Откройте, полиция! / Продажные / Les Ripoux. Франция, 1984. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Клод Зиди, Дидье Каминка. Актеры: Филипп Нуаре, Тьерри Лермит, Грейс Де Капитани и др. Кинопрокат во Франции – с 19 сентября 1984: 5,9 млн. зрителей. Прокат в СССР – 1986: 28,1 млн. зрителей за первый год демонстрации (по другим данным – 24,5 млн. зрителей).
Откройте, полиция! 2 / Продажные против продажных / Ripoux contre ripoux. Франция, 1989. Режиссер Клод Зиди. Сценарист Дидье Каминка. Актеры: Филипп Нуаре, Тьерри Лермит, Ги Маршан, Жан-Пьер Кастальди, Грейс Де Капитани, Лин Рено, Мишель Омон, Жан-Клод Бриали и др. Кинопрокат во Франции – с 7 февраля 1990: 2,9 млн. зрителей. Кинопрокат в России – с июня 1992.
Откройте, полиция! 3 / Продажные 3 / Les Ripoux 3. Франция, 2003. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Клод Зиди, Дидье Каминка. Актеры: Филипп Нуаре, Тьерри Лермит, Грейс Де Капитани и др. Кинопрокат во Франции – с 10 декабря 2003: 0,8 млн. зрителей.
Анонимные продажные / Les Ripoux anonymes. Франция, 2010. Режиссеры и сценаристы Клод и Жюльен Зиди. Актеры: Лоран Гамелон, Седрик Бен Абдаллах, Паскаль Легитимус, Софи Муникот, Анни Грегорио и др. Телепремьера во Франции: 17 февраля 2011.
Для горькой комедии «Рипу» (сленговое словечко, производное от «гниляков») так и не нашлось адекватного перевода на русский язык, из-за чего фильм вышел на наши экраны под безликим титром «Откройте, полиция!».
Увы, с этой картиной, признанной в свое время во Франции лучшей работой года, произошла с помощью советских цензоров обидная метаморфоза. У нее был бесцеремонно купирован финал. Напомню, что два главных героя, пожилой комиссар полиции (Филипп Нуаре) и его молоденький помощник (Тьерри Лермит), расставались у тюремных ворот. В надежде на украденные миллионы старший взял на себя общую вину и получил срок. Выйдя на свободу, герой Нуаре оглядывался вокруг, но...
В «советском» варианте печально следовала лаконичная надпись «Конец фильма». Что назидательно свидетельствовало: вот, дескать, каковы «волчьи законы» западного мира – дружок присвоил денежки и смылся, бросив бедолагу комиссара на произвол судьбы и дождя...
К настоящему «Рипу» Клода Зиди этот финал не имел никакого отношения. В оригинальной версии картины у ворот тюрьмы комиссара ждал верный ученик и друг, который все это время активно умножал совместно приобретенные капиталы...
Советская кинопресса отнеслась к «Рипу» вполне доброжелательно.
Так в год выхода «Откройте, полиция!» в советский прокат сценарист и кинокритик Фархард Агамалиев отметил, что фильмы Клода Зиди «всегда отличаются остродинамичным сюжетом, изобилуют остроумными драматургическими поворотами и диалогами» (Агамалиев, 1986: 16), а далее похвалил Филиппа Нуаре за актерское мастерство.
Киновед Кирилл Разлогов (1946-2021) писал, что «секрет успеха картины, быть может, заключается в демонстративном противопоставлении самоуверенного «прогресса» и силы традиций, не укладывающихся в рамки рационализации и американизации не только сыска, но и всего образа жизни и мыслей доброй старой Франции, конечно же, далеко не безгрешной, но более человечной и поэтому снисходительной к естественным людским слабостям. И хотя мы не можем согласиться с этой позицией просвещенного оппортунизма, дарование актеров и точность зарисовок быта и нравов делают «Продажных» весьма своеобразным реалистическим портретом тех средних французов, которые приняли фильм и обеспечили его успех» (Разлогов, 1985: 147).
Между тем фильм Клода Зиди был не только блестящим развлекательным зрелищем, но и грустным размышлением о неизбежности коррупции, о размывании нравственности, о всесильной власти денег, способных даже идеальных стражей закона со временем превратить в ловких мошенников...
Замечательная игра дуэта талантливых актеров, герои которых органично вписывались в мир парижского дна, уверенная режиссура, элегантное изобразительное решение, подкрепленное мелодичной музыкой Френсиса Лея, привели «Рипу» к заслуженному успеху....
Александр Федоров, киновед
(текст из проекта «Клод Зиди: по волнам моей памяти», продолжение следует).