Чудовище / L'Animal. Франция, 1977. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Мишель Одиар, Клод Зиди, Доминик Фабр. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Рэкел Уэлч, Дани Саваль, Раймон Жером, Шарль Жерар, Клод Шаброль, Жюльен Гийомар, Альдо Маччоне, Жозиан Баласко, Ришар Боринже и др. Кинопрокат во Франции – с 5 октября 1977: 3,2 млн. зрителей. Прокат в СССР – 1980. 41,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Комедия Клода Зиди «Крылышко или ножку?» оказалась неплохим бенефисом Луи де Фюнеса (1914-1983). Еще одним бенефисом, на сей раз для Жана-Поля Бельмондо (1933-2021) стала комедия Клода Зиди «Чудовище».
Несмотря на рискованную по тем временам тему гомосексуализма, «Чудовище» допустили к «широкому зрителю» и в СССР. Слишком велико, вероятно, было финансовое искушение.
Расчет оказался верным: Бельмондо и его партнерша – бывшая манекенщица и звезда нашумевшего фильма «Миллион лет до нашей эры» Рэкэл Уэлч – восхищали публику превосходной спортивно-комедийной формой.
Бельмондо достались здесь сразу две роли – изнеженного и капризного киноактера с «голубоватым» оттенком и его отважного дублера-каскадера.
Советская кинопресса отнеслась к «Чудовищу» крайне отрицательно. К примеру, рецензия известного кинокритика Мирона Черненко (1931-2004) опубликованная в журнале «Искусство кино», назвалась «Пародия, обернувшаяся пошлостью». В статье утверждалось, что в «Чудовище» «сюжета на полнометражный фильм, как бы режиссер ни был изобретателен, у него все равно недоставало, отсюда и весь тот коктейль из заковыченных и расковыченных цитат и модной в буржуазном кино игре на двусмысленных эротических мотивах» (Черненко, 1981: 188-189).
Во Франции «Чудовище» посетило примерно столько же зрителей, что и такие известные комедии Клода Зиди, как «Не упускай из виду» и «Он начинает сердиться», но в СССР этот фильм пользовался гораздо большим успехом у аудитории...
Александр Федоров, киновед
(текст из проекта «Клод Зиди: по волнам моей памяти», продолжение следует).