Найти в Дзене
script bro | сценаристы

КОНЦЕПТ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ: КАК РАЗРАБОТАТЬ КЛАССНУЮ ИСТОРИЮ

Оглавление

Ни для кого не секрет, что индустрия находится в переходном периоде.

Отход от оригинальных концептов в широком кинопрокате, а также рост стриминговых сервисов запутали ситуацию на рынке, что, вероятно, не разрешится ещё в течение пяти лет.

Стриминги попытались восполнить пробелы в оригинальных концептах, и результаты оказались неоднозначными. У нас появились такие спорные проекты как "Без ответа", "Красное уведомление" и "Серый человек", которые являются скорее "скромным концептом", чем "хай-концептом".

Но были и классные истории. На ум приходит "Армия мертвецов", "Война будущего", "Зависнуть в Палм-Спрингс". В этих фильмах мы отмечаем большие идеи в том виде "оригинального" материала, который заходит представителям индустрии.

Но должен быть честен, сказав, что в последнее время я подвергаю сомнению важность "хай-концепта" (или "привлекающей концепции"). Раньше это была самая ценная валюта, которой обладал неизвестный автор. В наши дни этот тип истории всё реже привлекает внимание.

Посмотрите такой фильм как "Тайлер Рейк: Операция по спасению" на Netflix. Хороший фильм. Но насколько вероятно то, что такая простая идея для экшн-фильма привлечет к вам внимание? Запуск этого фильма зависел от его режиссуры. Это далеко от концепта, который работает на сценарном уровне.

У нас также есть истории успеха в написании сценариев, которые вращаются вокруг авторского голоса. Кристи Холл, написавшая "Get Home Safe" (сценарий black list, который запустил сценарную карьеру автора); Шэй Хаттен, который пишет новые части Джона Уика. Он оказался там благодаря своему стилю повествования. Саймон Рич, который позиционируется как следующий Чарли Кауфман. Эмиральд Феннел, с её жуткой историей мести - "Девушка, подающая надежды".

Итак, должны ли авторы отказаться от концептов и написать что-то, что наилучшим образом продемонстрирует их уникальный голос?

Ответом на это будет большое "нет", и я скажу вам почему. Потому что единственное, что было верно для индустрии с момента его основания, - это ТО, что НИКТО НЕ ХОЧЕТ ЧИТАТЬ ВАШ СЦЕНАРИЙ.

Они этого просто не делают. Я люблю читать, но я тоже не могу прочитать ваш сценарий. Не потому, что я этого не хочу, а потому что мне нужно прочитать миллион других сценариев, так что у меня нет времени.

А теперь представьте себе кого-то, кто вообще не любит читать! Как вы заставите их прочитать ваш сценарий?

Есть только четыре способа:

1. У вас уже выстроены какие-либо отношения с читателем.
2. Кто-то, кого они уважают, должен порекомендовать им сценарий.
3. В чтении сценария заложена денежная выгода
(агент читает проект, у которого уже есть финансирование, чтобы понять, подходит ли он их актёру).
4. Это действительно хорошая идея.

Мы знаем, что ничего не можем поделать с номером три. Первое и второе зависят от того, передадите ли вы сценарий кому-нибудь, кто реально обладает нужными компетенциями. Что оставляет нас с номером четыре.

Вы должны придумать идею, которая побудит читателей захотеть прочитать ваш сценарий. И это должна быть лучшая идея из возможных, потому что, как мы выяснили, никто не хочет читать ваш сценарий. Поэтому вы должны сделать свою идею неотразимой.

НЕ думаю, что сценаристы усваивают эту истину. Хороший способ преодолеть этот барьер - представить, что вы предлагаете сценарий другу. Вот где вы действительно узнаете, является ли ваша идея выигрышной или неудачной.

Друг застаёт вас врасплох и спрашивает, о чём ваш сценарий. Независимо от того, насколько хорошо вы это объясняете, в конечном итоге это всегда звучит скучно (или слабо, или плохо).

Большинство сценаристов живут в стране иллюзий, когда речь заходит об идеях их фильмов, потому что они предвзяты и эмоционально привязаны к своим идеям. Если сказать им, что их идея плохая, это просто вызовет у них желание доказать, что вы неправы.

Итак, давайте воспользуемся этим как возможностью напомнить вам, что делает концепт и последующую историю хорошей:

НЕОБЫЧНАЯ ТОЧКА ПРИТЯЖЕНИЯ

Существует множество идей для фильмов, которые на первый взгляд кажутся достойными. И всё же в них явно чего-то не хватает, и обычно, это недостающее звено - точка притяжения.

"Необычная точка притяжения" - это элемент в вашей идее, который достаточно уникален, чтобы выделить вашу концепцию среди других.

Ребёнок, которого похищает местный серийный убийца и заточает в своём подвале, - таких концептов пруд пруди.

Ребёнок, похищенный местным серийным убийцей, заточённый в его подвале и имеющий доступ к телефону, по которому можно связаться со всеми предыдущими жертвами убийцы, - это концепция с необычным притяжением (фильм "Чёрный телефон").

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ НА РЫНКЕ

Потребуется ли сдвинуть горы, чтобы продвинуть вашу идею на рынок?

Ваша история о 19-летнем парне, который продаёт матрасы для кроватей в 1997 году? О двух монахинях, сомневающихся в своей вере? Рассказ о взлёте и падении семьи за два десятилетия?

Я не говорю, что такие фильмы не выходят на экраны. "Солнце моё" рассказывает о воспоминаниях женщины об её отце, когда ей было 11 лет. Это определённо попало бы в категорию "непригодных для продажи".

Но помните, что вы не предлагаете людям уже готовый фильм. Вы предлагаете им сценарий и пытаетесь заставить их его прочитать.

Кто из вас вообще видел "Солнце моё"? Если вы ещё не видели фильм, который уже закончен и доступен, с чего вы взяли, что кто-то захочет читать ваш непригодный для продажи замысел, который *НЕ является* фильмом, получившим дюжину наград?

Если вы собираетесь заниматься авторскими (инди) проектами, по крайней мере, попытайтесь привнести в него *ОДИН* продаваемый элемент. Даже в "Целиком и полностью" - герои, и те, были каннибалами. Даже в лучшем инди-фильме всех времен, "Кит", был 300-килограммовый мужчина. А у "Свиньи" был поросёнок, который искал трюфели.

Подумайте о том, как ваш фильм будет продаваться на рынке, чтобы узнать, будет ли он интересен среднестатистическому читателю.

КОНЦЕПТ "ПОЧТИ"

Концепт "почти" - это поддельные часы Rolex в мире сценаристов. Поначалу он выглядит хорошо. Но чем внимательнее вы его осматриваете, тем легче понять, что он разваливается.

По сути, это сводится к использованию множества высокопарных словечек, которые ни к чему реальному не приводят. Вот пример: "Продвинутый алгоритм искусственного интеллекта находит способ создать первых настоящих вампиров, оборотней и зомби, которые непреднамеренно попадают в человеческую популяцию".

Посмотрите на все модные словечки "хай-концепта" здесь. "Продвинутый алгоритм искусственного интеллекта", "вампиры", "оборотни", "зомби".

Должно быть, это хорошая идея, верно? Нет. Потому что это неэлегантная коллекция элементов поверхностного уровня, которым не хватает убедительного повествования. Такого следует остерегаться в своих замыслах.

ИРОНИЯ

Ирония - это самый большой концептуальный чит-код, который вы когда-либо найдёте. На самом деле довольно сложно придумать хороший ироничный концепт, а это значит, что, когда вы это сделаете, ваша идея будет выделяться.

Одна из причин, по которой "Затерянный город" стал хитом, заключалась в том, что в нём был забавный ироничный замысел.

Туповатый и невежественный мужчина-модель на обложках любовно-приключенческих романов полон решимости спасти автора этих историй, когда она застревает в реальном приключении.

Самое замечательное в идеях ироничного кино заключается в том, что они доказали, что могут выдержать испытание временем.

Фильм "Поменяться местами" 1983 года рассказывает о бедном парне, который меняется местами с богатым. Нам всем нравится наблюдать за богатым человеком, который внезапно оказывается без гроша в кармане. Или когда бедный становится миллионером. Мы все любим иронию.

ВЫЙДИТЕ ЗА РАМКИ ДОЗВОЛЕННОГО

Не всем нравится писать большие фильмы. Но если вы собираетесь написать что-то поменьше, вам нужно найти способы развить идею особым образом, иначе, боюсь, людям это просто не будет интересно.

"Девушка, подающая надежды" перешла опасную черту в некоторых сценах сценария, а также в действиях главной героини.

Сценарий из "чёрного списка" - Magazine Dreams, о неуравновешенном человеке, одержимом бодибилдингом, становится неприятно грубым, но притягательным.

Если вы подумываете о том, чтобы написать идею, которая была бы одновременно маленькой и легковесной, вы усложняете себе задачу.

Если у вас есть что-то из перечисленного выше (ирония, необычная точка притяжения, востребованность на рынке), это может сработать. Но если нет, то вам нужно какое-то преимущество. Старайтесь выходить за рамки дозволенного, как правило, вместе с вашим главным героем.

"Джокер" - это результат "наилучшего сценария" такой стратегии.

В конце концов, создание идеи сводится к творчеству. Всё начинается с вдохновения – вы что-то увидели, и это дало вам идею для фильма. Тогда вы должны быть честны сами с собой.

Есть ли здесь настоящая идея для фильма? Когда я учился в старшей школе, я увидел щенков моей подруги и подумал: "Было бы здорово, если бы все щенки были по-настоящему умными и могли общаться с людьми". Итак, мне пришла в голову идея драмы (не комедии) об умных щенках. Опять же, то, что вы вдохновлены, ещё не значит, что это хорошая идея.

Как только у вас появится идея, придумайте наилучший способ её изложить.

Я уже рассказывал эту историю раньше – первые шесть драфтов "Исходного кода" сценариста Бена Рипли были сосредоточены вокруг детектива, который выясняет, почему потерпел крушение поезд. Как только Рипли перенёс сценарий внутрь поезда, в сознание персонажа, который продолжает просыпаться в нём каждые восемь минут, идея ожила.

И после этого вы должны провести полевые испытания концепта. Спросите людей, которые раньше говорили вам, что у вас плохие идеи, что они думают. Если несколько из них действительно в восторге от новой идеи, у вас, вероятно, что-то хорошее на руках.

Если все относятся к вам прохладно или дают такой приятный ответ: "Да, это неплохо"... или начинают задавать много вопросов. Выбросьте эту идею из головы. У вас нет времени, чтобы тратить его на идею, которая, как вы обнаружите через шесть месяцев, изначально не была хорошей.

Можете попросить поставить вашей истории оценку, если концепт наберёт среднее значение в 7 баллов - вероятно, вам следует продолжить разработку проекта и написать сценарий.

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.

UPD: у нашей сценарной команды и продакшена появился полноценный сайт: www.scriptbro.ru