Подписчики и постоянные читатели канала Sailaway Now знают, что, хотя его заявленная тематика формально далека от искусства, в публикуемых здесь материалах нередко вспоминаются произведения гуманитарной культуры – литературы, живописи и, конечно, кинематографа. Писать что-либо об американском кинофильме «Аватар – 2: Путь воды» я, сказать по правде, вообще не имел желания. Во-первых, хватало забот с подготовкой к изданию двух бумажных книг; во-вторых, я предполагал, что об этой-то картине и без меня напишут более чем достаточно.
Так оно и вышло, но именно одна из статей о «Пути воды» - «В когтях оккупантов» (помещена в Нете, на сайте «Советской России», 20 января 2023 г) – заставила меня взглянуть на феномен «Аватаров» под несколько иным, чем прежде, углом. Автор статьи, Дмитрий Владимирович Аграновский, давным-давно привлёк моё внимание своим умением находить небанальные темы для рассмотрения, обращаться к необычным источникам информации и проводить неожиданные смысловые параллели.
Увы, «В когтях оккупантов» вряд ли может служить иллюстрацией к сказанному. Самое главное, что я усвоил благодаря статье: критики и публицисты, особенно сотрудничающие с политизированными изданиями, анализируя некое культурное явление, нередко смотрят на оное «замыленными» глазами - видят то, чего нет, а лежащее на поверхности не замечают. Для доверчивых читателей таких рецензий последствия авторского «замыливания» могут быть не столь радикальными, как последствия «упёртости» капитана милиции Жеглова для Ивана Сергеевича Груздева, подозревавшегося в убийстве жены, но всё равно достаточно серьёзными. Знаю об этом не понаслышке: вряд ли забуду когда-нибудь, какой шок испытала в 1991 г молоденькая девушка, побывавшая в 1988-м на премьере фильма С.Соловьёва «АССА» и почитавшая журнальные статьи об авторе трёх (исполнителе четырёх) из звучащих в нём песен. Через 3 года она попала на концерт «БоГа, от которого исходит сияние» и услышала там "полублатняк" про коммунистов, поймавших мальчишку... Не цитирую: захотите – найдёте в Нете и текст, и видео.
Должен признаться, что 14 лет назад я сам попал под обаяние «Аватара – 1». Содержание этого 280-миллионодолларового «блокбастера» (по наиболее осторожным оценкам и без учёта расходов на рекламную кампанию) Д.В.Аграновский излагает так:
«Напомню, в «Аватаре» 2009 г речь шла о прекрасной планете Пандора, которую американцы-земляне, ничем не отличимые от НАТОвцев, грабят, изгоняют местное население, уничтожают их святыни и природу. Сопротивление местного населения возглавляет землянин Джейк Салли, которого как в первой, так и во второй части просто замечательно играет австралийский актёр с совершенно русской внешностью Сэм Уортингтон. Джейк – бывший морской пехотинец, а не учёный, простой парень, который попал в экспедицию случайно, после того, как грабитель убил его брата-близнеца, учёного, участника программы «Аватар». А «аватар», искусственно выращенное тело аборигена, через которое Джейк общается с местными жителями, настроен на конкретный генетический код, потому не подойдёт никому другому. Джейк чист душой и сердцем, что оказывается очень полезным – аборигены, умеющие видеть душу человека, принимают его к себе. В течение трёх месяцев Джейк живет среди пандорцев и за это время успевает полюбить их по-настоящему.
Кэмерон показывает удивительно красивый мир Пандоры, просто захватывающий дух – огромные леса, водопады, радуги, невероятный животный и растительный мир. И вот этот прекрасный мир «небесные люди», как называют их местные жители, пришельцы, колонизаторы, оккупанты, начинают уничтожать без всякой жалости. «Если у кого-то есть то, что нужно вам, вы просто объявляете его врагом и грабите!» – возмущается Джейк.
Первая часть закончилась изгнанием «небесных людей» обратно на Землю...»
По мнению Дмитрия Владимировича, успех фильма в разных странах объясняется не только участием великолепных артистов и качеством съёмки:
«Да, с технической точки зрения «Аватар» просто произвёл революцию в кинематографе... Но это были всего лишь средства донести основную гуманистическую мысль. Именно поэтому фильм так понравился простым жителям Земли – ведь кино является самым демократичным, массовым, доступным видом искусства и сборы делают именно обычные люди... «Аватар-1» тогда побил все рекорды кассовых сборов. Помню, у нас в России ажиотаж продолжался несколько месяцев. Фильм очень хвалил, в частности, тогдашний президент Боливии Эво Моралес, а палестинцы провели антиизраильскую демонстрацию, переодевшись в костюмы пандорских жителей нави».
Тогда, в 2009-м, я увидел в кэмероновской картине примерно то же, что усмотрели в ней Аграновский, президент Боливии, ближневосточные антисионисты и другие «простые жители Земли». И если я, в отличие от, как минимум, одного человека из этого списка, изменил своё мнение через 11 – 12 лет, то виноваты в этом исключительно происходившие в стране и мире крупномасштабные перемены, каковых ни моё сердце, ни мои глаза отнюдь не требовали.
Возьмём так называемую пандемию COVID-19. В ходе этой, как я уверен «на все 100», глобальной репетиции планируемой на будущее операции по изменению мироустройства вскрылись и стали широко известными такие факты, о каких ни ваш покорный слуга, ни большинство «прессуемых» израильтянами палестинцев, ни, может быть, даже Эво Моралес и его окружение не имели в сравнительно далёком 2009-м ни малейшего представления.
Помимо «пандемии» и всего, что «завертелось» вокруг неё (включая публикацию «Майн Кампф» ХХI века - книги Клауса Шваба «Великая перезагрузка»), на моё восприятие вышедшего на экраны в прошлом году «Аватара – 2» повлияли: бесчинства «гопников» и вандалов из Black Lives Matter в ЛСМ (напоминаю – США, «Лучшая Страна Мира») после случайного убийства полицейскими сопротивлявшегося задержанию чернокожего бандита; процессы, начавшиеся в связи с этим в Европе (воздаяние почестей тому же покойнику спортсменами перед началом соревнований, признание главой англиканской (государственной британской!!!) церкви Иисуса Христа чернокожим и т.п.); свержение президента ЛСМ Дональда Трампа по «укромайданному» сценарию; масштабы и ХАРАКТЕР развёрнутой на Западе после начала нами специальной военной операции на Украине антироссийской пропаганды.
Прежде чем объяснить, чем и почему видится мне в новом свете «Аватар-2: Путь воды», познакомлю вас с тем, что пишет о фильме Д.В.Аграновский. Там, где посчитал необходимым, вставил в его текст свои комментарии.
"«Аватар: Путь воды» сейчас повторяет грандиозный успех «Аватара», и кассовые сборы составляют уже 2 миллиарда долларов, хотя прокат очень далек от завершения. Даже для меня стало неожиданностью, что «Аватар: Путь воды» оказался намного жёстче, злее, непримиримее к оккупантам и колонизаторам, чем первый фильм. Несмотря на все красоты и спецэффекты, впечатление он оставляет весьма тяжелое, и аллюзии в этом фильме настолько конкретные и понятные, что ясно любому – это фильм не о какой-то далёкой планете, а о нашей Земле, о нашей борьбе с колонизаторами и фашистами".
Комментарий - S.N. О нашей ли? Предположим, что насчёт «непримиримости к оккупантам и колонизаторам» Дмитрий Владимирович прав. А КТО изображается сегодня в западных СМИ оккупантами и колонизаторами?
Но вообще-то, планету Пандору с её красотами Кэмерон, по его же словам, начал выдумывать ещё в детстве, а с достижением компьютерными технологиями их современного уровня решил воплотить свои фантазии в кинематографе.
“Не знаю, насколько поймет молодое поколение, но для нашего поколения и поколения постарше, того же Кэмерона, целый ряд сцен – прямые отсылки к документальным фильмам и реальным событиям нашего недавнего прошлого”.
Комментарий - S.N. В видеоряде 2-го «Аватара» и в самом деле можно усмотреть аллюзии на исторические события второй половины ХХ века. Однако, как абсолютно верно отмечает Д.Аграновский, ассоциации с этими событиями (например, войной во Вьетнаме) фильм вызывает, в основном, у представителей моего c ним поколения и «поколения постарше». Но никак не у молодёжи – бόльшей части аудитории зрелищного фантастического кино с «навороченными» спецэффектами.
“Уверен, если бы не огромный коммерческий потенциал фильма, не всемирная известность и авторитет режиссера Джеймса Кэмерона, не видать бы ему ни финансирования, ни проката.”
Комментарий - S.N. В 2010 г без большого треска провалилась попытка экранизации фантастической повести Говарда Филлипса Лавкрафта «Хребты Безумия» (англ. At the Mountains of Madness).
Подробности этой истории можно узнать из статьи, помещённой на Яндекс-Дзене:
Остановлюсь на важнейших деталях. Сценарий киноверсии был написан в 2006 г Мэтью Робинсоном и мексиканским кинорежиссёром Гильермо дель Торо, которого любителям «киноужастиков» представлять, разумеется, не надо. Финансирование съёмок взяла было на себя корпорация «Warner Bros» - один из гигантов «масскультурного» бизнеса, - но потом вдруг отказалась, сославшись на возникновение каких-то проблем.
4 года спустя к команде «At the Mountains of Madness» присоединился, в качестве исполнительного продюсера, Джеймс Кэмерон. Вдохновлённые такой поддержкой Робинсон и дель Торо вновь с энтузиазмом взялись за дело, но опять получили отказ – на этот раз от «Universal Studios». Компания мотивировала своё решение тем, что ей НЕ ПОНРАВИЛСЯ СЮЖЕТ картины, а также несогласием с режиссёром в части знака информационной продукции, который следует присвоить фильму. Кинематографист настаивал на классификационном знаке R (рекомендуется для просмотра лицам от 17 лет и старше), а «Универсальные студии» хотели запустить фильм в прокат в категории PG-13 (т.е. можно смотреть детям, достигшим 13-летнего возраста). Прочитайте роман «Хребты Безумия», посмотрите, если не видели, любой фильм дель Торо – и сами для себя решите, кто был прав.
Как видим, ни «известность и авторитет» Кэмерона, ни «коммерческий потенциал» ранее снятых картин дель Торо в данном случае не «сработали». Ответ на вопрос «Почему?» будет дан в последней главе этого моего эссе.
“Я вынужден рассказать часть сюжета, но советую всем – посмотрите всё своими глазами. Это не фильм, а просто пособие для агитатора и пропагандиста”.
Комментарий - S.N. Если Кэмерон действительно визуализировал в «Аватарах» игры своего детского воображения, то «привязки к фактам новейшей истории», возможно, преследовали чисто прагматическую цель: придать фабуле дополнительную актуальность и гарантированно заинтересовать проектом компании, которые могли бы взять на себя производство и распространение картины (в итоге ими оказались TSG Entertainment II и 20th Century Studios).
Но счесть то, что в результате вышло в свет, пособием для пропагандиста, тоже очень даже можно. Только пропагандиста чего?
“Итак, с событий первого фильма прошло больше 10 лет, и Джейк живет на Пандоре счастливой жизнью, как и все местные жители нави, в полной гармонии с природой. У него уже четверо детей – два мальчика и две девочки. И вот однажды в небе загорается яркая звезда. Это может означать только одно – «небесные люди» возвращаются. Если в первом фильме земляне и их корабли показаны довольно обычно, ну как просто корабли, то во второй части показано, как на Пандору надвигается военная армада – огромная и безжалостная. Из просто сцены посадки кораблей Кэмерон сделал целую драму – огромные железные чудовища (крупным планом показаны их жестокие лапы, топчущие планету) сжигают всё на своём пути. Сцена довольно страшная – корабли сжигают своим пламенем леса, местных жителей, природу, животных, птиц, деревья – всё сгорает в пламени... Открываются люки и выходят солдаты в экзокостюмах, стреляющие во всё уцелевшее живое, выезжают танки и бульдозеры, сокрушающие всё на своем пути.
Уцелевшие аборигены, животные и птицы, раненые и обожженные, в ужасе спасаются бегством.
Следующая сцена – события через год. Партизаны пускают под откос поезд с оружием. Я не шучу. Аборигены под руководством Джейка Салли организовали партизанскую войну против оккупантов и колонизаторов. Быстро движется поезд, его сопровождают несколько вертолётов. Партизаны подрывают железнодорожное полотно, стремительно уничтожают вертолёты и военных, и захватывают груз с оружием.
Следующая сцена – база «небесных людей» (у меня язык не поворачивается называть их «землянами»). Командующий объясняет задание главному злодею из первого «Аватара» – полковнику Майлзу Куоричу, который теперь сам не в виде человека, а он и вся его группа в виде «аватаров» – местных аборигенов. «Мы прибыли сюда, потому что Земля умирает. И у нас большие виды на эту планету. Но сначала мы должны зачистить местных. А Салли и его люди постоянно беспокоят нас и ставят под угрозу всю экспедицию». То есть если в первой части оккупанты просто грабили планету, сейчас задачи изменились – они хотят ее захватить, уничтожив местное население, как они неоднократно делали в своей истории, с теми же индейцами, например.
Командующий даёт полковнику Куоричу и его группе задание найти и уничтожить Салли. Для этого в их распоряжении все ресурсы. Салли, узнав об этом, понимает, что под угрозой уничтожения оказывается всё его племя, и решает с семьёй бежать к жителям островов. Всё остальное действие происходит среди племён архипелага, большая часть в воде, отсюда и название фильма.
Опять, как и в первой части, работа художников просто потрясающая. Прекрасный мир, живущий в гармонии. И вот в этот мир вламываются безжалостные оккупанты. Чтобы найти Салли, полковник Куорич и его отряд обыскивает все острова, избивая и пытая местных жителей, после чего их деревни сжигают напалмом – прямая аллюзия с фашистами и с американцами во Вьетнаме. Настолько прямая, что людям постарше видно, как эти сцены просто пересняты с документальных фильмов, что, разумеется, не совпадение, а прямая идея режиссёра”.
Комментарий - S.N. «... людям постарше...». А сейчас, как «хорошо знают» юные граждане Штатов и «Гейропы», русские лупят ракетами по украинским роддомам.
“Для того чтобы добраться до Салли, Куорич зафрахтовывает огромный корабль-китобой. Чем занимаются эти китобои, надо сказать отдельно. На Пандоре живёт разумное племя китов – тулуны. У этих тулунов есть свой язык, своя культура и даже песни, они огромны, как земные синие киты, но не хищники и очень миролюбивы, у них запрещено убивать. Люди охотятся на них, потому что железа, находящаяся около мозга тулуна, вырабатывает уникальное вещество – примерно около литра с каждого тулуна. Это вещество полностью останавливает старение человека, и вот этот один литр стоит 100 миллионов долларов, остальное тело тулуна выбрасывается. Предпочтительнее убивать самок с детёнышами, потому что их легче убить, они связаны детьми и у них выработка нужного вещества самая наибольшая. Понятно, что даже на Земле это вещество доступно не всем людям, а только самым-самым богатым. «Небесные люди» охотятся на тулунов весело, с шутками-прибаутками и с жадным азартом. К тому же такая охота почти безопасна. Крупный план – убитая мама-тулун и ее плачущие дети вокруг”.
Комментарий - S.N. К этим китам мы ещё вернёмся - их присутствие в сюжете, безусловно, очень сильно упростило Кэмерону претворение его замысла в жизнь.
“И в том же духе весь фильм. Оккупанты уничтожают, пытают, убивают, сжигают. Они решительны в своем грабеже, жадны, жестоки и вообще, хоть формально это люди, ничего человеческого в них нет. Все манеры оккупантов Кэмерон показывает максимально близко к фильмам про армию США и НАТО – та же форма, те же манеры, чтоб, не дай Бог, никто не ошибся, кого режиссер имеет в виду”.
Комментарий - S.N. Новая вариация на тему старого анекдота про Сталина. На пресс-конференции репортёр спрашивает кинорежиссёра, снявшего фантастический фильм с явными намёками на реальные деяния своих современников:
- И кого же вы имели в виду?
Режиссёр:
- Разумеется,... (тех-то и тех-то)!
Репортёр:
- Вот как?
Он же, обращаясь к представителю финансировавшей съёмки компании:
- Ну а Вы кого имели в виду?
“В конце фильма конкретная группа оккупантов получает по заслугам по полной программе, и это справедливо. Один из сыновей Салли погибает в этом сражении. Сам Салли понимает, что прятаться и убегать – не выход, надо сражаться и побеждать. Конец фильма. Третья часть уже практически полностью отснята, и ее выход запланирован на 2024 год, если, конечно, НАТОвские оккупанты и колонизаторы не устроят к тому времени всему миру кровавую баню”.
Комментарий - S.N. Если движение мира в направлении, определившемся в 1990-х годах, продолжится, то за судьбу «Аватара – 3» я совершенно спокоен. Более того: я, в отличие от Дмитрия Владимировича, убеждён, что «Путь воды» был прямо-таки обречён и на обильные финансовые вливания, и на широчайший прокат.
“Своевременность выхода фильма трудно переоценить – его как будто специально выпустили к тому времени, когда наша страна начала всемирное восстание против неоколониализма.
Искусство должно быть гуманистичным и должно отражать жизнь. «Аватар: Путь воды» полностью соответствует обоим этим критериям. Будущего у колониализма нет”.
Комментарий - S.N. Насчёт своевременности см. выше: похоже, к счастью для Кэмерона, настало время, когда пришёлся «ко двору» его давнишний замысел. А что до колониализма, то у него нет и настоящего. Процесс освобождения географических окраин колониальных империй из-под власти метрополий принял во 2-й половине прошлого столетия лавинообразный характер и фактически завершился к началу текущего века. Процесс этот объективен, он не мог не набирать силу по мере ускорения экономического и культурного развития зависимых от великих держав территорий и роста самосознания их населения (образовываемого миссионерами и учителями в построенных «белыми» школах). Колонизация, выражаясь марксистским языком, сама взрастила своего могильщика. Сегодня статус колоний имеют разве что те страны, чьё население не ощущает «национальную государственность» как насущную потребность.
А так называемый неоколониализм – форма порабощения внешними силами народов, стран и целых регионов без прямого завоевания и лишения независимости – к несчастью, не только благополучно существует, но и намеревается перейти на качественно новый уровень. Напомню, что пресловутая глобализация - в том виде, в каком мы её сегодня имеем – это организуемая отрабатывающими деньги наднациональных экономических корпораций международными институтами деятельность, направленная на подчинение всех государств и их граждан этим корпорациям. В эпоху колониальных империй хотя бы последние были подлинно независимыми – экономически и политически – государственными образованиями; с появлением НАТО и особенно Евросоюза о суверенитете даже некогда сильных европейских стран можно и нужно забыть.
Строить идеологическое, культурное и нравственное сопротивление неоколониализму (сейчас - глобализму) на фундаменте устаревших ещё в прошлом веке антиколониальных догм – это всё равно, что пытаться поднять народ на борьбу с фашизмом призывами изгнать из страны татаро-монголов. Это даже хуже такой нелепости, потому что глобализационная идеология прямо противоположна по формальным признакам колонизаторской идеологии. Если в основе последней лежала поэтически сформулированная Радьярдом Киплингом идея «бремени белого человека» (т.е. подвижничества в деле просвещения и нравственного воспитания отсталых народов и искоренения диких, бесчеловечных традиций и религиозных ритуалов), то первая взяла на вооружение ряд вполне коммунистических «мантр» вроде «права наций на самоопределение» и «борьбы с империализмом». После 2-й мировой войны все (!) сопровождавшиеся чудовищными преступлениями вмешательства США и НАТО в дела других стран – от Кореи и Вьетнама до Югославии, Ливии и Украины – происходили под соусом поддержки либо национально-освободительных движений, либо восстаний против диктаторских режимов и тиранов, либо, на худой конец, законных правителей СУВЕРЕННЫХ государств в борьбе с агрессивными сепаратистами. А летом 2022 г Комиссия правительства США по безопасности и сотрудничеству в Европе (она же Хельсинкская комиссия) обнародовала свой план по так называемой «деколонизации России», предусматривающий разделение нашей страны (как когда-то Британской и Французской империй, а на исходе ХХ века – Югославии) на несколько малых «независимых» государств [1].
Ещё один впечатляющий примерчик того, кем и как используются в наши дни антиколониальные произведения. В 1973 г ямайский негритянский певец Боб Марли, открывший миру музыку reggae («рэггей»), записал в студии английской компании “Island” («Остров») песню "Get Up, Stand Up" («Поднимайтесь, вставайте»). Очень скоро она стала чем-то вроде гимна для жителей развивающихся стран, реально боровшихся с остатками колониализма. Автор песни, т.е. Марли, умер в 1980 г. Не знаю точно, к кому по закону перешли права на его наследие, но не думаю, что кто-то из владельцев этих прав переехал на Украину. И тем не менее, в 2014 г тамошняя банда... то бишь рок-группа “Bloom Twins” записала свою версию этой песни - в поддержку «евромайдановцев», собравшихся на площади Независимости (!!!) в Киеве. Хотя за рубежом прекрасно об этом знают (информация взята из англоязычного источника), в Международный суд на «блумтвинсов» ни в Англии, ни на Ямайке никто до сих пор не подал.
Не торопитесь приписать мне намерение выставить Джеймса Кэмерона русофобом или подлецом, который "всегда за сильных". Не знаю, как вы, а ещё не забыл старые фильмы этого режиссёра – от одновременно ужасающего и трогательного «Титаника» (1997 г; в главных ролях Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет) до нескольких снятых с помощью российских подводных аппаратов «документалок» об исследовании океана, в которых американские кинематографисты откровенно признаются в симпатии к русским. Кроме того, я не разделяю мнение Д.В.Аграновского: мол, фильм «Аватар – 2» - о колонизаторах и империалистах. Те, кто де-факто дал картине «зелёный свет», будут, несомненно, очень довольны, если малограмотные и большепузые от чипсов, «гамбургеров» и перемещений исключительно на «колёсах» западные тинэйджеры увидят в «небесных людях» участвующих в специальной военной операции россиян. Но для меня совершенно ясно – это кино снималось не о нас.
Продолжение см:
________________________________________________________________________________
[1] См. https://www.pravda.ru/world/1722726-po_razdeleniju_rossii/