Найти тему
дневник ролевика

Правда ли, что самураи рубили людей на улицах, чтобы испытать меч?

Было в Японии такое понятие, как "цудзигири" - в литературном переводе "удар на перекрестке" (гири - удар вообще). Считалось, что его задача, его кровавая целесообразность, вполне свойственная, впрочем, духу самурая - это проверка либо боевых качеств самого клинка, либо умения боевой рубки мечника в условиях, относительно приближенных к реальным.

Ибо в бой идти без проверки меча как-то стремно, а никакая соломенная макивара, никакой глиняный куб или конус не дадут того же сопротивления лезвию, что человеческое тело - ибо меч все-таки не солому и не глину рубить предназначен, извините...

Короче, правда. Источники на это есть, причем весьма даже древние. Самый древний в истории Японии относится к императору Бурэцу (точнее, царю - он еще не титуловался тэнно), правившему в 498-506 гг. У сего монарха была дивная привычка - по ночам выходить из дворца, аки Гарун Аль-Рашид, но с несколько иной целью...)

Хроники VIII века, "Нихон-сёки", прямо пишут, что в шестой месяц пятого года своего правления он пошел вдоль каналов (видимо, ирригационных, орошавших рисовые поля) рубить людей... Правда, не мечом - а хоко, разновидностью древкового оружия. Один из русских переводов уточняет - это была трехлопастная алебарда, но скорее это был давний предок нагинаты.

Но, правда, царь Бурэцу вошел в японскую историю как очень нехороший человек, редиска. Он любил, например, лично проводить судебные заседания, где основным приговором была казнь - и он же любил лично ее исполнять. По другим слухам, страдал... Нет, наслаждался алкоголизмом, и весь дворец при нем не вылезал из запоя. Кстати, не исключено, что именно после, и благодаря Бурэцу в дальнейшем в дворцовый протокол вошел строгий наказ - во дворце сакэ не распивать!

Так что его ночные развлечения с нагинатой, грубо говоря, в полной мере "цудзигири" еще не были - он убивал для удовольствия, хотя ряд его заступников и считает, что для испытания оружия...

Цудзигири именно как "полевая испытательная практика" появился после войны Онин, с началом "темных годов Японии" - Сэнгоку Дзидай, их полуторавековой междоусобицы. Самурайское общество крайне нуждалось в высококачественных мечах - но централизованной власти в стране не было, каждый удельный дайме был сам по себе, как у Высоцкого:

Каждый взял себе надел,

Кур завел, и в нем сидел,

Охраняя свой удел не у дел!

Фактически это время в Японии проходило под девизом "каждый сам за себя". Законов, определяющих порядок тестирования мечей, не имелось. Выход, с точки зрения японцев, оставался один-единственный...

Так, например, подобно древнему императору Бурэцу, регулярно покидал свою резиденцию в Киото по ночам тринадцатый сегун Асикага - Ёситэру (1536 - 1565), чтобы вдоль дорог рубать прохожих. Еще и меч в черную бумажку заворачивал, чтобы не отблескивал. Это тайной, в общем, не было - об этом говорится в книге периода раннего Эдо "Таён-ки".

-2

Причем горожанам прекрасно были известны места, где любили бродить ночами высокопоставленные самураи с острыми железяками. Так, особенно опасным считался, как говорит источник "Хатидзюо-мукаси-моногатари", в новой столице Эдо участок дороги меж резиденциями Нагасаки Тиярикуро и Суда Кюэмона в Банте - там подобные инциденты случались буквально каждую ночь, а также заросший травой пустырь меж Огури Ханэмон, Мамия Ситиробэй и Цудзуки Матаэмон. В общем, господа попаданцы, попадете в Японию в период раннего Эдо - туда не суйтесь, голову там потерять было легче легкого, внезапно и ни за что...)

Несмотря на то, что правительство Токугава с почти самых первых лет правления запретило практику цудзигири, нелегальным образом она сохранялась еще довольно долго, как минимум до середины периода Эдо. Ходил упорный слух даже о том, что цудзигири в молодости занимался сам третий сегун Токугава - Иэмицу...

Источник - М. Сеско, "Тамэсигири: история и развитие испытаний японского меча".