Сентябрь 1942 года. Подмосковный аэродром Быково. Бойцы зенитной батареи обнаружили удивительный летательный аппарат. Он двигался абсолютно бесшумно, на малой высоте и уже заходил на посадку. С виду биплан, но вместо привычного фюзеляжа под крыльями у него был танк. Танк приземлился на гусеницы и направился прямиком к командному пункту. Солдаты-зенитчики, не успев отработать по летящей цели, окружили машину на земле и схватили пилота.
Идея снабдить танк крыльями в Советском Союзе появилась в самом начале войны. За разработку конструкции взялся Олег Антонов. Тот самый, чьим именем впоследствии будут названы многие созданные им самолёты.
А тогда, в 1941, Олег Константинович был одним из главных специалистов по планерам. Он решил, что самостоятельно танк летать не должен. Из него нужно сделать именно планер. Лёгкий танк Т-60 оснастили сдвоенным крылом и хвостовым оперением, к месту механика-водителя вывели управление рулями. Взлётный вес получился почти восемь тонн.
По проекту бомбардировщик ТБ-3 должен был буксировать летающий танк на тросе до места боевых действий. На подходе к цели его отцепляли. Аппарат планировал и приземлялся. После этого танк сбрасывал крылья и немедленно вступал в бой.
Однако, в первом же испытательном полёте стало ясно: мощности ТБ-3 для подъёма летающего танка на достаточную высоту не хватает. После нескольких минут полёта, на высоте 40 метров пилот бомбардировщика был вынужден отцепить трос. Лётчик-испытатель Сергей Анохин сумел, планируя довести крылатый танк до аэродрома Быково, где его, приняв за диверсанта, встретили бойцы ПВО.
Уверенно буксировать летающий танк мог бы дальний бомбардировщик Пе-8, но в годы войны все выпущенные машины были на вес золота. Они бомбили глубокий тыл фашистов. И рассчитывать на использование даже одного из них было невозможно. Проект крылатого танка пришлось закрыть.
Слушайте программу «Секретный полигон» на Радио ЗВЕЗДА