных фабрикантов Лыковых конца XIX в.
По-городскому внушителен дом купца И.А. Демидова, XIX в.
Узорной резьбой украшен дом художника Павла Павловича Рубинского (1890-1935). Он построен в конце XIX в. мастером Д.А. Трубниковым
Имелся в Больших Солях и свой каменный «Кузнецкий мост» с торговыми лавками
Приходится удивляться, как хорошо были структурированы в посаде, не имевшем городского статуса, социальная сфера и образование.
Престижные на то время рабочие профессии можно было получить в ремесленном училище, построенном в 1879 г. на средства уроженца Больших Солей - «чайного короля» К.А. Попова. Здесь же действовали классы рисования и живописи, обучались иконописцы и мастера монументальной росписи
Преподаватели были обеспечены комфортным жильем.
В добротном каменном здании располагался приют для девочек, обустроенный петербургской купеческой вдовой Анной Васильевной Дерновой.
В некотором роде элитным учебным заведением считалось Николаевское приходское училище, построенное в 1861 году на деньги того же К.А. Попова.
Стоит помянуть еще об одном большесольском здании, ныне утраченном. Речь о трактире Охлобыстина, славившемся изумительно наваристой ухой: на выбор - налимьей или стерляжьей! А также аппетитными, с пылу с жару, расстегаями из белорыбицы.
По местным преданиям, здесь любил сиживать сам Николай Алексеевич Некрасов, не чуждый маленьких радостей жизни. Он специально переправлялся на пароме с другого берега Волги из фамильной усадьбы Грешнево. В одном из своих стихотворений поэт помянул Большие Соли:
Вблизи Бабайский монастырь,
Село Большие Соли …
(Волжская быль, 1874)
Ныне о трактире Охлобыстина напоминает булыжный взвоз, проложенный от реки к Рождественской церкви.
Наверно, и сегодня никто не отказался бы отобедать здесь «по-некрасовски»! Или хотя бы вкусно перекусить парой-троечкой «некрасовских» расстегаев!
В целом, при надлежащей реставрации храмы Больших Солей могли бы составить неповторимый ансамбль в созвездии Золотого Кольца. На оживленном маршруте от Ярославля до Костромы новая звезда имела бы все шансы на успех.
Особенно, если бы к потоку добавились туристы, путешествующие на теплоходах по Волге. До революции при Бабайском монастыре (в 2,5 км от Б. Солей) действовала пристань, принимавшая большие двухпалубные пароходы.
Конечно, для создания полноценного ансамбля необходимо воссоздать хотя бы пару колоколен, необходимых в качестве высотных доминант. Без них художественный образ не сложится, останется россыпью рутинных построек
Скажете утопия, Нью-Васюки? Но, к примеру, в ходе недавней реставрации Кирилло-Афанасьвского монастыря в Ярославле были восстановлены две колокольни … Сумели восстановить все свои храмы (вместе с колокольнями) жители Норского посада, соседней Нерехты!
Единый туристический кластер с Некрасовским могло бы составить Левашово (в 7,5 км по шоссе) с превосходным храмом Воскресения Христова (1779) и изящной колокольней Степана Воротилова
Обычно московских гостей волнует качество дороги. К Некрасовскому (Большим Солям) из Ярославля ведет прекрасное, без единой выбоины, шоссе. Езда до места занимает чуть более получаса.
Сам поселок неплохо благоустроен. Есть где отдохнуть: набережная, парки и скверы …
Особый интерес представляет самобытная тема здешней соледобычи. Ей посвящены Музей на Соляном острове и экспозиция в Некрасовском краеведческом музее. Но об этом в следующей статье